Рабочая программа объединения декоративно-прикладной направленности Сундучок идей


Программа рассмотрена на
Педагогическом советеМАУ ДО «Казанский центр
развития детей»
«__» ______________ 2016г. «Утверждаю»
директор МАУ ДО
«Казанский центр
развития детей»
__________О.Н. Петрова
«__» ___________ 2016г.
Общеобразовательная программа
дополнительного образования детей
декоративно-прикладного направления
«Сундучок идей» (10 – 17 лет)
Срок освоения: 1 год
составитель:
педагог дополнительного образования
Мазурова Кристина Александровна
с. Казанское, 2016 г.
1. Паспорт программы.
Название организации МАУ ДО «Казанский центр развития детей»
ФИО педагога, фото Мазурова Кристина Александровна
Название программы Модифицированная общеразвивающая программа
дополнительного образования детей
декоративно-прикладной направленности
«Сундучок идей»
Направленность Декоративно-прикладное творчество
Срок реализации 1 год
Возраст учащихся 10-17 лет
Цель - Раскрыть перед воспитанниками социальную роль декоративно- прикладного народного творчества;
- сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию, сплотить коллектив, формировать тягу к искусству, культуре, традициям;
- развить творческое воображение и эстетическое восприятие средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи - Выработать у воспитанников осознанное отношение к труду;
- Привить интерес к вышивке, вязанию, побудить желание совершенствоваться в данных направлениях декоративно-прикладного творчества;
- Воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные изделия на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива;
- Развивать образное восприятие окружающего пространства;
- Формировать общетрудовые и начальные профессиональные умения;
- Побуждать к социальному выбору одной из профессий, связанных с декоративно-прикладным искусством.
Ожидаемый результат К концу учебного года школьники:
– научатся различным приемам работы с различными материалами; познакомятся с искусством бумагопластики, вязанием, вышивкой;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике бумагопластики, вязания, вышивки;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание школьника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игровые мотивации (путешествия, превращения, встречи с героями и т.д.),
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
2. Пояснительная записка.
Программа кружка «Сундучок идей» составлена на основе программы «Художественная обработка материалов» О.А.Кожина, «Технология» (трудовое обучение), М:Просвещение, 2011г., В.Д.Симоненко.
Программа кружка «Сундучок идей» соединяет воедино сведения о вышивке, вязании, бумагопластике, изготовлении сувенирной игрушки. Обучаемые прошедшие курс должны свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий. Данный курс предполагает использование как традиционных методов работы: объяснение и закрепление материала, устный опрос, использование иллюстраций, методических пособий, электронные слайд-презентации, так и нетрадиционные: праздники, выставки, выходы в музей, в том числе виртуальные при помощи Интернет, с целью создания более яркого эмоционального воздействия. Тематический план программы составлен по блочному методу.
Цели:
- Раскрытие перед воспитанниками социальной роли декоративно- прикладного народного творчества;
- Формирование у них устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию, в процессе занятий, общения со сверстниками, в тяге к искусству, культуре, традициям;
- Развитие творческого воображения и эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Выработать у воспитанников осознанное отношение к труду;
- Привить интерес к вышивке, вязанию, побудить желание совершенствоваться в данных направлениях декоративно-прикладного творчества;
- Воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные изделия на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива;
- Развивать образное восприятие окружающего пространства;
- Формировать общетрудовые и начальные профессиональные умения;
- Побуждать к социальному выбору одной из профессий, связанных с декоративно-прикладным искусством.
Работа в кружке способствует:
- Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и характера;
- Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
- Умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;
- Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;
- Обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;
- Умению обобщать свои жизненный представления с учетом возможных художественных средств;
- Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Формы проведения занятий: вводные, теоретические, практические, занятия ознакомления, повторения, обобщения полученных знаний, комбинированные занятия. Программа рассчитана на среднюю и старшую возрастную группу учащихся 5-11 классов. Срок реализации 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Итого 72 часа. Количество детей на занятиях 15 человек.
3. Содержание программы
1.Вводное занятие-1 час;
-ознакомление с планом работы кружка, инструктаж по технике безопасности по поведению на кружке, ознакомительное путешествие просмотр презентации «Историческая справка», о роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека.
