Выступление на Методическом объединении на тему Работа с высокомотивированными детьми.


Приемы работы с высокомотивированными учащимися.
Чтобы начать разговор о работе с высокомотивированными учащимися, прежде всего нужно понять каких детей мы можем отнести к этой категории.
Опыт современной школы показывает, что между учениками существуют определённые различия, как в интеллектуальном плане, так и в эмоциональном. Можно выделить детей с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, самостоятельны, активны. Такие дети испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Они способны длительное время концентрировать своё внимание на одном деле, с головой погружаясь в своё занятие, если оно им интересно.
И, конечно, при выявлении таких детей у себя в классе, одной из задач учителя становится сохранение высокой мотивации и развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Ведь именно мотивация – один из факторов успешного обучения в школе.
В учебной деятельности работа с высокомотивированными детьми основывается на дифференцированном подходе. Методы и формы работы с высокомотивированными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися класса и в то же время отличаться определённым своеобразием.
Именно поэтому работа с такими детьми должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
На уроках математики мне помогает учебник математики. Этот учебник насыщен заданиями не только базового уровня, но и заданиями повышенной сложности. И если обычный ребёнок пропускает такие задания как необязательные для выполнения, то высокомотивированный ученик старается отыскать минутку для его выполнения. Также и на уроке математики, и на других уроках я использую карточки разноуровневых заданий, тестов. В настоящее время нет проблем с подбором дидактического материала, ведь он доступен как на полках книжных магазинов, так и в электронном виде. Также на уроках предлагаю детям найти разные способы решения одной и той же задачи. И, как правило, высокомотивированные дети охотно включаются в эту работу, находят эти способы решения и доказывают свою точку зрения остальным. Таким детям необходима положительная оценка их труда не только со стороны учителя, но и одноклассников.
На уроках часто использую такой вид работы как мозговой штурм.
Также применяю такую форму работы как работа в группе. Деление на группы провожу с учётом индивидуальных особенностей учащихся и поставленных перед ними задач. Есть варианты, когда необходимо, чтобы эти дети оказались в одной группе (в этом случае перед ними ставится более сложная задача). В другом случае необходимо, чтобы в каждую группу попал хотя бы один такой ребёнок, где, как правило, у него есть возможность проявить свои лидерские качества – в этом случае задача ставится перед всеми одинаковая.
Высокомотивированные дети с удовольствием вовлекаются в проектно-исследовательскую деятельность. Это помогает им глубже проникать в ту тему, к которой они проявляет больший интерес.
Стараюсь привлечь таких детей к инсценированию литературных произведений. Здесь для них полный простор для творчества, проявления личностных качеств и способностей.
Во внеурочной деятельности помогает блок дополнительного образования. Третий год ребята посещают занятия по «Развитию познавательных способностей», где я использую дидактический материал О.А.Холодовой «Информатика, математика, логика» из серии «Умники и умницы». Также к этим занятиям я подбираю олимпиадные задания прошлых лет, использую различные сборники, которые также доступны как в электронном виде, так и в печатном. Мы решаем комбинаторные задачи, задачи на смекалку.
Высокомотивированные дети с удовольствием принимают участие в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, и, как правило, добиваются высоких результатов.
Хотелось бы отметить, что огромную роль в этом играют родители. Их положительный настрой и поддержка помогает детям развиваться всесторонне, что также способствует сохранению высокой мотивации и развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Ну, и в заключении, хотелось бы сказать, что таким детям хочется выйти за рамки класса, понять на что они способны в более широком круге участников. Поэтому хотелось бы предложить проведение олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов в начальной школе на уровне нашего комплекса.