Газета по ИЗО Акварельный портрет


Акварельный портрет
Первая половина XIX века – время расцвета акварельного и карандашного портрет в русском искусстве. Вы, конечно, помните, что в то время ещё не умели фотографировать и вместо фотографий художники создавали изысканные нарядные портреты. В дворянских домах и усадьбах эти портреты украшали гостиные и кабинеты, их дарили на память в знак сердечной дружбы и любви. Акварельный портрет – один из самых изящных видов искусства. Акварель – очень нежная, прозрачная краска. По едва заметному наброску карандашом художник тоненькой кисточкой, с ювелирным мастерством прорисовывает детали портрета. Это требует большого мастерства – здесь нельзя ошибиться, иначе рисунок получится грязным и размытом. Среди художников, писавших такие портреты, были и ничем не примечательные ремесленники, и выдающиеся мастера. Самым лучшим мастером акварельного портрета считался П. Ф.Соколов (1791 – 1848).
Портреты, созданные им, полны искреннего чувства, а искусно выписанные детали и тонко подобранные краски создают ощущение, что перед нами маленькая драгоценность, переливающаяся всеми цветами. Крупным мастером акварельного портрета был А.П. Брюллов (1798 – 1877), брад знаменитого Карла Брюллова, создателя картин «Всадница» и «Последний день Помпеи». Часто художники рисовали портреты в альбомах. Такие альбомы были наполнены разными рисункам и стихами, это были настоящие произведения искусства. Они бережно сохранялись в каждой дворянской семье и передавались с поколения в поколение. Их любили рассматривать всей семьёй, а сегодня акварели художников хранятся в музеях и рассказывают нам о людях удивительной эпохи – эпохи Пушкина и Гоголя, которую часто называют «золотым веком русского искусства»
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда – то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир велик и чудесен!
Есть лица – подобия ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Николай Заболоцкий
Из истории возникновения портрета
Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно – магическую функцию: душа умершего должна покинуть тело, а затем вернуться, после судилища богов, к мумии своего владельца и посилиться в нём навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей – фараонов наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до нашей эры). Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Только в IV веке в портрете начинает отражаться вся полнота индивидуальности личности (Платон, Аристотель, Софокл и др.). Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближённых). Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земно бытия. Поэтому и изображение его внутреннего мира, сложных душевных переживаний, описаний бытовой среды доминировали в это время. При этом реальные персонажи приравнивались к мифологическим (вымышленным). Примеры тому – живопись с. Боттичелли, статуи Донателло. Мастера высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан – не просто создали образцы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений. В России складывается своя школа портрета, отличающаяся жанровым разнообразием. Это прежде всего парсуна, в которой слиты примеры реалистической живописи и иконы.
Викторина
1. В изобразительном искусстве соразмерность всех
частей человека.
2. Один из самых известных портретов Леонардо да Винчи.
3. Автор известного портрета «Девочка с персиками».
4. Человек, позирующий художнику при работе
Над произведением.
5. Автор портрета А.С. Пушкина, на который поэт написал
следующие стихотворные строки:
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
6. Портрет художника, выполненный им самим.