2.Блок «Бумагопластика» - 10 часов;
- изготовление поделок из бумажных ленточек, различных по объёму и назначению: настенное панно, закладки для книг, оформление для сувенирных коробок, выставка поделок. К полному представлению о мире искусства в работе кружка используем сеть Интернет, виртуальные экскурсии по музеям.
3.Блок «Картонная коробка» - 13 часов;
-изготовление сувенирной коробки, начиная от простой формы до более сложной, украшения коробки из природного материала и деталей бумагопластики.
4.Блок «Вышивка»-8 часов;
-изготовление поделки (закладка для книги, оформление сувенирной коробки, заколки для волос) использование вышивки в этих изделиях научит ребенка усидчивости и украшению своего пространства.
5.Блок «Вязание» - 14 часов;
-изготовление мелкой поделки в технике вязания, используя в работе крючок и спицы, как для оформления поделок , так как самостоятельное изделие.
6.Блок «Сувенирная игрушка» -9 часов
-изготовление игрушки для оформления как сувенирной коробки, так и как самостоятельная игрушка научит и разнообразит мир ребёнка.
7. Блок «Познавательная деятельность» - 5 часов
8.Оформление портфолио работ - 2 часа.

Тематический план
№ Наименование темы Кол-во часов В том числе
Теория Практика
Вводное занятие 1 1 -
Бумагопластика10 2 8
Вышивка 8 2 6
Вязание 14 2 12
Картонная коробка 13 2 11
Сувенирная игрушка 9 2 7
Познавательная деятельность 5 2 3
Оформление портфолио работ 2 - 2
Итого: 62 16 48
Название темы Содержание
Вводное занятие.
Ознакомление с работой с работой кружка;
Техника безопасности;
Просмотр презентации «Историческая справка»
БумагопластикаОзнакомление с основами изготовления бумагопластики;
Изготовление основных элементов;
Просмотр презентации, готовых изделий.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
БумагопластикаОзнакомление с основами изготовления бумагопластики;
Изготовление основных элементов;
Просмотр презентации, готовых изделий.
БумагопластикаИзготовление основных элементов;
Изготовление панно «Осень»
Просмотр презентации, готовых изделий.
БумагопластикаИзготовление основных элементов;
Изготовление панно «Осень»
Просмотр презентации, готовых изделий.
Бумагопластика:
Просмотр презентации «Цветы из бумаги», готовых изделий.
Изготовление панно «Букет ромашек»
Бумагопластика,
Просмотр презентации «Дары осени», готовых изделий.
Изготовление панно «Дары осени»
с применением природных материалов
БумагопластикаПросмотр презентации, готовых изделий.
Изготовление панно «Петух»
БумагопластикаПросмотр презентации «Поделки из бумаги», готовых изделий.
Изготовление альбома (для фотографий и т.д.)
БумагопластикаОформление портфолио работ
Выставка работ
Экскурсия Виртуальная экскурсия «Золотое кольцо России» - лекция -беседа об исторических местах России, при помощи сети Интернет виртуальное ознакомление с музеями декоративно-прикладного творчества.
Картонная коробка:
Ознакомление с основами изготовления картонной коробки;
Просмотр презентации «Чудо из картона», готовых изделий.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Картонная коробка
Коробка «Квадрат»
Просмотр презентации «Чудо из картона», готовых изделий.
Изготовление и оформление деталями из бумагопластики.
Картонная коробка:
Коробка «Овал»
Просмотр презентации «Чудо из картона»
Изготовление и оформление деталями из бумагопластики, природные материалы.
Картонная коробка
Коробка «Лукошко»
Изготовление и оформление деталями из бумагопластики, ткаными материалами, природные материалы.
Картонная коробка
Коробка «Кристалл», заготовка основы, изготовление поделки.
Выставка работ
Виртуальная экскурсия «Мастера — золотые руки».
«Русский платок»-мероприятие, чаепитие. Просмотр презентации, виртуальная экскурсия по традиционным промыслам в России. Ознакомление с творчеством людей занимающихся как профессионально, так и просто декоративно-прикладным творчеством.
Русский платок-традиционный головной убор женщины на Руси.
