«Особенности и результаты работы в школе с одаренными и талантливыми детьми»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кочневская средняя общеобразовательная школа Татарского района Новосибирской области







Тема: «Особенности и результаты  работы в школе с одаренными и талантливыми детьми»




Исполнитель: Пекарь Ольга Сергеевна,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ Кочневской СОШ













Таланты создать нельзя, но можно
создать культуру, то есть почву, на
которой растут и процветают таланты. Нейгауз
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. Ещё в 2008 году Президент РФ Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию заявил о необходимости возрождения российской образовательной системы; одновременно с реализацией стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности»
Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного этот ребенок талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать. В связи с этим работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в нашей школе.
Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми, мы должны знать: Что такое одарённость? Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить и организовать работу с одарёнными детьми? Заглянем в толковый словарь.
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности интеллектуальную. В художественно-эстетической деятельности хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности лидерскую. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
В предложенной классификации видов одаренности творческая одаренность, занимающая центральное место в широко распространенных теоретических подходах, не выделяется в качестве отдельного вида. Творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самого ребенка, как «выход за пределы заданных требований», что обеспечивает создание подлинно творческого продукта.
Работа с одаренными детьми в нашей школе строится в рамках школьной программы «Одарённые дети». Цель программы: создать условия для выявления и развития одаренных учащихся через различные формы и методы работы в урочное и внеурочное время.
Работа по развитию одарённой личности будет успешной, если она будет иметь системный характер, объединять усилия всех заинтересованных сторон: школа, дети, родители. Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее содержание:
Выявление   одаренных и талантливых детей
анализ особых успехов и достижений ученика;
создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
преемственность между дошкольным, начальным и основным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.
Педагоги школы понимают, что с одаренным ребенком необходимо работать с раннего детства. Педагоги развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время в школе имеется банк данных  талантливых и одаренных детях. Все педагоги используют для этого педагогическую технологию «Портфолио»  это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.
Главная задача учителя – оказать помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальную и дополнительную работу;
включение в учебный план школы элективных курсов, факультативов (математика, биология, обществознание, информатика); внеурочной деятельности
формирование и развитие дополнительного образования;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.
В нашей организации сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Уроки и секции, кружки и олимпиады, конкурсы и конференции, предметные недели, праздничные даты, акции – ко всему ребята подходят ответственно. Успешности реализации и эффективности организуемых мероприятий способствует неравнодушное отношение всего педагогического коллектива, слаженность и системность их работы, что подкрепляется тренингами, мастер-классами учителей, обучающими семинарами по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, проектной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения»; повышением профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию; созданием индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.

