КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ Воздух вокруг нас


Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
тЕМА: «воздух - невидимка»
образовательная область – познавательное развитие
Развитие познавательных способностей детей
Выполнила: Мироненко Елена Александровна,
воспитатель МАДОУ д/с «Ласточка»
Оренбург
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе государство и общество предъявляет все новые требования к личности, как гражданину и члену общества, умеющей мыслить не стандартно и творчески. Многие качества личности закладываются в детском дошкольном возрасте. Меняются и требования к дошкольному образованию.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образование должно строиться на ряде основных принципов, таких как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Специально организованная совместная деятельность взрослого и детей по теме «Воздух - невидимка» относится к образовательной области «Познавательное развитие». Целью данного занятия является развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментальной деятельности на примере исследования свойств воздуха.
В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.
В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования мы даём детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаем почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Данное занятие запланировано в соответствии с общей образовательной программой Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ласточка» Акбулакского района Оренбургской области», разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, относится к разделу «Познавательное развитие», первое занятие по теме «Воздух».

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание Примечание
1. Тема образовательной
деятельности «Воздух - невидимка» 2. Доминирующая
образовательная область Познавательное развитие 2. Виды деятельности детей
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. 3 Методы и приемы реализации содержания занятия 3.1 Общепедагогические методы и приемы
Методы формирования сознания: разъяснение, беседа, рассказ, пример
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, косвенное требование (совет, доверие, просьба, намек)
Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность; проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха; дедукция, индукция, аналогии, выбор.
Методы поисково-исследовательской работы.
3.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности  Постановка и решение вопросов проблемного характера. 
Моделирование ситуации (дуновение ветра).
Опыты
Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов
Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации 3. Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие – развитие умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументов; формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
речевое развитии – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, практическое овладение нормами русской речи, знакомство с книжной культурой.
4. Возрастная группа Старший школьный возраст (5-6 лет) 5. Цель Развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментальной деятельности на примере исследования свойств воздуха . 6. Задачи
Планируемые результаты 6.1 Формировать первичные представления о объектах окружающего мира и их свойствах в процессе экспериментальной деятельности на примере исследования свойств воздуха Сформированы первичные представления об объекте окружающего мира (воздухе) и его свойствах. 6.2 Развивать у детей собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментальной деятельности. Проявляет исследовательскую активность в процессе приобретения собственного познавательного опыта, умеет сравнивать, обобщать и делать выводы 6.3 Способствовать освоению культуры общения с взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости. Испытывает потребность в общении с взрослыми и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности, охотно вступает в беседу, делится впечатлениями, наблюдениями, проявляет эмоциональную активность и сопереживания. 7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления Формулировка выводов в процессе экспериментирования Напоминание все высказанные точки зрения, сопровождение в обобщении, наводящие вопросы 8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Литературный ряд:
Музыкальный ряд: Звуки природы (Музыка ветра)
Материалы и оборудование: Тазик с водой, воздушные шары, веера, стаканы прозрачные, стаканчики с водой и соломинка на каждого ребенка, клеенка, игрушка «Лебедь» (моделированный из ШДМ), вентилятор, шары для моделирования на каждого ребенка, насосы.
Занятие проводится в групповой комнате, где используются: «Уголок экспериментирования», «Уголок творчества», игровая зона.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Решение проблемных ситуаций с умением доказывать свое умозаключение, чтение художественной литературы, чтение стихов, загадок о природных явлениях, наблюдение за ветром, дыхательная гимнастика ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть До 5 минут
1.1
Введение в тему
Создание проблемной ситуации:
Разгадывание загадки (приложение 1).
Прослушивание музыкального ряда.
Имитация ветра (с помощью вентилятора).
Давайте вместе попробуем изменить направление полета шарика. (игра - эксперимент : «Ты лети, лети мой шарик).
Что находится в шарике?
Что такое ветер?
Как вы думаете, что такое воздух?
Что вы уже знаете про воздух?
А вы хотите узнать секреты воздуха?
Как вы думаете, где сегодня будет проходить занятие? (В «уголке экспериментирования»).
Дети сидят на стульчиках
Переходим в игровую зону

Переходим в «уголок экспериментирования»
1.2 Мотивация деятельности детей Ситуативный разговор: Дать возможность ребенку почувствовать себя исследователем, первооткрывателям, ощутить успешность, самостоятельность, предоставление выбора, свободы.
Выход на экспериментальную и игровую деятельность.
Сделать для себя новые открытия.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Научиться применять ранее полученные знания в новой ситуации.
Узнать свойства воздуха
Получить новые знания путем эксперимента.
II. Основная часть: До 15 минут
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Разгадывание загадок о природных явлениях;
Дыхательная гимнастика
Наблюдение в природе за ветерком.
Игра с водой «Ветер парус раздувай»
Игра «Ветерок»
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Решение интеллектуальных вопросов.
Дыхательная гимнастика «Ты лети, лети мой шар»
Опыт с воздухом
Игра – эксперимент «Ветер дует нам в лицо»
Опыт со стаканом и водой
Подвижная игра «Парашютист»
Игра – эксперимент «Насосы»
Разгадывание загадок
Моделирование из ШДМ «Лебедь»
Переходим в «Уголок творчества»
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Предложить детям самостоятельно определить цвет, вкус, запах воздуха, обсудить полученный результат исследования с водой и стаканом, сделать выводы.
III. Заключительная часть До 5 минут
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Понравилась вам наша лаборатория?
Чему мы должны были научиться? Удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? Что нам помогло? Помогли ли мы отправиться герою в сказку ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Картотека игр – экспериментов в картинках «Секреты воздуха» Представление новых алгоритмов экспериментальной деятельности с воздухом. В детском саду
1.2 Наблюдение на прогулках за ветром Определение направление и силы ветра. В детском саду
1.3 Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика для укрепления здоровья детей» Представление дыхательных гимнастик, частоту их проведения, пользу для организма детей В семье
1.4 «Я умею надувать шары» Для оформления праздника предложить детям надувать воздушные шары В доме и семье
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности 2.1 Ребенок сам Самостоятельная работа в «уголке экспериментирования» Продолжить работу по экспериментированию с воздухом 2.2 Ребенок по приглашению педагога Индивидуальная работа по оформлению выставки фотографий «Я исследователь» Оформление выставки с пояснением тех действий, которые запечатлены на фотоснимках, проговаривание выводов, сделанных в ходе экспериментирования . Графа «Примечание» необходима для указания длительности этапов занятия, перемещения детей в процессе образовательной деятельности, указания программ, пособий и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Веракса, Н.Е., Проектная деятельность дошкольников. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.
Дыбина, О.В., Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, – 2-е изд., испр. – М.ТЦ Сфера, 2010. 192 стр.
Хаярова, А.В., Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира / А.В. Хаярова // Дошкольная  педагогика. – 2012. — № 10. – С.4-10.
http://el-mikheeva.ru/katalog/eksperimentalnaya-deyatelnost-doshkolnikov-kak-sredstvo-poznaniya-okruzhayushhego-mira#ixzz3rZta5Gkv