Конспект урока по технологии Кукла-мартиничка (5 класс)

Оргмомент

Улыбнитесь. На что похоже ваше настроение? На солнышко или на тучу? С солнышком мы проведем наш урок. Если на тучу, то давайте отодвинем ее руками и улыбнемся друг другу еще раз.

Здравствуйте, уважаемые гости!
Добрый день, юные рукодельницы!

Я рада вас всех видеть ! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнетесь мне.
- Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что у нас все получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию. Вы готовы? Тогда в путь!

Сядьте удобно. Итак, приступаем к работе.

Ход урока:

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с изделиями народных мастеров, с жизнью и обычаями наших предков. Начать наш разговор я хочу с загадки

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
но с ней не скучно.
(Кукла)

Беседа о смысле изделия, его назначении в народной культуре, о преемственности культур.

На земле куклы появились очень давно.

-Как вы думаете когда? Самой старшей больше четырех тысяч лет. Археологи нашли ее во время одной из древнегреческих раскопок.

В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

На экране вы видите стихотворение.

Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.


О каком времени года идет речь в этом стихотворении?

- Правильно, о весне. А как вы думаете, как весна связанна с темой нашего урока?

- А хотите, я расскажу вам секрет?!
Посмотрите пожалуйста на эту куклу –«Веснянку или Мартиничку», эта кукла пришла к нам из далеких времен, но широко используется у некоторых народов и в наши дни: с приходом весны такие обереги принято дарить друг другу. Внешний вид стал немного другим; для ее изготовления использовали несколько другие материалы, но приемы работы во многом сохранились, и их мы будем изучать.

Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела лица. Так как она играла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.

Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.
В старину зимними долгими вечерами девушки постарше учили младших сестричек рукоделию. Собирались обычно дети в одной избе за одним большим столом. Мы тоже с вами сидим за одним столом, и девочки по-старше (они уже имеют небольшой опыт) будут помогать вам в работе.

Как вы думаете, ребята – как используется такое изделие в наши дни? Это сувенир, который оберегает дом

- Как вы считаете, цвета могут быть другими?

- Нет. Это не просто декоративное изделие, а символическое изображение весны.

- Да, оба цвета символичны: Белый цвет - в народной культуре символизировал весеннюю землю. Красный цвет – символ небесного огня. С приходом весны жаркое солнце согревает землю, и возрождается новая жизнь. Союз этих двух цветов мы можем встретить в росписи глиняных игрушек, в народной вышивке и в других украшениях.

- Изготавливая такую куклу, мы познакомимся и с другими обычаями, которые существовали в старину.

Анализ образца: обсуждение приемов изготовления изделия.


Давайте и мы попробуем с вами пригласить к нам весну и выполнить таких кукол.

При изготовлении куклы мы с вами будем пользоваться и иголками и ножницами, поэтому нам нужно вспомнить правила работы с инструментами. . Я прошу вас вспомнить эти правила.
·

- Какие инструменты вызывают опасность? (игла, ножницы)
- быть внимательным в работе;
- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
-передавать ножницы только кольцами вперед.

Физкультминутка

Прежде чем приступить к работе, давайте немного снимим напряжение с глаз.
1. закройте глаза и Указательными пальцами надавите на глазки и резко отпустите.
2. Сделаем ручеек руками
3. вытянуть руки перед собой;
- пошевелить пальцами;
- сильно потереть ладошки.
- чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

Практическая работа
- Рассмотрите образец и схему изготовления соломенной куклы (технологическая карта). Расскажите, как она изготавливается.

- Кукла делается из 2 пучков соломы: один, пучок побольше, из него получается туловище с головой и ногами; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка получается путем переворачивания пучков в нужных местах цветной ниткой.

- Мы будем делать кукол из ниток, но с помощью тех, же приемов, что и старинные мастера.

Отбросьте все дурные мысли , вы сотворяете оберег вашего дома... Постарайтесь настроится на позитивный лад!

- Когда завязываете узелочки, вязать лучше по 3 и на кажный узелок нашептывать чего вы хотите для того человека кому делаете или своему дому.
Например:
"На Здравiе, на Мир в семье, на Лад!"

Когда завязывают крайний (последний) узелок, говорят "Тако бысть, тако еси, тако буди!"

Заготовка пучков ниток для куклы.

- Сделаем женскую фигурку из ниток. С чего начнем работу? (с изготовления двух пучков ниток). Как это проще сделать? Как определить длину ниток?

- Можно отмерить по линейке и нарезать отдельные нитки, сложить их в пучки.

- Это очень долгий и неудобный способ, я научу вас работать по-другому. У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны.

Демонстрирую, помогаю отдельным ученикам индивидуально.

- Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины. Надо ли разрезать его с другой стороны?

- Нет, так как по схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая.

- Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны. Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих?

С двух концов это видно по схеме, а длина картонки точно соответствует длине рук куклы.

. Изготовление куклы совместно с учителем.

- Что нужно сделать с пучками? (длинный пучок перевязать посредине, а короткий с двух сторон).

Далее ученики работают по схеме, данной на доске. Помогаю, демонстрирую на своем макете действия. Края пучков по окончании работы ученики слегка подравнивают.

- Оцените свою работу. Что возможно, исправьте: подтяните и расправьте нитки.

Выставка. Подведение итогов урока.

Ребята, поочередно каждый ряд выходит к доске и демонстрирует свои изделия, тем самым получают оценки.


Сегодня на уроке мы выполнили сувенир по мотивам народных образов. В старину кукла делалась из соломы, так как солома была доступным и дешевым материалом; самое древнее значение куклы магическое, позднее она была игрушкой для детворы; в современной жизни отчасти изменился смысл этого изделия, используются другие материалы.


- Какие добрые, красивые у вас получились куклы! Ведь не зря, ребята, мы сегодня потрудились!
Рефлексия
- Интересно было выполнять эту работу? Вы довольны своим результатом?
Что нового узнали на уроке?
На какие группы делились куклы по назначению?
Чему вы научились?
Понравился ли вам урок?
Какое настроение появилось на уроке?

б) Оценки за урок.
Благодарность за хорошую работу.
А теперь давайте поделимся своей радостью творчества с гостями и подарим им куклы.
Всем спасибо.