Методический материал на тему: Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии


Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Проблема социально-педагогического сопровождения детей-сирот, их подготовка к самостоятельной жизни была и остается в настоящее время одной из наиболее сложных социальных проблем, требующих взаимодействия различных социально-педагогических организаций и координации имеющихся административных ресурсов.
В период постинтернатной адаптации происходит формирование жизненных установок детей-сирот, жилищно-бытовое обустройство, активное освоение новой социальной среды, социальных связей, новых социальных ролей, реализация коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональное становление.
Правильно организованное социально-педагогическое сопровождение на данном этапе позволяет выпускнику не только найти адаптивный выход в складывающейся непростой ситуации жизнедеятельности, но и найти свой собственный путь развития, свои ориентиры, не потеряться в окружающем мире, преодолеть первичные трудности социальной адаптации и определить свой круг общения. Создана система, включающая разнообразные формы поддержки и обеспечивающие возможность взаимодействия между различными структурами, осуществляющими сопровождение детей-сирот, защиту их жилищных и имущественных прав, оказывающих социальную, психологическую, медицинскую, правовую и материальную помощь, и способная защитить детей-сирот. Когда ребенок выходит из детского дома – это еще не значит, что этот ребенок готов к жизни. Выпускники интернатов, детских домов, поступившие в техникум, как правило, оказываются неподготовленные к самостоятельной жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не знают элементарных бытовых вещей, необходимых для самостоятельного существования: как распорядиться деньгами, как следить за чистотой в своей комнате, чем заниматься в свободное время. Эти студенты характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими их ровесниками и педагогами, иждивенчеством. В учебных группах они обособляются и, как правило, доверительные отношения строят с такими же обучающимися-сиротами. Следует отметить, что дети – сироты, профессиональный выбор делают неосознанно, а иногда этот выбор делают за них, не объясняя значимость данного решения. В дальнейшем, при обучении в техникуме  ребенок видит, что выбранная профессия не отвечает его ожиданиям, разочаровывается в ней и зачастую совсем прекращает обучение. Либо получает диплом, но не работает по специальности.
Т.о. основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее дети-сироты) Задачи:
Социально-педагогическая, правовая поддержка детей-сирот.
Оказание помощи в построении взаимоотношений подростка и среды его нахождения.
Формирование качеств, необходимых для позитивной жизнедеятельности, прежде всего толерантного отношения к окружающим.
Способствовать развитию мотивации к получению профессии.
Способствовать развитию мотивации к здоровому образу жизни через организацию досуга. Развитие творческой и общественной активности, способности к самопознанию и самореализации.
Работа с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется по следующим направлениям:
Организация предоставления социальных гарантий и фактический учет за период обучения (обеспечение обмундированием согласно перечня, предметами личной гигиены, канцелярскими товарами; ведение учета предоставления социальных гарантий с первого года обучения до выпуска по каждому обучающемуся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществление контроля за выплатами и расходованием денежных средств: на личных вкладах детей-сирот: по потере кормильца, выплата алиментов)Взаимодействие с медицинскими учреждениями через организацию оказания медицинской помощи детям-сиротам (помощь в организации прохождения ежегодной диспансеризации обучающихся из числа детей-сирот; обход в общежитии с целью обследования санитарно-гигиенических условий проживания).
Взаимодействие с социальными партнерами: отделы опеки и попечительства, Управления социальной защиты, пенсионный фонд, прокуратура, суды, КДН, ОДН с целью решения вопросов социальной поддержки обучающихся из числа детей-сирот(решение жилищных вопросов, организация совместной работы с органами опеки и попечительства, подготовка документации в пенсионный фонд для начисления пенсии и т.д.).
Работа по адаптации и сохранности контингента (индивидуальное консультирование, сопровождение в столовую, знакомство с учебным корпусом, посещение в вечернее время в общежитии). Организация досуга ( изучение интересов и склонностей детей– сирот и вовлечение их в клубы по интересам, спортивные секции, кружки, студенческий совет, экологический отряд; моральное и материальное стимулирование лучших обучающихся; Поздравления именинников через ежемесячный выпуск стенгазеты, бесплатное посещение тренажерного зала)

Работа по повышению мотивации к профессии и к обучению в целом (индивидуальная работа по профилактике неуспеваемости и пропусков занятий без уважительных причин, ежедневный анализ посещаемости, привлечение опекунов, родственников к решению проблем успеваемости; вовлечение в конкурсы, олимпиады, соревнования по предметам, конкурсы профессионального мастерства; решение проблем успеваемости и посещаемости через приглашение на заседание совета профилактики, в отдел опеки и попечительства, в КДН и ЗП.
Соблюдения условий проживания детей-сирот, проживающих в общежитии: административные обходы в общежитии, контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм проживания в комнатах, выполнение графика дежурства в комнатах; совместное решение проблем в комнатах, посещение комнат, где проживают дети– сироты, посещение квартир, где проживают дети– сироты с опекунами, составление актов обследования жилищно– бытовых условий, индивидуальная работа по вопросам соблюдения санитарных норм.
Сопровождение выпускников техникума: оказание помощи в решении жилищных вопросов , вопросов поведенческого плана
Ведение нормативного пакета документов:
Пополнение пакета нормативных документов
Своевременное оформление приказов.
Оформление и ведение личных дел обучающихся данной категории.
Техникум - это своеобразная стартовая площадка, откуда его воспитанники уходят в большую жизнь. И от того, какова будет эта площадка, во многом зависит их будущее, в каких условиях будет проходить формирование личности преподавателя, зависит его дальнейшее профессиональное мастерство.
Проблемы детей-сирот, их социализация в обществе – дело каждого педагога.