Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище»


Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище»
Полякова В.В.
В условиях невероятно быстро меняющейся социальной действительности, роста престижа Вооруженных сил и воинской службы в системе образования России наметилась тенденция возрождения таких учебных заведений, как кадетские корпуса, кадетские училища, которые имеют свою специфику и сильно отличаются от школы жесткой дисциплиной, интернатским режимом, серьезными специфическими нагрузками, близкими к армейским порядкам. 
 Для обеспечения успешного развития детей в условиях ФГКОУ КПКУ в 2015 г. создана психологическая служба, которая играет важную роль в системе психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение (далее ППС) на практике зарекомендовало себя как составная часть образовательной системы в обеспечении адаптации детей и как активный субъект профилактики неблагополучных явлений. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в рамках научно-практического подхода является неотъемлемой технологией для создания благоприятных условий обучения и воспитания кадет, чтобы вырастить ребят не только физически крепкими, познавшими секреты военного мастерства, но и духовно богатыми, культурными людьми.  
В настоящее время разработаны и действуют ППС программы, перспективный и текущий планы. Психологическая служба училища занимается разработкой модели психолого-педагогического сопровождения для создания системы психологических условий в решении задач развития (образования) обучающихся разного возраста и с разными индивидуальными особенностями в конкретной образовательной ситуации. 
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся, их успешного обучения, профессионального самоопределения в соответствии с выбранным профилем обучения, формирование нравственного потенциала и морально-этических норм личности обучающихся, содействие социально-культурной адаптации в современном социуме 
Полноценное развитие кадета на всех ступенях жизни складывается из двух составляющих: 
· реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития; 
· реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда. 
         Качество сопровождения определяют его базовые принципы: комплексность, непрерывность, междисциплинарность, приоритет интересов ребенка, командный подход, согласованная работа всех специалистов сопровождения - психолога, воспитателя, классного руководителя, медицинского работника, социального педагога, преподавателя и др., комплексный, междисциплинарный, интегративный подход к решению любой проблемы развития ребенка. 
Деятельность психологической службы выстроена по принципу системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенной М.Р.Битяновой, в рамках которой педагог-психолог решает три основные задачи: 
1.Отслеживание особенностей психологического развития кадета на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности. 
 
2.Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа. 
 
3.Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности психологического развития. Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, "не берут" из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа педагога-психолога. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы. 
 
Основными видами деятельности ППС являются: работа с обучающимися и кадетскими коллективами (диагностика и мониторинг; психологическое обучение и психопрофилактика; консультирование и психокоррекция; диспетчерская работа); работа с педагогическим коллективом (взаимодействие с классным руководителем и воспитателем; взаимодействие с педагогами–предметниками и педагогами дополнительного образования) и работа с родителями/законными представителями. 
Основные направления психолого-педагогического сопровождения
Сохранение и укрепление психологического здоровья.  
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся. 
Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения.  
Выявление и поддержка одарённых детей. 
Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.  
Развитие экологической культуры.  
Дифференциация и индивидуализация обучения.  
Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.  
Формирование  коммуникативных навыков   в разновозрастной среде и в среде сверстников.   
Поддержка кадетского самоуправления. 
  