Сувенирная игрушка
Просмотр презентации, готовых изделий;
Эскиз изделия;
Заготовка материала;
Изготовление основных элементов;
Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.
Сувенирная игрушка
Просмотр презентации, готовых изделий;
Заготовка материала, лекало изделия;
Изготовление основных элементов;
Изготовление панно «Матрешка»
Сувенирная игрушка
Просмотр презентации, готовых изделий;
Заготовка материала, лекало изделия;
Изготовление основных элементов;
Изготовление панно «Матрешка»
Сувенирная игрушка:
Просмотр презентации, готовых изделий;
Эскиз изделия, лекало изделия;
Заготовка материала;
Изготовление основных элементов;
Изготовление «Роза»
Сувенирная игрушка:
Просмотр презентации, готовых изделий;
Эскиз изделия, лекало изделия;
Заготовка материала;
Изготовление основных элементов;
Изготовление «Роза»
Сувенирная игрушка Просмотр презентации, готовых изделий;
Эскиз изделия;
Заготовка материала;
Изготовление основных элементов;
Изготовление игольницы «Пёс»
Сувенирная игрушка Просмотр презентации, готовых изделий;
Эскиз изделия;
Заготовка материала;
Изготовление основных элементов;
Изготовление игольницы «Пёс»
Сувенирная игрушка:
Просмотр презентации, готовых изделий;
Эскиз изделия;
Заготовка материала;
Изготовление основных элементов;
Изготовление игольницы «Ёжик»
Сувенирная игрушка:
Просмотр презентации, готовых изделий;
Эскиз изделия;
Заготовка материала;
Изготовление основных элементов;
Изготовление игольницы «Ёжик»
Сувенирная игрушка:
Изготовление «Ёлка»
Выставка работ
Сувенирная игрушка:
Изготовление «Ёлка»
Выставка работ
Сувенирная игрушка:
Изготовление «Ёлка»
Выставка работ
Сувенирная игрушка:
Изготовление «Ёлка»
Выставка работ
Оформление портфолио работ Оформляется папка с набором эскизов изделий, описанием работы, конверты с лекалами игрушек, грамоты и благодарности с выставок, рисунки и отзывы о своих работах и т.д.
Экскурсия Виртуальная экскурсия «Из запасников Эрмитажа», рассказ об одежде наших предков.
Вязание
Техника безопасности при работе с инструментами;
Историческая справка
Ознакомление с технологическими основами;
Изготовление основных элементов;
Просмотр презентации, готовых изделий.
Вязание
Техника безопасности при работе с инструментами;
Ознакомление с технологическими основами;
Изготовление основных элементов;
Просмотр презентации, готовых изделий.
Вязание
Ознакомление с технологическими основами;
Подбор материала, схемы изделия;
Изготовление «Снежинка» ;Просмотр презентации, готовых изделий.
Вязание
Подбор материала, схемы изделия;
Изготовление изделия «Снежинка»
Вязание
Изготовление изделия «Колокольчик»
Подбор материала, схемы изделия;
Бумагопластика, коробка, вязание
Изготовление изделия «Ангел»
Бумагопластика, коробка, вязание
Изготовление изделия «Ангел»
Вязание
Аппретирование изделия
Оформление портфолио работ
Вязание Оформление и сборка изделия.
Вязание, коробка
Коробка «Матрёшка», изготовление деталей для оформления основы коробки.
Вязание, коробка: «Матрёшка Коробка «Матрёшка», изготовление деталей для оформления основы коробки.
Вязание, коробка:
Коробка «Матрёшка», изготовление деталей для оформления основы коробки.
Вязание, бумагопластика, картонная коробка:
Коробка «Фантазия» с элементами вязания, бумагопластики.
Вязание, бумагопластика, картонная коробка:
Коробка «Фантазия» с элементами вязания, бумагопластики.
Вязание, бумагопластика, картонная коробка:
Коробка «Фантазия» с элементами вязания, бумагопластики.
Вязание, сувенир: «Роза»
«Роза»
Вязание, сувенир: «Роза»
«Роза»
Оформление портфолио работ Оформляется папка с набором эскизов изделий, описанием работы, конверты с лекалами игрушек, грамоты и благодарности с выставок, рисунки и отзывы о своих работах и т.д.
