Семинар. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кольчугинская школа №2
с крымскотатарским языком обучения» Симферопольского района
Республики Крым
Учитель истории Абирова Э.Д.
(слайд №1)
Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

«Признание одаренности нужно для того, чтобы тысячи маленьких детей были вовлечены в школе в учебный процесс и чтобы им была предоставлена возможность удовлетворять свои познавательные потребности, чтобы их не игнорировали, ведь «они и так уже все знают», и не заставляли помогать другим детям, ведь они и сами хотят учиться.»  Франц Монкс, Ирен Ипенбург     «Одаренные дети»
(слайд №2)
Актуальность проблемы работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, происходящими в нашей стране и в мире. Федеральные стандарты делают акцент на способность быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно.
Многое в развитие одаренности зависит от того, насколько мы учитываем своеобразие человека, его специфику, непохожесть на других людей, насколько мы умеем найти в индивидуальности то “самое-самое”, что, в конечном счете, будет определять успех. Одна из насущных задач учителя в работе с одаренными детьми – увидеть в каждом из них индивидуальность. ( слайд №3)
Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования, в том числе и развитие системы поддержки талантливых детей. Сейчас необходимы люди, которые мыслят не по шаблону, умеют находить выход из нестандартной ситуации, находить новые пути решения предложенных задач. Поэтому в настоящее время особое внимание должно уделяться важной роли личностных отношений учителя и одаренного ученика, имеющего ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Нам известно, что «одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу способностей демонстрируют высокие достижения». Здесь важная роль принадлежит учителю, который должен стать для такого ребенка авторитетом, увлеченной своей работой личностью. Одаренный ребенок нуждается в особом внимании к нему. И задача учителя дать ему это внимание, отметить его каждое достижение, поощрив к дальнейшей творческой работе.
Одаренные дети – дети, зачастую опережающие своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. (слайд №4) Дети, которые быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Однако им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Не могут четко развести реальность и фантазию.
Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Методы и формы работы с одаренными учащимися. (слайд №5 )
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием.
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой не прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Решая вопрос об организационных формах работы с одарёнными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одарённые учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей и одновременно для выявления скрытой до определённого времени одарённости, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке, дополнительных занятиях. В рамках поддержки одаренных детей надо особо уделить внимание, чтобы ученики участвовали в конференциях и конкурсах разного уровня и конечно в предметных олимпиадах. (слайд №6 )
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
Формы и методы работы с такими детьми используются в работе:
На уроках истории и обществознания целесообразно использовать такие формы занятий с одаренными детьми как урок-дискуссия (круглый стол), «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где учащиеся могут выразить свою позицию по тому или иному вопросу. (слайд №7 )
Одной из форм работы с одаренными детьми в процессе изучения истории и обществознания является олимпиада, которая рассматривается как форма внеклассной работы по предмету. В идеале подготовка школьников к олимпиадам должна начинаться в VI-VII классах. Чтобы выявить среди учащихся наиболее способных возможно привлечение психолога, а можно на уроках предлагать классу для выполнения задания определенного рода. Во время подготовки учащихся к олимпиаде использовалась работа с тестовыми заданиями открытого и закрытого типа, заданиями на выявление общих признаков, закономерностей между элементами представленного списка. Для того чтобы избежать примитивного угадывания, при выполнении заданий данного типа от учащихся требовались развернутые и аргументированные комментарии, дополняющие письменные ответы. Наибольшим интересом у учеников пользовались задания, связанные с анализом наглядности, например на основании представленного изображения (рисунка, фотографии) назвать имя философа, политического, общественного деятеля.
Неотъемлемой частью подготовки учащихся к олимпиаде являлась проектная деятельность, которая предполагала осмысление самостоятельно добытой информации через призму личного отношения к ней, практико-направленное исследование и оценку результатов в конечном продукте (репортаж, анкета, интервью, эскиз плаката и т.д.). Поскольку проектная деятельность предусматривает четкое распределение обязанностей между участниками проекта, на практическом занятии ведущей формой организации познавательной деятельности учащихся стала групповая работа. По завершении работы была проведена рефлексивная оценка представленных групповых проектов. Учащиеся должны были ответить на следующие вопросы: насколько успешно выполнено проектное задание? насколько успешно я работал над проектом?
Одаренные дети опережают своих сверстников в количестве и глубине восприятия информации, окружающих событий и явлений, они больше улавливают и понимают. Количество, сложность и глубина познавательны вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели, характеризующие их одноклассников со средними способностями. Учителям не всегда удается удовлетворить такую повышенную любознательность на уроке. Поэтому важным этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, способствуют формированию познавательной активности. (слайд №8 )
(слайд №9 )Наиболее ярким примером здесь является исследовательская и проектная деятельность учащихся. .  С чего начинается и как ведется исследовательская работа?
Выделим основные этапы, каждый из которых имеет свое глубокое содержание:
1 этап. Ученик, в соответствии со своим текущим интересом, САМ выбирает и обозначает область и объект интереса, который становится темой его исследования.
Если ученик не может обозначить объект, то учитель помогает ему сделать выбор исследовательской темы.
2 этап. После определения темы, учащиеся собирают информацию, связанную с объектом исследования. Перед учеником-исследователем стоят следующие задачи:
найти и записать знания по теме исследования (ученик может пользоваться любым источником информации: справочниками, энциклопедиями; сведениями, полученными через Интернет; беседы со специалистами-практиками);
найти и записать новые, неизвестные ранее знания (ученик осуществляет поиск новых источников с необходимой информацией; делает анализ и обобщение найденных знаний).
3 этап. Результаты исследования оформляются в виде текстового, графического и/или компьютерного продукта.
4 этап. Участие в викторинах ,конференциях различного уровня: готовит выступление по теме исследования и презентацию к выступлению;
подбирает или создает наглядный материал;
Во время конференции ученик-исследователь:
публично выступает перед членами жюри, учениками, учителями, гостями с докладом о результатах своего исследования;
отвечает на заданные вопросы;
после выступления становится слушателем других докладов.
Роль ученика при выполнении творческой проектной работы изменяется в зависимости от этапов работы, но на всех этапах ученик:
- принимает решение. Выбор должен закрепиться в сознании учащегося как процесс принятия на себя ответственности;
- ищет пути решения намеченных задач, выстраивает свою деятельность, взаимодействуя с преподавателем;
- оценивает информацию с позиции полезности для проекта, корректирует деятельность с учетом промежуточных результатов;
- представляет конечный результат проекта: презентация, выступление.
Преодоление всех этих трудностей является одной из главных целей методики, которая позволит ребенку пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную и созидательную работу.
Психологические особенности одаренных детей.
Одаренные дети, дети в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей. (слайд №10 )
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.

(слайд №11 ) В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Список использованной литературы и источников:
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. 2007. 2. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
3. Брославская Т.Л. Методические рекомендации для учителей-словесников по работе с одаренными детьми. Волгоград. «Учитель». 2011
4. Вопросы психологии, №2. 1995
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М. 2001.
5. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. М. Когито-Центр. 2014//http://mybook.ru/author/iren-ipenburg/odarennye-deti/reader/?ref_partner=bookmix6. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой. М.; Просвещение, 2006. 7. Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания// http://proekta.ru/html/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=5905 
7. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России. М.,2001.
8. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М., 2001.
9. http://www.odardeti.ru/static.php?mode=forma