Инновационные стратегии работы учителей в организациях образования с одаренными и талантливыми детьми и подростками


Б.К.Дигенова

Инновационные стратегии работы учителей в организациях образования с одаренными и талантливыми детьми и подростками

Аннотация
Учителя, имеющие хорошие теоретические знание, творческое мировоззрение, владеющие методами и формами учебной работы с одаренными детьми, могут работать с одаренными и талантливыми детьми. Данная статья, включает в себя некоторые выводы и изречения научных деятелей. Это одна из попыток, раскрытия причин возникающих проблем у детей данной категории. Предлагается результаты диагностических процедур, которое возможно поможет углубить представление читателей о природе одаренности и помогающих распознать одаренных детей. Предложена одна из методик обучения учителей умению в работе создания условий, способствующих реализации потенциальных возможностей одаренности и таланта.

Аннотация
Талантты ж‰не дарынды балалармен теориялыK білімі жаKсы, шыCармашылыK к™зKарасы KалыптасKан, дарынды балалармен т‰рбие жaмысыныS ‰дістері мен т_рлерін меSгерген мaCалім жaмыс жасай алады. Берілген маKалада CалымдардыS кейбір Kорытындылары мен Kанатты с™здері кіріктірілген. Бaл осы санаттаCы балаларда кездесетін кедергілердіS себептерін ашу ‰рекетініS бірі болып табылады. `сынылCан диагностикалыK р‰сімдердіS н‰тижелері оKырмандарCа дарындылыK табиCатыныS идеясын тереSдету ж‰не дарынды балаларды аныKтауCа к™мектесуі м_мкін.

Аnnotation
Teachers can work with talented children, if they have good theoretical knowledge, know methods and types of works with talented c
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Ключевые слова: поиск, развитие, поддержка, одаренные, талантливые, дети, парадигма, образование, способности.

Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в процессе обучения. Одаренные и талантливые ученики требуют и талантливого учителя. Готовность учителя к работе с одаренными детьми можно считать одним из важнейших условий развития и актуализации потенциала одаренного ученика. В Программе обучения учителей новым методикам и технологиям обучения, разработанными совместно казахстанским Центром педагогического мастерства и Университетом Кембридж, утверждается идея обучения талантливых и одаренных учеников на основе инклюзивного подхода. Предполагающего установление потребностей учеников, необходимость совершенствования учебных программ, содействующих обогащенному обучению всех учеников и выбор дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей удовлетворению потребностей всех учащихся. И моя задача как тренера довести до учителей и обучить их этим новым методикам и технологиям.
Кто же они одаренные и талантливые дети нашей современности?
По поводу соотношения между понятиями «одаренность» и «талант» существуют разные точки зрения, приведу одни из них [ru.wikipedia.org]: 
Одарённость  наличие потенциально высоких [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] у какого-либо [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Талант  определённые [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которые раскрываются с приобретением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Сухомлинский В.А. писал: «Я никогда не оставляю на дополнительные занятия тех детей, которые не хотят учиться. Мне не так важно, чтобы они выучили мне важно, чтобы они развивались». Способности развиваются только у тех детей, которые любят то, что они делают. А та деятельность, которая детям не нравится, к сожалению способности, не развивает. Дает только знания. Т.е. можно не любя математику выучить все формулы, а таблицу умножения вообще без проблем. Но при таком раскладе, математические способности как способы умственной деятельности, так как способности это способы, развиваться не будут. Это загадка для школ. Почему такой закон действует? Возможно, это связанно с тем, что некая мозговая система способов как функциональная система, образовывается на фоне биохимического определенного статуса, высокого положительного отношения к деятельности. Т.е. вот также как, для того чтобы человек насытился нет необходимости, чтобы он много съел, а чтобы поступили сигналы от пищевода. Точно также чтобы способности развивались необходимо, чтобы поступали сигналы, что эта деятельность нравится. Если вы видите, что ребенок на 99,9 % любит определённое дело то это и есть его способности. Иначе говоря, все положительные эмоции при выполнении деятельности способствуют тому, что здесь и необходимо искать тип способности. Но на сегодняшний день это и является одним из сложных аспектов, вызывающих затруднение у учителей общеобразовательных школ, вопрос выявления и обучения талантливых и одаренных учеников. Поэтому хорошая, качественная, глубокая проработка этого вопроса очень важна для понимания и реализации на практике идей и подходов уровневых Программ.
В основу обучения данному модулю, которое мы предлагаем рассмотреть на курсах для учителей 3-го базового уровня, положены ресурсы с Портала cpm.kz, Руководство для учителя [с. 198], а также специализированная программа «Развития одарённости детей», разработанная в раках совместного проекта АО НИШ и Центра Талантливой молодёжи Университета Джона Хопкинса (США) [с.26-28].
Теперь мы хотим ознакомить с нашим видением занятия с учителями по данному вопросу. Занятие начинается с обсуждения вопроса о природе одарённости и взаимосвязи и соотношении категорий «Интеллект» и «Одарённость». Учителя высказывают своё отношение к этому вопросу, их мнения, как правило, сводятся к следующим выводам, которые отображаются на постерах:
Категории «Одарённость» и «Талант» многоаспектны, им сложно дать однозначное определение
При выяснении – можно ли назвать ребёнка одарённым или талантливым, прежде всего, нужно обращать внимание на особенности его интеллекта.
Категория «Интеллект» относится к тем аспектам, которые имеют непосредственное отношение к проявлению одарённости.
Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди, в той или иной степени. В начале 1980-х годов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил несколько типов таланта, интеллекта. По ним я предлагаю работу с карточками, созданными на основе классификации типа интеллектов по Гаднеру. Учитывая проявления типов одарённости у детей учителям предоставляется задание.
Задания:
Составьте интеллект-карту учеников своего класса, располагая карточки на постере таким образом, чтобы увидеть, как проявляются у учеников типы интеллекта
В результате выполнения этого задания, как правило, выясняется, что в классе нет учеников, у которых интеллект не проявлен. За исключением детей с ограниченными возможностями. У некоторых проявляется несколько типов интеллекта. И такой результат шокирует наших учителей. Так как, по их мнению, талантливых и одаренных детей не так и много.