Не скрою, что возможности сельской школы довольно ограничены для полного обеспечения всех детей разной направленностью занятий по интересам, что связано с нехваткой именно таких специалистов, недостаточной материально-технической базой. Но опыт работы, а также результатвиность участия учащихся в мероприятиях разного уровня, свидетелсьтвует о том, что и в селе можно обеспечить условия, достаточные для развития способностей учащихся. В спортивном зале дети занимаются в спортивной секции, в кабинетах учителя проводят предметные консультации, элективные курсы и факультативные занятия, в начальной школе дети посещают внеурочные занятия, из кабинета музыки доносятся звуки народных инструментов. Словом, каждый ребенок может в стенах школы найти себе занятие по душе и развивать свои способности.
Участие в дистанционных конкурсах различного уровня расширило возможности участия детей в них, повысило уровень активности и успешности. (Приложение 1)
Система дополнительного образования школы позволяет развить интересы ребенка в различных областях. На протяжении многих лет на базе школы ведётся работа кружков дополнительного образования через ЦДТ г. Татарска: «Краеведение», «Шумовой оркестр». На базе самой школы проводятся кружки ДПИ, спортивная секция, др.
Со времени создания кружка «Краеведения» воспитанники участвуют в конкурсах районного и областного уровня «Отечество», «Моя малая Родина» и имеют результаты, активно ведут поисковую работу.
При школьном музее, ориентированном на возрождении истории и культуры села в 2002 году создан фольклорный кружок «Шумовой оркестр», который не только принимает активное и результативное участие в районных конкурсах, смотрах и концертах, но и занимается воссозданием обрядов, традиций, сбором народного местного фольклора, пропагандой народной культуры среди населения. Ни одно мероприятие в нашем селе не проходит без участия нашего коллектива.
2002 год стал годом рождения еще одной традиции в Кочневской школе. В этом году родилась школьная команда КВН, которая не раз становилась призером и победителем районных конкурсов КВН.
Предметные олимпиады, научно-практические конференции, интеллектуальные викторины, спортивные соревнования - все это способствует развитию разных способностей учащихся. А что делать другим детям? Мы считаем, что нельзя не уделять внимания тем детям, которые не обладают ярко выраженными способностями. Если для одаренных детей существуют свои специфические формы развития их способностей, то есть и такие мероприятия, которые доступны для всех учащихся без исключения, что не маловажно для повышения их саамооценки. К таковым я бы причислила акцию «Бессмертный полк», в которой принимают участие все дети, проводя предварительно поисковую деятельность в своей семье и неся портрет своих дедов и прадедов.
Такая же работы, посильная всем детям, организована и в 2016 году: она посвящена «90 - летию МБОУ Кочневской СОШ. Все учащиеся участвуют в розыске и сборе фотографий всех поколений выпускников Кочневской школы для создания галереи выпускников и учителей школы..
По сложившейся традиции на протяжении нескольких лет школа проводит акции не только школьного, но районного и областного уровней:
2012г. - «Край кудрявых берёз», - акция, которая состоялась благодаря выигранному гранту в областном конкурсе социально-общественных проектов. Благодаря этой акции на территории Кочневской школы разбита березовая роща, декоративный сад, Аллеи Памяти. Это мероприятие, кстати, носит преемственный характер, продолжая программу озеленения и благоустройства школьной территории, и будет продолжаться дальше.
2013г. - акция «Прилетайте, птицы, к нам» была приурочена к Году Лесов. Выпускники года обратились к учащимся своей школы с акцией «Скворечник», их поддержали и дети и учителя, и родители. С таким же предложением они обратились ко всем школам района через газету «Сибирская околица» и электронную почту школ района.
Следующим этапом стал поиск материала – древесины. Нас поддержал главный специалист отдела строительства и архитектуры Пастушенко С.В. Он тоже когда-то занимался этим вопросом и поэтому охотно откликнулся и помог со строительным материалом через индивидуальных предпринимателей Татарского района.
Под руководством учителя технологии Кочневской школы Юрьева И.М., рабочего по ремонту здания Курбатова В.Н. и классных руководителей, с привлечением наших родителей приступили к строительству скворечников на уроках технологии и во внеурочное время.
23 марта, в День Птиц, мы организовали праздник, собравший учащихся нескольких школ, родителей, общественность села и района. Следуя своей традиции возрождения народной культуры, мы объединили этот день со старинно традицией чествования прилета птиц.
Можно много рассуждать о необходимости любить и беречь природу, о значении добрых делно осознать и научиться этому можно только лишь приняв самим активное участие в подобных акциях. Быть нужным, полезным – мощный стимул стать лучше, добрее. И это, пожалуй, главное, чем мотивируют свою воспитательную деятельность учителя Кочневской школы.
В конце учебного года традиционно проводим Творческие отчёты учащихся, на которых они демонстрируют все, чему научились и достигли в течение учебного года. Там же состоится поздравление и награждение призеров и победители школьных, районных и областных конкурсов, соревнований, а наставники – педагоги и родители - получают благодарности.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, педагогический коллектив изыскивает разные возможности для поощрения одаренных детей:
публикация в  школьной газете, на школьном сайте;
стенд «Гордость нашей школы»;
«День творчества» - подведение итогов за год;
размещение информации о достижениях детей на общешкольной линейке;
награждение Грамотами, подарками, благодарственными письмами родителям, др.
Гарантом успешности работы с одаренными детьми является правильно построенная деятельность с  родителями одаренных детей. Такая работа строится через следующие виды работ:
совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне района и школы.
Активное вовлечение родителей в школьные мероприятия, например, в рамках военно-патриотического воспитания в школе нередко принимают участие команды, состоящие не только из учащихся, но и из их родителей. Что может быть увлекательнее совместных состязаний и мероприятий?! Это является мощным стимулом участия детей в подобных мероприятиях.
Немаловажное значение имеет взаимодействие школы с  другими  структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности. Школа тесно сотрудничает с сельским клубом, молодёжным центром Татарского района, сельской библиотекой, ЦДТ г. Татарска. Совместно проводим праздники, концерты, дети участвуют в конкурсах и соревнованиях.
Результатами деятельности является повышение успешного участия учащихся в конкурсах разных уровней. (Приложение 3)
Но наряду с положительными результатами есть проблемы. Это слабая степень участия и результативности предметных олимпиад, научно-практической конференции. Это те проблемы, над которыми школе предстоит работать в дальнейшем.
 Таким образом, можно утверждать, что в основе деятельности Кочневской школы лежит обеспечение условий для эффективного развития способностей одаренных детей, принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего  подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.













Литература
1.Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч.-2004.-N 7.-С.83-87.
2.Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии. 1969. № 1.
3.Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО «АиФ Принт» , 2003г.
4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.






















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115




¶ђ Заголовок 1 Заголовок 2¶ђ Заголовок 3¶ђ Заголовок 4¶ђ Заголовок 5¶ђ Заголовок 6¶ђ Заголовок 7¶ђ Заголовок 8¶ђ Заголовок 915