Медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса подросткового периода.


Медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса подросткового периода.
Определение:
Медико-психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.
Задачи сопровождения:
Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника
Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения
Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Подросток - Адаптация в 5 классе
Общая характеристика возраста (младший подросток)
Подростковый возраст – этап находящийся между детством и юностью, охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.
Характеризуется рядом специфических черт, таких как:
-Появление чувства взрослости.
-Ведущее личностное новообразование –  становление нового уровня самосознания. «Я – концепции» . (образ себя)
-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля.
-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
-Потребность в постоянной поддержке и принятии.
-Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.
Особенности поведения младшего подростка:
Симптомы, которые являются нормой для развития:
•Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибкое;
•Относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний;
•Симптомы кризиса наблюдаются, время от времени, в виде кратковременных «вспышек»;
•Поведение и эмоции относительно легко поддаются коррекции;
 Адаптационный период в 5 классе
Новые условия обучения и воспитания:
-Новое здание и разные кабинеты
-Новый классный руководитель и учителя – предметники
-Разные требования, стиль и методика обучения на уроках
-Большой поток информации
-Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.
-Новый коллектив сверстников
-Новые правила и нормы поведения
Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:
•Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;
•Умеет работать самостоятельно;
•Умеет планировать свои действия;
•Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;
•Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
•Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;
•Кто не делает трагедии из школьной оценки;
Основные задачи в период адаптации к 5 классу:
•Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;
•Формирование умения учиться в новых условиях;
•Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;
•Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
•Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
•Развитие ответственности и самостоятельности.
•Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.
Адаптационный период
Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.
Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):
•Возрастает тревожность;
•Снижается работоспособность;
•Повышается робость или напортив «развязность»;
•Проявление неорганизованности и забывчивости;
•Заболевания носят психосоматический характер;
•Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей;
Причины трудностей в учении:
•Недостатки учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов;
–значительные пробелы в знаниях;
–несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков.
•Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать:
–эмоциональную усталость;
–раздражительность;
–капризность;
–скандалы и плач и т.д.
•Несформированность необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого речевого развития, недостатки внимания и памяти:
•Формализм в усвоении знаний
•Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач);
•Слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, невозможность заставить себя постоянно заниматься.
Причины и следствие неполной адаптации
Причины:
•Продолжительная неуспеваемость или её снижение,
•невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,
•проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников,
•неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.
Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах):
•Низкая или напротив защитно-высокая самооценка;
•Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия;
•Чувство беспомощности и обиды;
•Формируется мотив избегания неудач;
•Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);
•Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;
•Формирование чувства неполноценности.
•Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)
Рекомендации родителям в период адаптации к 5 классу.
•Следить за здоровьем!
•Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка.
•Неформальное общение в доброжелательной обстановке.
•Не требовать в первое время от ребёнка прежних результатов.
•Не наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физически.
•Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников.
•Не применять таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства удовольствия.
•Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей.
•Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно.
•Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.
•Проявляйте терпение, выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а просто так!
Все этапы адаптации пятиклассники прошли.
С ними работали медики. Обследовали их здоровье, делали заключительные диагнозы и назначали лечение. Психолог диагностировала адаптационный период пятиклассников, давала рекомендации по каждому ребенку. Логопеды проводили свое обследование. На медико-психолого-педагогическом консилиуме специалисты рассказали об особенностях каждого ребенка. Были проведены родительские собрания, беседы, даны индивидуальные консультации по особенностям адаптационного периода пятиклассников. С учетом всех особенностей детей и рекомендациями специалистов был составлен план коррекционной работы с учащимися.
В дальнейшем продолжается сотрудничество со специалистами по мере поступления проблем. (обследование психоневрологом Терещенко, Ванькова, Титова; занятие с психологом Титов)
В чем состоит специфика работы в старших классах специальной школы?
Какие наиболее рациональные методы должны быть использованы, чтобы подростки с речевой патологией достигли необходимого уровня знаний? В чем заключается индивидуальный подход к ученику в процессе учебной деятельности? Эти и другие вопросы встают перед педагогами, ведущими обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Способы реализации основных направлений коррекционной работы во второй половине дня у старшеклассников с речевой патологией составлены совместно с учителем-логопедом и направлены на систематическое расширение словарного запаса учащихся, т.е. развитие понимания значений слов и правильное употребление в самостоятельной речи.
Дело в том, что словарь старшеклассников с патологией речи количественно и качественно беднее, чем у сверстников с нормальным речевым развитием. Особую сложность представляет вербализация отвлеченных понятий, например: глаголы-ощущения (лихорадить, иззябнуть, замирать); глаголы- эмоционального состояния и ощущения (изнывать, очароваться, взбудоражить, терзаться); глаголы-желания (вдохновлять, воодушевлять, жаждать) и т.д.
У учащихся специальной школы затруднено спонтанное обогащение словарного запаса – выделение незнакомого слова, выявление его лексического значения из контекста. При толковании новых слов необходимо использовать чувственный опыт учащихся и их понятийный богаж, опираться на зрительное, двигательное восприятие, прибегать к разным видам запоминания. С этой целью использую работу с толковыми словарями, подбор синонимов и антонимов.