Технология определения содержания психолого-педагогического сопровождения
  Модель психолого-педагогического сопровождения УВП училища функционирует на индивидуальном, групповом уровнях, 
Основные формы сопровождения деятельности педагога-психолога конкретизируются в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. В любом случае обеспечивается минимум психологического сопровождения участников образовательного процесса (консультирование, диагностика, развивающая, коррекционная работа, профилактика и просвещение, экспертиза).  При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог осуществляет дополнительные виды работ, либо переадресовывает обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующейся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.   
Консультирование проводится с педагогическими работниками по запросу; с кадетами, имеющими проблемы в общении и обучении; с родителями кадет, имеющих проблемы в общении и обучении. На консультации часто обращаются с проблемами воспитанники, встретившиеся с какими-либо трудностями психологического характера (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), классные руководители (школьная дезадаптация, неуспеваемость, конфликтное поведение кадет), родители и педагогические работники (нарушение детско-родительских отношений, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими). 
Развивающая работа направлена на развитие навыков самоанализа и саморегуляции, умений, связанных с умением поддержания позитивной самооценки и позитивного самоотношения, проектирование и поддержка эмоционально-положительного климата в училище. Данная работа включена в систему дополнительного образования через уроки психологии, проходящие по расписанию еженедельно в течение учебного года. Данная работа проводится по следующим утвержденным программам: «Адаптация, сплочение детского коллектива», «Психология общения», «Мир вокруг нас», «Психология деятельности», «Психология личности» (5-9 классы), «Обучение жизненно важным навыкам» (5, 8 кл.).  
Занятия проводятся индивидуально и в группе. Групповые занятия, направленные на повышение интеллектуального, творческого и личностного потенциала кадет, имеющих проблемы в процессе обучения (5-9 классы). Групповые занятия предпрофильной подготовки направлены на формирование у кадет готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению (8-9 классы).  Подгрупповые и индивидуальные занятия с кадетами, педагогами и сотрудниками училища в комнате психологической разгрузки, направленные на предупреждение и снятие физической усталости и психологического утомления, профилактику эмоционально-стрессового состояния, восстановление работоспособности. 
Индивидуальные занятия с кадетами направлены на развитие индивидуальных возможностей, формированию психосоциальных компетенций, развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение), формирование готовности к самопознанию, самопринятию и самореализации, развитие коммуникативных навыков, повышение учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции; на профилактику проблем в период адаптации к училищу.  
Коррекционно-развивающая работа заключается в создании системы работы с кадетами, испытывающими трудности в обучении и адаптации: 
1.   Устанавливается психологический контакт с воспитанником; 
2.  Проводится диагностическая работа по выявлению причин неуспеваемости; 
3.  Составляется адресная программа психолого-педагогического сопровождения кадета и определяется эффективность проделанной работы.  
В училище внедрены 2 вида программ ППС: индивидуальные и комплексные. Отличие комплексных программ в том, что в сопровождении участвуют не только психологи и педагоги, но и медицинские работники. Заместитель училища по учебной работе утверждает программы и контролирует результативность их реализации. 
Коррекционно-развивающая работа с учениками, испытывающими трудности в обучении, направлена на: 
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.  
2. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности.  
3. Развитие различных видов мышления.  
4. Коррекцию нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. 
5. Развитие речи.  
6. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.  
7. Коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях. 
 
Учитывая специфику трудностей в обучении и их причины у отдельных учащихся коррекционная, работа проводится во взаимодействии с иными специалистами, рассматривается на плановых совещаниях при заместителе начальника училища по учебной работе, планируется работа Психолого-медико-педагогического консилиума училища (далее - ПМПк).
  
Просвещение и профилактика направлены на создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ОУ и родителей и предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса: через предупреждение истощаемости, повышение сопротивляемости стрессу, преодоления высокой личностной тревожности и личностной конформности. Проводится совместная систематическая профилактическая работа психологов, педагогических и медицинских работников и родителей  по выявлению возможных социально-психологических проблем у детей;    по выявлению детей группы риска (по различным основаниям); по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в  педагогическом и детском коллективах. 
 Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме:  
–   скрининг-обследования всех кадет с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей группы «психологического риска» и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними;  
–  устного и письменного опросов педагогов и родителей с целью уточнения социальной и образовательной ситуации развития ребенка, а также выявления факторов, определяющих его попадание в категорию детей группы «психологического риска». При неблагоприятных социальных условиях (гиперопеке, дефиците эмоционального контакта и др.), особенно на базе врожденного нарушения или типа ВНД (наиболее существенными являются такие параметры темперамента, как реакция на новые стимулы, приспособляемость, интенсивность эмоций и качество настроения), возможно появление отклонений в формировании личности. Проводится работа по адаптации субъектов образовательного процесса (кадет, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:   
–  анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;  
 –  групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;  
 –   информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.  Дополнительно отслеживается динамика социально-эмоционального развития обучающихся.   
Для создания благоприятного социально-психологического климата в ОУ. В каникулярное время проводится профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива. В первой четверти проводятся специальные занятия по адаптации детей к условиям училища. Во второй четверти - декада по профилактике употребления психоактивных веществ с воспитанниками.  Профилактическая работа продолжается и в третьей, и четвертой четверти с кадетами, в том числе и детьми группы риска, осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и при проведении психологической диагностики.  
Экспертиза проводится в течении всего учебного года и направлена на исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий момент, психологический анализ личности заинтересованных участников процесса.  Экспертиза проводится по запросу администрации.    Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опирается на игровые технологии и приемы.     
Технология определения содержания ППС
Участник  Компетенция в рамках каждого этапа
Кадет  Участвует в обсуждении результатов диагностики, «детских консилиумах, анализирует вместе с классным руководителем свои учебные достижения и на этой основе ставит перед собой задачи собственного развития.  
Формы реализации: индивидуальный учебный план или индивидуальная образовательная программа, дневник достижений и т.д 
Воспитатель/классный руководитель  Проводит педагогический мониторинг результативности воспитательной работы, обсуждает результаты с педагогом-психологом и (возможно) родителями учащихся, формулирует на этой основе задачи развития ребенка. Обсуждает свое видение задач с ребенком 
Родитель/законный представитель  Участвует в совместных встречах «ребенок - классный руководитель – родитель» и формулирует свои запросы и ожидания.  
Формы реализации: специальный контракт с ребенком, устные договоренности с классным руководителем и психологом, др. 
Педагог-психолог  Осуществляет мониторинг психологического развития, обсуждает его результаты с классным руководителей и (возможно) родителями, формулирует задачи развития ребенка на ближайшее время. Обсуждает свое видение задач с ребенком (если последний личностно готов к подобной работе) 
Кадет  Реализует разработанный с помощью взрослого (классного руководителя, психолога, др.) проект собственного развития. Участвует в рефлексии, обсуждении итогов. 
Педагог-психолог  Выстраивает систему мероприятий в классе, индивидуальное общение с ребенком на основе поставленных задач. Координирует работу других специалистов. 
Родители  Оказывает поддержку действиям специалистов УЧИЛИЩА, реализует взятые на себя обязательства по воспитанию ребенка 
Воспитатель  Выстраивает работу с кадетом, подбирает режим его жизни, содержание занятий и др. под решаемые задачи. Взаимодействует с педагогами дополнительного образования. 
Преподаватель  Учитывает задачи развития при планировании урока, подборе технологий, определении содержания работы конкретного кадета на уроке и самоподготовке 
Преподаватель дополнительного образования  Учитывает задачи развития при определении содержания, форм и темпа работы с ребенком, подборе стимулов, выборе формы презентации его успехов и др. 
 
  Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в училище. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в училище. 
 I этап  – поступление ребенка в училище. Он начинается в апреле-марте одновременно с записью детей и заканчивается в июле. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение готовности ребенка к обучению в училище. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности психических процессов у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется дополнительное диагностирование. Оно направлено на выявление причин низких результатов. 
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих кадет. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации жизни ребенка перед началом занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности психических процессов и могут испытывать трудности в адаптации к училищу.  
3. Групповая консультация педагогов будущих воспитанников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер. 
 4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность. 
 II этап – первичная адаптация детей к училищу. Этот этап можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями вновь прибывших, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. 
 2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.  
3. Организация психолого-педагогической поддержки воспитанников. Такая работа проводится, как правило, психологом или педагогами во внеурочное время. В училище проводится развивающая система занятий психолога по индивидуальным программам психолого-педагогического сопровождения в период адаптации с целью создания социально-психологических условий в ситуации обучения, которые позволят ребенку успешно развиваться в образовательной среде училища. Основная форма проведения данных занятий – тренинги, они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую училищем систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь обучающимся в усвоении правил училищ. На занятиях у обучающихся формируется внутренняя позиция кадета, устойчивая самооценка.  
4. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их готовности к обучению в училище, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.   
5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации вновь прибывших детей.  
III этап – психолого-педагогическая работа с воспитанниками, испытывающими трудности в адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го года обучения и предполагает следующее:  
1.  Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление кадет, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.  
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.  
3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации. 
4.  Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направлена на анализ содержания и методики преподавания различных предметов с целью и устранения моментов, которые могут провоцировать различные трудности в обучении, в учебном процессе, стиле общения с детьми. 
 5. Организация групповой коррекционной работы с обучающимися, испытывающими трудности в обучении и поведении.  
6. Аналитическая работа, направлена на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года работы. Программа сопровождения педагогов нацелена на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся. В училище психологическое сопровождение педагогов происходит за счет обучающих семинаров, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций.  Сопровождение родителей помогает повысить их психологическую компетентность, помогает выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, осуществляется за счет просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.   
Важным направлением психолого-педагогического сопровождения училища является профориентация кадет для продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных организациях с учетом их психологических и возрастных особенностей и включает следующие этапы: 
5-7 классы- развитие у воспитанников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных военных профессиях и других сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение кадетами профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку; 
8-9 класс- уточнение образовательного запроса; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.  
На данном этапе уже отработаны программы развития кадет, диагностический инструментарий, требуется оптимизировать работу по внедрению психолого-медико-педагогического консилиума как ведущего звена в системе сопровождения, проанализировать часто встречающиеся проблемы у детей группы «норма», с которыми они сами обращались к специалистам, выявить потребности в повышении квалификации специалистов по вопросам ППС, изучить потребность родителей в информационных услугах с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и разработать программы сопровождения родителей, изучить потребность в создании автоматизированного рабочего места психолога.
Внедрение же системы ППС позволило повысить эффективность обучения и развития, активно включить в образовательный процесс все категории обучающихся; отследить психологический статус каждого кадета, улучшить успеваемость детей группы риска и способствовать их личностному росту.