Конспект мастер-класса Нитяная кукла-оберег


М А С Т Е Р - К Л А С С
Автор – составитель: КАМЕНЕВА С.А. педагог дополнительного образования МБУ ДО «Ямальский Центр внешкольной работы» Тема: НИТЯНАЯ КУКЛА-ОБЕРЕГ
Участники: дети 7-8 лет (2-й «г» класс МБОШИ Ямальская ШИ )Цель: формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России через обучение детей конкретным технологиям, умениям и навыкам изготовления кукол-оберегов.
Задачи:
обучить различным приемам работы с нитью;
выполнить практическую работу (выполнение куклы-оберега );
формировать умение следовать устным инструкциям;
развивать самопознание ребенком своих творческих способностей и возможностей.
Материалы и инструменты: ножницы, шерстяные (синтетические) нити различных цветов для вязания, образцы, компьютерная презентация.
План:
1.Введение.
2. Значение изготовления нитяной куклы-оберега.
3. Демонстрационно-практическая часть.
4. Выполнение работы слушателями .
5. Просмотр и обсуждение работ.
6. Используемая литература.
1. Введение
Знание народных традиций играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов. Простые и красивые изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначения человека. Куклы занимают особое место в жизни людей. Они интересны детям всех возрастов. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.
2.Значение изготовления куклы-оберега
Куклы-обереги предназначались для защиты людей от влияния злых сил. Их изготавливали без применения ножниц и иголки, не рисовали им лица. Куклы выполняли разные функции: «Неразлучников» дарили молодым на свадьбу, «Покосницу» скручивали в первый день покоса и дарили подросшим девочкам, приобщая их к труду взрослых. Куклы-обереги несут в себе только доброе начало и, по народным поверьям, поставленные в доме где-то выше головы людей, охраняют людей от темных сил, ссор , болезней. В современной культуре место ритуальной куклы заняли авторские художественные куклы, отражающие особенности индивидуального отношения к окружающему миру, и сувенирные промысловые куклы, связанные с социальными стандартами и спросом.
3. Демонстрационно-практическая часть:
326623430510032658052119630Рисунок 2. Нарезаем нити длиной 25 см, к-во по желанию
Рисунок 2. Нарезаем нити длиной 25 см, к-во по желанию
02054225Рисунок 1. Готовим нити разных цветов
Рисунок 1. Готовим нити разных цветов
0254000
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Готовим нитки разных цветов
и ножницы
-254018986500317080314723700-717552526665Рисунок 3 Нити собираем в пучок и находим середину. Середину перетягиваем ниткой.
Рисунок 3 Нити собираем в пучок и находим середину. Середину перетягиваем ниткой.

3171231229383Рисунок 4. Сгибаем нити пополам и формируем голову. Закрепляем нитью
0Рисунок 4. Сгибаем нити пополам и формируем голову. Закрепляем нитью

-288925-2095500031591252245360Рисунок 6. Определяем визуально длину ручек
Рисунок 6. Определяем визуально длину ручек
3159125-16256000
-130175265430Рисунок 5. Нарезаем нити длиной 10-15 см. для изготовления ручек. Вставляем пучок чуть ниже головы и фиксируем ниткой
0Рисунок 5. Нарезаем нити длиной 10-15 см. для изготовления ручек. Вставляем пучок чуть ниже головы и фиксируем ниткой

-28511521399500311912021336000-1295402550160Рисунок 7. Фиксируем ниткой
Рисунок 7. Фиксируем ниткой
31153102562860Рисунок 8. Лишнюю часть ниток отрезаем ножницами
Рисунок 8. Лишнюю часть ниток отрезаем ножницами

-285750520700031540452392045Рисунок 10. выполняем фартук. На нить небольшого размера навязываем ниточки различных цветов
Рисунок 10. выполняем фартук. На нить небольшого размера навязываем ниточки различных цветов
31540455397500-2851152339975Рисунок 9. Затем перевязываем другим цветом туловище куклы в виде креста
Рисунок 9. Затем перевязываем другим цветом туловище куклы в виде креста

6.. Рис. 8 и Рис.9

-1879602051050030016452506345Рисунок 12. Привязываем фартук и наша кукла-оберег готова.
Рисунок 12. Привязываем фартук и наша кукла-оберег готова.
300164520510500
-187960212725Рисунок 11. Определяем длину и подрезаем ножницами.
0Рисунок 11. Определяем длину и подрезаем ножницами.

4. Выполнение работы участниками мастер-класса по этапам, консультация педагога
5.Просмотр и обсуждение работ
Просмотр проводим вместе с детьми и преподавателями. Выявляем лучшие работы, выясняем, какие трудности возникли у детей во время создания куклы.
6. Используемая литература
1.Журнал ВЕСЕЛЫЕ УРОКИ (3.2013. с.30-31).
2. Смотрова Н.А. НИТЯНЫЕ ИГРУШКИ. РУЧНОЙ ТРУД ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ/Н.А.Смотрова- Санкт - Петербург Детство. Пресс 2009, 20 стр.