Рис. 1 Результаты сравнительного анализа структуры интеллекта учителя и одного его ученика (реальный пример, учитель русского языка и литературы)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Работа в группах по 4 человека, созданных по принципу предметной специализации. Задание – разработать рекомендации по стратегии обучения детей, имеющих конкретный тип интеллекта. Выполненное задание оформляется в виде рекомендаций для учителей.
В последующих занятиях полученные рекомендации можно использовать для других вариантов вида работы: провести экспертизу эффективности предлагаемых рекомендаций; сделать дополнение к предложенным рекомендациям.
Вариантом работы с карточками более лёгкого типа может быть работа, при которой предлагается в группах найти в интернете биографические описания гениальных людей в детские годы их жизни и составить их характеристику как учащихся с определением типа интеллекта. Затем – сделать выводы, при помощи каких педагогических факторов способности этих людей могли быть так ярко раскрыться.
Такого рода работа даёт широкие возможности для вариаций, в любой форме её реализации позволяет глубоко рассмотреть вопрос природы интеллекта с проекцией на проявление одарённости.
После данной работы учителям необходимо понять, как же работать с ТиО детьми после выявления их способности с определением рекомендаций к ним. Предлагаю им рассмотреть основные законы развития способностей (одаренности)
Закон 1. – необходимость биохимического коррелята (выраженных положительных эмоций ) для развития любых способностей
Закон 2. – необходимость повышения уровня оптимальной сложности деятельности
Закон 3. - высокий ранг ценности развития (саморазвития) в общей системе ценностей личности
Мы обращаем внимание учителей на организацию работы в классе для одаренных и талантливых учеников. Например, один из таких вопросов звучит так: «Что необходимо для того чтобы дети могли показать себя учителю?». Учителя говорят чаще всего о дифференцированном подходе, так как он остается важным принципом в процессе планирования. И, в этой связи, рассматриваем по группам планирование одного урока для наиболее способных учеников в контексте всей группы со смешанными способностями, и естественно он выполняется по-разному. Так как подход зависит от возраста учеников, предмета и учителя. Выделяем модели подхода, используемые различными учителями:
1) ДОЛЖЕН-СЛЕДУЕТ-МОЖЕТ
Должен (то, что необходимо)
Следует (желательно для всего класса)
Может (открытые вопросы)
2) ОСНОВА ПЛЮС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
При любом подходе надо помнить, что детям необходимо преодолевать сложность. Детям нравится, когда получается. Если деятельность постоянно достигаема, легкая. Ученик со временем теряет к ней интерес и не развивается. Потому, что нет роста уровня сложности, но вредна и преобладающая сложность. У ребенка теряется вера в себя, когда он не может справиться с той или иной деятельностью. Необходимо, чтобы интеллектуальная деятельность оптимально повышалась к трудности, которая не выбивала из инициативной деятельности, из его желания добиться успеха. Ребенок должен делать усилия, чтобы эту деятельность выполнить. Поэтому интуитивно талантливые учителя всегда видят эту трудность. Ребенка, другими словами необходимо, замотивировать. Необходимо двигаться к ЗБР (зоне ближайшего развития). Многие движутся близко к ЗБР, это зона ЗБР, но мало развивающая. Есть другой край ЗБР, где очень трудно, но преодолимо вместе с взрослым педагогом. Работать, где нет недоступности, но есть высокий труд.
Здесь мы предлагаем учителям познакомиться с методом SWOT, впервые разработанном в Гарварде. В современных гуманитарных науках, а особенно в педагогике, «SWOT-анализ» используется как технология, позволяющая дифференцировать факторы и последствия по принципу 4 категорий:
S Strengths (сильные стороны, плюсы, преимущества)
W Weaknesses (слабые стороны, негативные признаки)
O Opportunities (возможности, потенциальные направления)
T Threats (угрозы, негативные последствия)
Данная система позволяет оценить любое событие, явление или мероприятие объективно и непредвзято, выявить преимущества и недостатки, обосновать перспективы развития, сформулировать логически верное высказывание, принимая во внимания различные точки зрения. Его можно применять на практике при планировании интеллектуальной задачи: выбор одной характеристики ОиТ учащихся и разработка задания, которое затем могло бы быть в дальнейшем изменено для удовлетворения потребностей подобной категории учащихся.