Экскурсия в музей «Творчество наших односельчан» Вышивка:
Просмотр презентации, готовых изделий;
Журналы по рукоделию;
Заготовка материала;
Изготовление основных элементов;
Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.
Вышивка: Изготовление основных элементов;
Вышивка: Изготовление основных элементов;
Вышивка: Изготовление основных элементов;
Вышивка,бумагопластика, коробка, сувенир: Подарок для мамы.
Вышивка,бумагопластика, коробка, сувенир: Подарок для мамы.
Вышивка,бумагопластика, коробка, сувенир Подарок для мамы.
Вязание, сувенир, вышивка
«Роза» Изготовление основных элементов
Закладка для книги «Букет» Изготовление основных элементов
Вышивка:
Закладка для книги «Букет» Изготовление основных элементов
Вышивка:
Сувенир «Валентинка» Изготовление основных элементов
Вышивка:
Сувенир «Валентинка» Изготовление основных элементов
Вышивка, игрушка:
Сувенир «Матрешка» Изготовление основных элементов
Вышивка, игрушка:
Сувенир «Матрешка» Изготовление основных элементов
Вышивка, коробка:
Сувенир «Игольница» Изготовление основных элементов
Вышивка:
Сувенир «Игольница» Изготовление основных элементов
Вышивка:
Сувенир «Игольница» Изготовление основных элементов
Экскурсия Виртуальная экскурсия «Свадебный наряд невесты на Руси»
Экскурсия Экскурсия в школьный музей «Русская старина»
Панно:
«Русская березка» Просмотр презентации
Подбор материала (ткань, природные материалы)
Панно:
«Русская березка» Просмотр презентации
Подбор материала (ткань, природные материалы)
Сувенир:
«Русская березка» Просмотр презентации
Подбор материала (оригами)
Сувенир:
«Русская березка» Просмотр презентации
Подбор материала (оригами)
Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходима среда – в данном случае, школа, дети, и стремление их вести здоровый образ жизни и искреннее желание помогать людям.
Необходимо использование различных форм и подходов в обучение, организация участия в выставках. Показателем качества обучения выступает повышение уровня знаний детей о декоративно-прикладном искусстве, применение изученных техник и приёмов декоративно-прикладного искусства на практике.
Организационные условия:
Кабинет с хорошим освещением.
Оборудованные рабочие места для учащихся и педагога.
Материально – техническая база:
- газеты;
- карандаши;
- ножницы;
- клей;
- бумага А4 цветная;
- бумага А4 белая;
- нитки;
- пряжа;
- иглы швейные разных размеров;
- краски акриловые, гуашевые;
- компьютер/ ноутбук;
- принтер;
- проектор.
Методические условия:
1. Необходимая литература;
2. Выход в Интернет.
Факторы риска:
Изменение режима занятий.
Погодные условия.
Заболевание детей или педагога.
Неуспеваемость в школе.
Изменение расписания в школе.
Настроение детей.
Каникулы.
4. Ожидаемый результат:
· формирование в ходе деятельности творческой личности;
· увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в коллективную деятельность;
· умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
5. Оценочные и методические материалы
Формы контроля
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. В обучении контроль является важнейшей составной частью, поскольку он помогает и преподавателю и самому обучающемуся определить качество усвоения пройденного за определенный период времени материала, выявить успехи и пробелы в обучении. Основными видами контроля являются текущий, периодический и итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется педагогом в ходе повседневной учебной работы, в ходе проведения практических и теоретических занятий. Текущий контроль проводится с помощью систематического и планомерного наблюдения педагога за работой волонтёров в целом и каждого обучающегося в отдельности.
Периодический контроль проводится, как правило, по мере прохождения определённого раздела материала, с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке теоретических знаний и практической деятельности обучающихся по освоению материала. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года с обязательным учетом результатов текущего и периодического контроля (может проводиться и в устной форме, также подразумевается проверка умения применять полученные знания и навыки на практике).
