Конспект урока по литературному чтению Как слона лечили В. Коржиков. 2 класс


Тема урока « Как слона лечили»(по В. Коржикову)
Цель: познакомить учащихся с произведением « Как слона лечили »;совершенствовать умение работать с текстом;
Задачи:
-ввести понятие «рассказ»; дать характеристику рассказа; закрепить умение правильно, выразительно читать целыми словами; работать с текстом, подробно излагать прочитанное словами;
-развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения
-прививать любовь к животным, интерес к чтению.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока:
1. Орг момент.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
2.Проверка домашнего задания.
Пересказ рассказа Н.Носова « Как Незнайка катался на газированном автомобиле.»Речевая разминка.
Послушайте стихотворение.
Хорошие люди всегда благодарны За службу, за верность, за радость для глаз. Недаром же памятник есть сенбернару, Что многих людей заблудившихся спас. Разыскивал он их сквозь грозную вьюгу, При жгучем морозе и в темную ночь, Чтобы человеку - не брату, не другу - Как брату и другу, коль надо, помочь!
-За что люди благодарны собаке? Как они ее отблагодарили?
4.Актуализация знаний. Постановка целей урока.
-Сегодня мы прочитаем рассказ в котором говорится, о том, как слон отблагодарил доктора.
5. Работа по теме урока.
-Откройте учебник и прочитайте, кто автор рассказа, который мы будем читать.
-Как вы думаете, о чем будет идти речь в рассказе. –Прочитайте фамилию автора. Вам знакомо это имя?
-На парте лежит автобиография этого человека, прочитайте ее.
Коржиков Виталии Титович родился в городе Харькове 12 апреля 1931 года. Учился в Москве. В 1953 году, окончив Московский государственный педагогический институт, уехал учительствовать на остров Сахалин, потом во Владивосток.
Школа, где работал Виталий Коржиков, стояла над самым заливом: из ее окон было видно море, медленно проходили суда. Море зовет... И Виталий Коржиков становится моряком! Он много плавал, увидел много интересного: и веселого, и трагического. Побывал в Японии, Испании, Турции, Индонезии, на Кубе.
С 1958 года стали выходить сборники его стихов. И все о море. Первая книжка Коржикова для детей называлась "Морской конек". В 1959 году выходит книжка "Кораблик", затем "Морской сундучок" (1971), "Сорок белых кораблей" (1975). Перу Коржикова принадлежат веселые и занимательные повести для детей "Первое плаванье" (1961), "Коготь динозавра" (1979), "Волны словно кенгуру" (1989) и книга о великом русском поэте "Александр Пушкин" (1997).
Самая известная и любимая детьми книга - "Мореплавания Солнышкина" - родилась из морских историй, которые писатель рассказывал двум своим сыновьям. А теперь смешные и увлекательные повести о Солнышкине с удовольствием читают современные мальчишки и девчонки.
Умер Виталий Титович 26 января 2007 года.
- Расскажите об этом человеке .( дети по абзацам рассказывают биографию)
- Виталий Коржиков был не просто писателем, этот человек был путешественником. Он очень любил море. И многие его произведения о море. Я вам сейчас загадаю загадки о морских жителях. Отгадки найдите на картинках.
МОРСКИЕ ЗАГАДКИ(по стихам В.Т. Коржикова)
Он спасёт вас в море,
В штормовом просторе,
От воды солёной,
От волны зелёной.

В порыве гнева штормовой бросок
Его швырнул с волною на песок.
Он щупальца тянул и извивался,
Присосками на камни наползал
И раздувался, выпучив глаза...

Круглый панцирь сбит добротно,
В глазках - жёсткие огни.
По бокам прижались плотно
Две тяжёлые клешни.

Уходит робко вглубь акула,
И осьминог на дно скользит:
Плывет навстречу с грозным гулом
Гигант глубин - могучий ...

В ней нитки нет и нет ушка,
Нет плавников среди брюшка;
Она от года к году
Все шьет морскую воду.

- Чтение рассказа учителем, а затем учащимися по цепочке.
6. Физминутка.
7. Закрепление изученного материала.
1. Работа по вопросам.
- К какому литературному жанру относится произведение?
- Прочитайте в учебнике, что такое рассказ.
- Можно назвать произведение « Как слона лечили рассказом»?Докажите.
-О каком городе в рассказе идет речь? Где находится этот город? Что вам помогает узнать это из текста?
-Какое событие должно произойти в городе?
-Что привлекло внимание покупателей и продавцов? С чем сравнивали буквы на афише?
-Откуда ехал слон? Как везли слона? Что произошло с ним в дороге?
- Где мы впервые встречаемся с доктором?
- Что вы можете о нем сказать?
- Почему автор дал ему такую фамилию?
- Известен ли вам доктор, который тоже лечил зверей? Чем они похожи?
- Чем отличается фамилия Миролюбова от фамилии Айболита?
- Как доктор Миролюбов узнал, что болит у слона?
- Как слон отблагодарил доктора?
-Подберите к иллюстрации в учебнике отрывок из текста.
2 . Чтение рассказа по цепочке.
8. Подведение итогов.
-Почему автор так назвал произведение?
-Назовите основную идею рассказа.
Основная идея рассказа « Как слона лечили».

-«Тигров и коней лечил, а слонов не приходилось».
-Но надел пиджак и отправился к слону.
«Сейчас как швырнет меня головой в угол- вот будет цирк».
« Но слон опустил доктора на пол.
И он снова взялся за ногу».
-« Нашел! У него коленка болит!»
-Каким бы словом вы назвали выздоровление слона?
-Можно ли это назвать чудом?
- Вся наша жизнь состоит из маленьких чудес, просто их нужно уметь увидеть и распознать!
- На память об этом уроке я вам хочу подарит закладку в книгу, с фотографией Виталия Коржикова.