Характерна для них и неустойчивость вербальной памяти, что приводит к быстрому забыванию изучаемого материала (особенно это относится к терминам). Поэтому на самоподготовке отвожу определенное время на словарную работу. Эту работу не следует слишком растягивать, но и нельзя ограничивать. Есть терминалогия, которая используется редко, встречается лишь в нескольких параграфах. Работа над этими терминами может ограничиться в рамках одной самоподготовки. Основная задача – раскрыть значение этих слов с тем, чтобы в дальнейшем не затруднялось понимание текста. Эти термины далее могут быть заменены толкованием. Как правило такие понятия не закрепляются не только в активный, но и в пассивной речи учащихся (шандры –расширение устья реки). Другое дело понятия, которые часто встречаются и без них невозможно дальнейшее понимание материала. Постепенно добиваюсь от детей прочного запоминания этих словосочетаний: наряду с лексическим толкованием проводится и грамматическая работа – данные термины включаются в грамматические конструкции, что требует изменение форм числа, падежа. Для улучшения запоминания использую опорную запись, схемы, слова записываем, ставим ударение, добиваюсь от каждого четкого произношения. При необходимости правильное произношение отрабатывается индивидуально.
Большие трудности испытывают дети при подготовке пересказа научного текста. Учащиеся с патологией речи текст читают поверхностно, основные усилия затрачивая на технику чтения. Многое из прочитанного остается ими не замечено и не понято, пересказать они не могут, ответить на наводящий вопрос часто вызывает затруднения. Поэтому приходится работать с учебником, использую выборочное чтение, так как в старших классах объем материала возрастает, техника чтения невысокая, чтение параграфа займет много времени. Привлекаю внимание детей к ключевым моментам изложенного в материале, предлагаю отыскать ответ на поставленный вопрос, отметить наиболее важные мысли, выделить те предложения, которые могут служить планом будущего ответа, составить план ответа, схему, опору и т. п.
Дети с нарушением речи часто бывают не в состоянии самостоятельно осмыслить те правила и определения, которые им предлагает учебник, хотя им хорошо известно значение каждого слова в отдельности.
Чтобы заучивание формулировок не было механическим приходится правило упрощать, подбирать предложения синонимы с тем, чтобы ученикам было легче устанавливать причинно-следственные связи между описываемыми явлениями.
Хотелось бы обратить внимание еще на несколько моментов в работе с учебником. Восприятие печатного текста учащимися с патологией речи имеет своеобразные черты. «Речевые» дети не всегда могут видеть все предложение целиком, часть слов выпадает из поля зрения, и таким образом не все смысловые связи, заключенные в предложении, ими улавливаются. Например, в предложении «Дополнение обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже» словосочетание «в косвенном падеже» ученики относят только к понятию местоимение, так как в печатном тексте оно непосредственно соседствует. Приходится данное правило уточнять следующим образом: «Дополнение обычно выражаются именем существительным в косвенном падеже или местоимением в косвенном падеже»?
В учебных текстах используется ряд клишированных, застывщих синтаксических моделей,, в которых для выражения видо-родовых отношений используется в качестве связок глагол есть ( в том числе и нулевой вариант), является, называется, например:
Корень – это общая часть…
Треугольник является геометрической фигурой.
Эти синтаксические модели являются синонимичными, образуют структурную иерархию. Поэтому они вводятся последовательно, их освоение требует кропотливой работы. Оправданной моделью служит двусоставное предложение с нулевой связкой. Изменяя конструкцию, учащиеся моделируют определение по схеме, что является чем и что является одной (-им) из чего:
Дополнение – второстепенный член предложения.
Дополнение является второстепенным членом предложения.
Дополнение является одним из второстепенных членов предложения.
К модели предложения «Что называется чем» лучше подойти через структуру «Что – это что»:
Треугольник – это геометрическая фигура, которая…
Треугольником называется геометрическая фигура, которая…
Геометрическая фигура, которая…., называется треугольником.
Понимание учебного материала должно находиться под постоянным контролем педагога. В процессе чтения текста учебника ученикам задаются вопросы: «Как это можно сказать по другому?», « Расскажи своими словами», «О чем ты сейчас прочитал?», «Как ты понял прочитанное?».
Если ученик , вместо того чтобы воспроизвести прочитанное своими словами, начинает перечитывать текст еще раз, это значит, что смысл предложения (определения, правила…) ему непонятен.
Умение трансформировать предложения, подбирать синонимичные обороты важны еще и потому, что они готовят учащихся к пересказу учебного текста, способствуют развитию речевых навыков подростков, их логического мышления.
Чтобы облегчить детям с нарушенным речевым развитием эту задачу можно использовать штампы. Они помогают учащимся организовать, упорядочить свои высказывания или записи.
Они уводят их от примитивных высказываний, заставляя обратиться к лексике и синтаксису, характерным для книжного стиля. Сюда можно отнести развернутые сообщения, которые на протяжении всего курса строятся по одному плану. Это характеристика природных условий региона на уроках географии, политического строя страны на уроках истории, описание свойств веществ на уроках химии, внутреннее строение животных на уроках биологии и т. п.
Организую дискуссии обсуждения различных вопросов. При этом использую определенные лексико-синтаксические модели, помогающие им в построении высказываний, например:
Я считаю, что…
Мне кажется, что…( сочинение по литературе)
Разрешите мне дополнить рассказ.
Эти синтаксические схемы позволяют избежать односложных ответов, дети учатся вести обсуждение в соответствии с речевыми нормами, принятыми в обществе.
Большое внимание уделяется технике чтения. Дети, не умеющие быстро читать, не могут усвоить объемный материал старших классов.
При подготовке домашнего задания ведется работа над подробным , сжатым и выборочным пересказом.
Разнообразные виды работ, используемые мною на самоподготовке вызывают интерес и приносят положительный результат.
При подготовке общешкольных, классных мероприятий я не выбираю лучших способных ребят, а привлекаю всех и веду работу со всеми. Приходится с каждым работать над выразительностью, артистичностью, эмоциональностью. Это очень сложно и необходимо время. Дети в моем классе постепенно привыкают к аудитории и чувствуют себя в дальнейшем комфортно. Это способствует в дальнейшем успешной адаптации в обществе.