6. Учебно – тематический план

п\пНазвание темы Кол-во часов Дата по плану
Вводное занятие. 1 12.09
Бумагопластика2 16.09
Бумагопластика2 23.09
Бумагопластика2 30.09
Бумагопластика2 07.10
Бумагопластика2 14.10
Экскурсия в школьный музей 2 21.10
Картонная коробка 2 11.11
Картонная коробка 2 18.11
Сувенирная игрушка 2 25.11
Сувенирная игрушка 2 02.12
Сувенирная игрушка 2 09.12
Сувенирная игрушка 2 16.12
Сувенирная игрушка 2 23.12
Сувенирная игрушка 2 06.01
Сувенирная игрушка 2 13.01
Вязание 2 20.01
Вязание 2 27.01
Бумагопластика, коробка, вязание 2 03.02
Вязание 2 10.02
Вязание, коробка «Матрёшка» 2 17.02
Вязание, коробка 2 03.03
Вязание, бумагопластика, картонная коробка 2 17.03
Вязание, сувенир: «Роза» 2 24.03
Оформление портфолио работ 2 31.03
Вышивка 2 07.04
Вышивка 2 14.04
Вышивка, бумагопластика, коробка, сувенир
Самостоятельный выбор 2 21.04
Закладка для книги «Букет» 2 28.04
Вышивка: Сувенир «Валентинка» 2 12.05
Вышивка: Сувенир «Игольница» 2 19.05
Подведение итогов. Контрольный тест. Выставка работ. 1 26.05
Список литературы.«200 лучших игрушек из бумаги и картона», И.Агапова, М. Давыдова. Москва изд: «Лада», 2007г.
«Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: поделки из бумаги, изготовление игрушек и т.д.», 5-8 класс/ авт.-сост. Е.А.Гурбина.-Волгоград: Учитель, 2010г.
Приложение № 1
Промежуточное тестирование
воспитанников детского объединения «Сундучок идей»
ФИО воспитанника, возраст __________________________________________
Контрольные вопросы.
В каком году привезли в Россию прототип русской матрешки?
а) конец Х IХ в., б) начало ХХ века, в) середина XIX века.
Кто выточил первую русскую матрешку?
а) М. Смирнов, б) В. ЗвездочкинОткуда пошло название матрешки?
a) от имени Мария, б) от имени Матрена
Кто расписал первую русскую матрешку?
а) С. Малютин, б) Н. Лавров5. Деревянное изделие, имеющее округлую лопасть и тонкую ручку?
а) ложка, б) блюдце, в) яйцо
6. Каким швом обычно вышивают стебельки цветков?
а) шов «перекрученный вытянутый стежок»
б) шов «узелки»
в) шов «крест»
7. Какой шов можно назвать «пестик»?
а) шов «перекрученный стежок с узелком»
б) шов «сетка»
8. Какой шов часто называют «настил»?
а) шов «петелька с глазком»,
б) шов «сетка»
9. Что такое эскиз?
а) рисунок будущей игрушки,
б) нарисованный контур деталей на бумаге
10. Какие виды русских народных кукол вы знаете?
а) игровые, б) обрядовые, в) куклы-обереги
11. Почему кукле не рисовали лицо?
а) чтоб в нее не вселялся злой дух, б) т.к. не умели красиво рисовать
12. Какую куклу давали в руки ребенку в качестве массажера?
а) куклы Пеленашку, б) куклу Закрутку
Правильные ответы (за правильный ответ – 1 балл).
1 - а; 2 – б; 3 – б; 4 – а; 5 – а; 6 – а;
7 – а; 8 – б; 9 – а; 10 – а, б, в; 11 – а; 12 – а.Результативность:
Менее 5 баллов – низкий уровень;
От 5 до 8 – средний уровень;
От 9 до 12 высокий уровень.
Приложение № 2
Анализ результативности образовательной программы
Результат обучения.
Показатели диагностики:
Теоретические ЗУН.
Способы проверки результатов: педагогическое наблюдение, тестирование: «Определение уровня теоретической подготовки» 1, 2 и 3 года обучения»,
Практическая творческая деятельность.
Способы проверки результатов: участие в выставках и конкурсах разного уровня, педагогическое наблюдение, самооценка, метод экспертных оценок.
Уровень: высокий 9 - 12 баллов
средний 5 - 8 баллов
низкий от 0 до 4 баллов