Немного выше в своей статье мы писали об основных законах развития способностей, а именно одаренности. Так вот для развития детей начального и среднего звена достаточно двух первых законов. Т.е. необходимость биохимического коррелята и (выраженных положительных эмоций) для развития любых способностей и повышения уровня оптимальной сложности деятельности. А когда ребенок достигает уже старшего звена, то включается третий закон – саморазвитие.
Высокая ценность той деятельности, которую ребенок выполняет. Он понимает, что с этой деятельности связана его личность. Не случайно все наши мерки находятся в самой популярной на сегодняшний день потребности, названные американским психологом А.Маслоу это потребность самоактуализации. Эти потребности очень личностные: «Я связываю с этой деятельностью свое будущее», «Я связываю с этой деятельностью свою будущую принадлежность к творческим людям», «Для меня эта деятельность важна я себя могу показать, могу реализовать». Вот эта особая ценность должна возникнуть к старшим классам. «Сформировать» у ребенка, в любом возрасте, ничего нельзя, если у него нет соответствующих потребностей. Здесь учитель должен повести себя как тьютор или фасилитатор. Главная его задача образование ребенка (в широком смысле) создание условий, социальной развивающей среды, в которых у ребенка появляется потребность в движении именно в том направлении, которая эта среда задает.

Используемая литература:
Руководство для тренера. Третий (базовый) уровень, 2014. -126 с.
Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень, 2014. -132с.
Специализированная программа «Развития одарённости детей», разработанная в раках совместного проекта АО НИШ и Центра Талантливой молодёжи Университета Джона Хопкинса (США) 2012. -26-28с.
Материалы сайта:
Лектор: Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Образовательные стратегии развития одаренности» МГППУ. «Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками». Работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью проблемы повышения интеллектуально-творческого потенциала нации. Часть 2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Материал из Википедии свободной энциклопедии ttp://ru.wikipedia.org
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ЦПМ - Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев  Интеллектуальные школы» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Эмоциональная зависимость, их ожидания высоких достижений. Источники построения и перестроения ДЖП подростком [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], http://www.myshared.ru
Рисунок 1 Заголовок 315