Методический семинар на тему «Мой предмет в системе школьного образования» (из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Быстрогорская СОШ Ярыч Марии Игорьевны)


Методический семинар
«Мой предмет в системе школьного образования»
(из опыта работы учителя русского языка и литературыМБОУ Быстрогорская СОШ Ярыч Марии Игорьевны)Здравствуйте, уважаемые коллеги. Начну свой доклад со слов персидского поэта-мыслителя Саади:
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
                                          Саади
Изменившаяся образовательная линия, нашедшая отражение в законе РФ "Об образовании", в Концепции модернизации российского образования и в последних правительственных документах об образовании, ориентирует на воспитание и развитие личности учащихся в процессе обучения. В современном обществе уже сформировался довольно устойчивый запрос не столько на "обученную", сколько на социально-адаптированную, конкурентоспособную, творческую личность.
Русский язык и литература занимают в ряду школьных предметов особое место, играют особую роль, каждый – свою. Но при этом составляют тесное единство.
Русский язык в школе – главный инструмент познания, он учит детей понимать текст на русском языке, к какому бы предмету этот текст ни относился, к математике или физике, истории или биологии; и создавать собственные, то есть говорить и писать.
Русская литература – лучший воспитатель молодого поколения, личности.
Она формирует духовный и нравственный облик подрастающего человека, помогает ему постичь универсальные законы бытия, раскрыть и развить его творческий потенциал.
Новая модель обучения русскому языку и литературе призвана решать вопросы духовно-нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. Учитель словесности для школьника – это путеводитель по увлекательному миру филологии и родного языка. Каждый день ребята совершенствуют свои навыки, становятся грамотнее и учатся рассуждать. Задача учителя - не только проверить знания, а поддержать своих учеников, дать им дополнительную мотивацию, увлечь. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать.
Сегодня в системе образования произошла целая революция: поменялся сам объект образования – ученик. И здесь уже перед педагогом во весь рост возникает гигантская задача: встать вровень со своими учениками, идти в ногу со временем, «войти в ритм » информатизированного общества.
Таким образом, деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Чему я и следую.
Школа работает над раскрытием потенциальных возможностей ребенка, созданием условий для определения жизненных позиций личности.
Темой моего самообразования является: «Использование схем, таблиц и ИКТ на уроках русского языка и литературы с целью повышения уровня обученности и качества знаний учащихся»
Использование ИКТ на уроке
способствует совершенствованию практических умений и навыков;
позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;
помогает:
контролировать деятельность каждого ученика;
значительно увеличить темп работы;
решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, углубить знания, провести контроль.
В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.Компьютерные технологии используются мною на всех этапах работы:
для организации повторения домашнего задания (фронтальный опрос по слайдам-вопросам);
для объяснения нового материала (иллюстративная презентация);
для закрепления материала и проверки учащихся на обобщающих уроках.
Дети относятся к компьютеру с точки зрения интереса, поэтому он помогает создать подлинно познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение в школе.
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность удобнее и проще, быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся.
Специальные интерактивные тренажеры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме.
В настоящее время создано достаточно много учебных компьютерных программ по русскому языку и литературе. Они формируют ключевые компетенции у учащихся, позволяют повысить их интерес к предмету, успеваемость и качество знаний, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.В наше время многие дети не любят читать, приходят на урок неподготовленными. Использование электронных хрестоматий и аудиокниг дает определенный эффект, особенно при изучении лирических произведений или небольших прозаических.
Одной из интересных находок использования ИКТ на уроках литературы считаю создание видеороликов к стихотворениям. В ролике необходимо передать настроение, идею,  а для этого надо вчитаться в произведение, проанализировать его.
Всё должно быть в меру:
- нельзя реальность подменять виртуальностью;
- нельзя превращать урок в шоу.
Очень продуктивной и результативной методической технологией считаю обучение на основе схем, таблиц и алгоритмов.Я в своей работе на уроках русского языка и литературы использую метод схематичной подачи теоретического материала крупными или малыми блоками. Опорные конспекты составляю в соответствии с программой, включаю в них теоретический материал и конкретные примеры.
И хотя у ребят есть выбор, как воспроизвести материал (по учебнику или конспекту), большинство пользуется схемами, что указывает на эффективность данной технологии.
Опорные конспекты, схемы и таблицы помогают разнообразить урок, делают его наиболее запоминающимся, нестандартным; активизируют познавательную деятельность ребят, служат подспорьем в практической деятельности учащихся и, конечно же, помогают при подготовке к экзаменам.
Обобщая и систематизируя материал по опорному конспекту, ученики составляют связный рассказ, развивают монологическую речь Составление опорного конспекта ведет к реальному, действенному сотрудничеству учащихся с учителем. Если же он составляется классом с помощью учителя, то учащиеся чувствуют себя его создателями.
Использование схем делает реальным ежедневный контроль знаний учащихся, совершенствование их оценки и самооценки.Постоянно работая с опорными конспектами, дети полностью « раскрепощаются» ( ведь всегда на помощь приходит справочная тетрадь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться – проверил).Даже слабые ученики уверены в том, что не зря сидят на уроке, что способны разобраться в таком непростом русском языке. Они мыслят, активно работают; в классе устанавливается атмосфера взаимопонимания. Значит, проводимая работа имеет и важное воспитательное значение.
Перечисленные технологии формируют у учеников орфографическую грамотность, способствуют формированию прочных навыков грамотного письма, а также дисциплинируют детей, способствуя устойчивости внимания, что немало важно при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
А как результат – повышение уровня обученности и качества знаний по предметам.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами. В своей работе я руководствуюсь правилом: «Никто не может быть лучшим во всем, но всякий в чем - нибудь да лучший!»
Желаю всем участникам конкурса интересной и плодотворной работы. Всем учителям – талантливых учеников и новых профессиональных достижений. На нас лежит огромная ответственность, но мы готовы делить ее с учениками. Помогать им, работать вместе с ними.
Пусть заслуженно гордятся своими открытиями ученые,
Пусть гордятся своими патентами изобретатели,
Пусть не без основания считают свою миссию особенно весомой
Медики, священники, государственные деятели, но...
Когда в класс заходит учитель, и начинается
Священное действо, имя которому урок,
Руль планеты и судьба человечества,
Его будущее - именно в руках учителя.
Благодарю за внимание.