Статья Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса


КГУ «Маяковская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»
«Психолого-педагогическое сопровождение
учебно-воспитательного процесса»

Заместитель директора по УВР:
Кутенко Т.В.
с.Первомайское, 2014год
«Психолого-педагогическое сопровождение
учебно-воспитательного процесса»
Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна узнать его
также во всех отношениях.
К. Д. Ушинский
Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется тем, в какой мере учитель и воспитатель располагают сведениями о том, что знают и умеют дети. Только опираясь на объективные данные о возможностях психического развития каждого ребенка, можно эффективно оказывать ему помощь в процессе обучения. (речь сопровождается слайдами презентации PowerPoint)
Сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде. (Битянова М. Р.)
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
-психологическое обеспечение образовательных программ;
-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
профилактика;
диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
консультирование (индивидуальное и групповое);
развивающая работа (индивидуальная и групповая);
коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Основные принципы организации данного вида сопровождения:
принцип демократичности ;принцип творческой позиции;
принцип партнерского общения;
принцип системности и последовательности;
принцип вариативности ;принцип экологичности.
Направления психолого-педагогического сопровождения:
решение актуальных задач воспитания;
сохранение и укрепление здоровья детей;
социально-эмоциональное благополучие ребенка в сообществе, учебном коллективе;
внутренняя дифференциация обучения в старшей школе;
качественное образование детей с особыми нуждами (с особенностями в развитии, с ограниченными возможностями);
выявление и поддержка одаренных детей;
предпрофильная подготовка и профильное обучение;
подготовка и сдача ЕНТ;
дети «группы риска» и учащиеся, находящиеся под опекой.
психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса.
Следствия психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса школы:
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Сравнивая учителя с врачом, В.А. Сухомлинский писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе». Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания, в частности — при правильной организации УВП.
Выше сказанное отражает теоретическую основу психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. О том, как данная работа реализуется в нашей школе, предлагаю узнать из видеосюжета, который мы подготовили к сегодняшнему семинару. (просмотр фильма)