Доклад на тему Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в современной системе профессионального образования


«Самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний»
К. Д. Ушинский
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в современной системе профессионального образования
Психолого-педагогическое сопровождение-это оказание эффективной квалифицированной педагогической и психологической помощи обучающимся, это процесс, определяющий условия развития личности.
Современному обществу нужны сегодня выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Выпускники должны быть сегодня конкурентно-способными на рынке труда. Это и будет стратегическая цель процесса обучения и воспитания. Для того, чтобы сформировать конкурентно-способного выпускника, способного и готового к деятельности, основанной на знаниях и опыте, нужно выстроить систему тактических целей или операциональных, то есть определить с помощью каких операций их можно реализовать. Сформировав группу и проведя анкетирование и собеседование , определяются конкретные цели на каждом конкретном этапе. Каждый человек в определенные периоды своей жизни испытывает трудности в связи с освоением нового вида деятельности, с переходом к новым условиям жизни, то есть адаптироваться к новым условиям жизни. Степень успешности адаптации зависит от степени сохранности физического и психологического здоровья человека.
Процесс адаптации первокурсников имеет свои особенности, так как человек –это социальное существо, которое имеет эмоции, переживания, стрессы и свои умозаключения.
Анализ проведенных анкет показал, что у многих,
-это 72%, присутствует чувство страха перед учебой;
-у 56% отсутствует беглость мышления ( то есть способность быстро генерировать поток идей, возможных решений),
-63% показали недостаточность умений и навыков самостоятельного умственного труда, а оригинальность мышления присуща только 20%.
Для успешного процесса адаптации важную роль играет сплочение коллектива, для этого необходимо сделать так, чтобы каждый чувствовал себя хорошо, радостно в ближайшем будущем. Этому способствуют в большей степени совместные мероприятия, диспуты, круглые столы, которые делают жизнь студента богатой по содержанию, способствуют созданию благоприятного социально-психологического микроклимата в группе, способствуют скорейшей адаптации студентов, возникновению положительных эмоций , возникающих от процесса деятельности и достигнутого результата. Благоприятная обстановка помогает скорейшему усвоению теоретических и практических навыков по специальности, формированию гражданской позиции и правовой культуры у студентов. Нельзя не согласиться с утверждением А.С. Макаренко, что источником движения коллектива вперед, является завтрашняя радость, к которой стремятся все. И это происходит быстрее в процессе общего труда, общей деятельности. Таким образом создаются условия для саморазвития каждой личности, самореализации и творческого роста.
Показателями адаптации обучающихся к новой среде является их приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой. Главная задача педагогов построить правильно образовательный процесс на высоком профессиональном уровне. Наша профессия -это постоянный труд над собой, так как в мире все быстро меняется, мы должны смело и уверенно идти вперед вместе с обучающимися. Не зря латинский афоризм звучит: «Трудись как муравей, если хочешь быть уподобен пчеле». Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Существуют эмоциональные методы -это метод поощрения, стимулирующее оценивание, создание ситуации успеха, удовлетворения желания быть значимой личностью;
познавательные методы мотивации - это опора на жизненный опыт, познавательный интерес;
волевые методы мотивации - информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, прогнозирование будущей деятельности.(«Молодой ученый» 2014г.)
Положительный результат процесса адаптации достигается быстрее, если педагогический процесс строится на педагогике сотрудничества, в основе которой лежат гуманистические идеи. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, не прямое принуждение, а положительное стимулирование в сочетании с терпимостью к имеющимся недостаткам. Работа со студентами должна протекать в содружестве с сохранением консультационных функций, без навязывания своего мнения, что поможет разбудить в каждом обучающемся внутренние силы и возможности и использовать их для более полного и свободного развития личности.
Педагогическое сотрудничество –это направление, представляющее собой систему методов и приемов воспитания и обучения, строящихся на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. В процессе которого важно:
- не запрещать, а направлять;
-не принуждать, а убеждать;
- не командовать, а организовывать;
-не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Учить ощущать радость от учебы – это очень трудное дело, непростое, поэтому педагогам приходится много работать над собой.
Очень важно , чтобы студенты почувствовали, что в них видят не только студента- робота, но воспринимают как человека, уважают, и у них есть реальная возможность получить то, зачем они пришли в учебное заведение. Педагоги и преподаватели выступают равноправными партнерами. От педагогов обучающиеся получают достаточно необходимой информации для самостоятельной работы и для формирования своей жизненной позиции. В таком учебном процессе присутствует приоритет диалогических форм общения, организация сотрудничества студентов между собой, обращение к студентам по имени. Педагогическая работа строится на основе технологий конструктивного изменения поведения, направленного на творческую самореализацию в учебе и в профессиональной деятельности. Задача педагогов в отличии от школы научить обучающихся работать самостоятельно, уметь искать нужную информацию и быть готовым решать неизвестные новые задачи. Технология сопровождения в образовательном процессе - это это область научно-практической деятельности целого ряда специалистов, то есть -воплощение на практике идеи гуманистического и личностно-ориентированного образования, способствующего созданию условий для полноценного развития личности, создания условий для эффективного становления личности.
А. Маслоу писал, что человек , который смог реализовать свой потенциал – это не человек, которому что-то добавлено, а это человек , у которого ничего не отнято.