Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время


Зайцева Н.Н. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

«Общение с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным
в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность
учителя и ученика»                                    
  Ж. Брюно
Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования, в том числе и развитие системы поддержки талантливых детей. Сейчас необходимы люди, которые мыслят не по шаблону, умеют находить выход из нестандартной ситуации, находить новые пути решения предложенных задач. Поэтому в настоящее время особое внимание должно уделяться важной роли личностных отношений учителя и одаренного ученика, имеющего ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Из курса психологии известно, что «одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения». Здесь важная роль принадлежит учителю, который должен стать для такого ребенка авторитетом, увлеченной своей работой личностью. Одаренный ребенок нуждается в особом внимании к нему. И задача учителя дать ему это внимание, отметить его каждое достижение, поощрив к дальнейшей творческой работе.
Как мы знаем, одаренный ребенок – это особенный ребенок, которому не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас. Но им также свойственны и неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, а также нетерпимость, даже снобизм: «… если способным детям не предоставляется шанс проявить себя, то они вырабатывают негативный образ Я. Этот негативный образ Я, в свою очередь, ведет к новым проблемам, и поэтому важно это вовремя предотвратить». Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. В книге «Одаренные дети» Франц Монкс,  HYPERLINK "http://bookmix.ru/bookauthor.phtml?kauthor=%C8%F0%E5%ED%20%C8%EF%E5%ED%E1%F3%F0%E3=" Ирен Ипенбург писали: «… необходимо постоянно обращать внимание педагогов на то, что образовательный процесс должен учитывать разный уровень способностей, причем это касается не только отстающих, но и одаренных детей (которых на самом деле не меньше), для которых уроки идут слишком медленно, а их содержание не представляет большого интереса»Поэтому при работе со способными и одаренными детьми стоит несколько проблем:
Выявление способных и одаренных детей.
Мотивация таких детей на активную исследовательскую, творческую работу.
Недостаточное методическое и дидактическое обеспечение учителей при работе со способными и одаренными детьми.
Большая подготовительная работа учителя.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке, дополнительных занятиях. В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях, конференциях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах: «Признание одаренности нужно для того, чтобы тысячи маленьких детей были вовлечены в школе в учебный процесс и чтобы им была предоставлена возможность удовлетворять свои познавательные потребности, чтобы их не игнорировали, ведь «они и так уже все знают», и не заставляли помогать другим детям, ведь они и сами хотят учиться» (Франц Монкс,  HYPERLINK "http://bookmix.ru/bookauthor.phtml?kauthor=%C8%F0%E5%ED%20%C8%EF%E5%ED%E1%F3%F0%E3=" Ирен Ипенбург). Какие же формы и методы работы с такими детьми использую я в своей работе:
Во время урока для активизации познавательной потребности предоставлять способному ребенку ряд преподавательских полномочий:
- подготовка дополнительной информации по изучаемой теме;- поиск дополнительной информации из альтернативных источников (энциклопедий, справочников, Интернет);
- составление заданий различного типа (тесты, кроссворды, ребусы);
- интегрирование и синтез информации через таблицы, схемы;
- формулировка выводов;
- работа в роли эксперта или руководителя группы;
- подготовка наглядного материала и т.п.
Стремиться активнее использовать проблемно-диалоговый метод обучения. Проблемное обучения, без сомнения является наиболее оптимальной формой организации учебного процесса, стимулирующей рост познавательной активности. Создание проблемных ситуаций, когда у обучаемых возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, выявление личной оценки противоречиям, на мой взгляд, вызывает интерес ребят к изучаемым вопросам: как же так и почему так, ведь должно быть по-другому. На такие вопросы ученики не всегда могут ответить, но поставленный еще до начала изложения вопрос заставляет их мыслить, заинтересовывает, повышает их познавательную активность. Этот вид деятельности носит творческий характер, требует от учащихся большой самостоятельности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения.
На уроках истории и обществознания целесообразно использовать такие формы занятий с одаренными детьми как урок-дискуссия (круглый стол), «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где учащиеся могут выразить свою позицию по тому или иному вопросу.
Одаренные дети опережают своих сверстников в количестве и глубине восприятия информации, окружающих событий и явлений, они больше улавливают и понимают. Количество, сложность и глубина познавательны вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели, характеризующие их одноклассников со средними способностями. Учителям не всегда удается удовлетворить такую повышенную любознательность на уроке. Поэтому важным этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, способствуют формированию познавательной активности.
Наиболее ярким примером здесь является исследовательская и проектная деятельность учащихся.  «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» (А.Н.Колмогоров).  Метод проектов активно используется как в урочной, так и внеурочной деятельности. Под проектной методикой понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. 
С чего начинается и как ведется исследовательская работа?
Выделим главные этапы, каждый из которых имеет свое глубокое содержание:
1 этап. Выбор объекта (темы) исследования. Ученик, в соответствии со своим текущим интересом, САМ выбирает и обозначает область и объект интереса, который становится темой его исследования. Если ученик не может обозначить объект, то учитель помогает ему сделать выбор исследовательской темы.
2 этап. Процесс исследования объекта. После определения темы, учащиеся собирают информацию, связанную с объектом исследования. Перед учеником-исследователем стоят следующие задачи:
найти и записать знания по теме исследования (ученик может пользоваться любым источником информации: справочниками, энциклопедиями; сведениями, полученными через Интернет; беседы со специалистами-практиками);
найти и записать новые, неизвестные ранее знания (ученик осуществляет поиск новых источников с необходимой информацией; делает анализ и обобщение найденных знаний).
3 этап. Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового, графического и/или компьютерного продукта.
4 этап. Демонстрация результатов исследования. Участие в конференциях различного уровня:
готовит выступление по теме исследования и презентацию к выступлению;
подбирает или создает наглядный материал;
Во время конференции ученик-исследователь:
публично выступает перед членами жюри, учениками, учителями, гостями с докладом о результатах своего исследования;
отвечает на заданные вопросы;
после выступления становится слушателем других докладов.
Роль ученика при выполнении творческой проектной работы изменяется в зависимости от этапов работы, но на всех этапах он:
- выбирает (принимает) решения. Выбор должен закрепиться в сознании учащегося как процесс принятия на себя ответственности;
- ищет пути решения намеченных задач, выстраивает свою деятельность, взаимодействуя с преподавателем-консультантом;
- в поисках необходимой информации вступает во взаимоотношения с нужными людьми – библиотекарями, научными работниками, сверстниками и т.п.;
- оценивает информацию с позиции полезности для проекта, корректирует деятельность с учетом промежуточных результатов;
- представляет конечный результат проекта: презентация, выступление.
Преодоление всех этих трудностей является одной из главных дидактических целей проектной методики, которая позволяет ребенку пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную и созидательную работу.
Таким образом, можно сделать вывод: если ребенку в процессе обучения создать ситуацию успеха, то у него усилится потребность в познании, и она станет настоящим мотором развития его интеллектуальных способностей.

Список использованной литературы и источников:
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. 2007. 2. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
3. Брославская Т.Л. Методические рекомендации для учителей-словесников по работе с одаренными детьми. Волгоград. «Учитель». 2011
4. Вопросы психологии, №2. 1995
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М. 2001.
5. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. М. Когито-Центр. 2014//http://mybook.ru/author/iren-ipenburg/odarennye-deti/reader/?ref_partner=bookmix6. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой. М.; Просвещение, 2006. 7. Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания// http://proekta.ru/html/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=5905 
7. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России. М.,2001.
8. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М., 2001.
9. http://www.odardeti.ru/static.php?mode=forma