Конспект мастер-класса ТЕКСТИЛЬНАЯ КУКЛА -ПТИЧКА


М А С Т Е Р – К Л А С С
Автор-составитель С. А. Каменева
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЯЦВР
Тема: ТЕКСТИЛЬНАЯ КУКЛА ПТИЧКА
Участники: детей 8-12 лет и их родители
Цель: Ознакомление с народным творчеством через практическую работу. Объединение труда родителей и детей.
Задача:
Выполнить практическую работу (изготовление куклы Птички).
Обучить различным приемам работы с тканью.
Формировать умение следовать устным инструкциям.
Дать возможность детям провести работу с родителями и получить совместный результат труда.
Материалы и инструменты:
Ножницы, текстильная ткань (носовые платки), синтетический наполнитель, цветные нитки.
План
Введение.
Историческая справка о возникновении народной игрушки.
Демонстрационно-практическая часть .Выполнение практической работы слушателями.
Просмотр и обсуждение работ.
1.Введение
Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Она имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Через игрушку мы прикасаемся к нашей истории.
2.Историческая справка о возникновении народной куклы
Много сказок, песен, легенд и преданий сложено в русском народе о птицах. Это светлый образ, связанный с небесами, с солнцем и ветрами. Недаром и костюм народный по силуэту напоминает птицу, широкие рукава, словно крылья, яркие украшения и вышивки на груди, и на поясе, головной убор – как хохолок у птицы. Украшения и обереги в виде птиц украшали наличники домов, коньки крыш. Известно много легендарных сказочных образов, связанных с птицами: сокол и аист, голубь и петух, орел и утица. В легендах и сказаниях птицы часто стерегут границы своей родной земли, помогают человеку, часто и сами герои превращаются в птиц, как например, Финист Ясный Сокол. Птица – это древний образ Духа и Души. Известны и легендарные, а также сказочные птицы – например, птица Сирин, Гамаюн, Жар-птица. Существуют праздники, основное действующее лицо которых – птицы. Например – это праздник Сороки, который отмечается в марте « На Сорокин день с ночью меряются». Как для праздника, так и для игр можно сделать птицу из яркого лоскута ткани. Традиционно птички делаются небольшого размера, их можно развесить в разных углах дома. Они еще являются и оберегом дома.
285369026225500-895352603500028536902352675Складываем по диагонали и получаем треугольник
00Складываем по диагонали и получаем треугольник
-895352308225Берем текстильный лоскут в виде квадрата или носовой платок
00Берем текстильный лоскут в виде квадрата или носовой платок
3.Демонстрационно – практическая часть
2912110704850029121102223135Угол, который относится к середине лоскута, перетягиваем нитью и закрепляем узлом
00Угол, который относится к середине лоскута, перетягиваем нитью и закрепляем узлом
-895352223135Складываем еще раз
00Складываем еще раз
-8953513716000
292036526098500-9017020383500-895352170430Получился носик птицы
00Получился носик птицы

2923540102870Разворачиваем лоскут и вставляем небольшой кусочек наполнителя
00Разворачиваем лоскут и вставляем небольшой кусочек наполнителя

29679913238500-13335-1524000
296799019050Закрепляем нитью и завязываем узелок
0Закрепляем нитью и завязываем узелок
-1333519050Формируем голову
0Формируем голову

3028315139065005334013017500
3025140183516Отгибаем край ткани и вставляем кусок наполнителя большего размера, чем брали для головы
0Отгибаем край ткани и вставляем кусок наполнителя большего размера, чем брали для головы
53340183516Далее распрямляем уголки ткани наружу –получается голова птички и расправленные крылья
0Далее распрямляем уголки ткани наружу –получается голова птички и расправленные крылья

3025140130810005334013081000
3025140136525Расправляем крылья и поочередно их перетягиваем вплотную к туловищу, закрепляя нитью и узлом
0Расправляем крылья и поочередно их перетягиваем вплотную к туловищу, закрепляя нитью и узлом

5334030480Формируем туловище и фиксируем хвост. Перетягиваем и завязываем узлом.
0Формируем туловище и фиксируем хвост. Перетягиваем и завязываем узлом.

586740-254000
Получаем общий вид Птички.

4. Выполнение практической работы слушателями
После всех разъяснений мастера, слушатели выполняют практическую часть работы. В результате они получают готовое изделие – игрушку Птичку.
5.Просмотр и обсуждение работ
После проведения практической части мастер-класса, проводим просмотр работ и обсуждение. Выявляем плюсы и минусы возникшие в процессе выполнения игрушки.
6.Использованная литература:
1. Макамчук В.М. « Из истории русской игрушки» 5класс (Литература в школе. -1996-№3.-с.138-140)
2297430352425002. «Я познаю мир. Игрушки» Детская энциклопедия. (Сост. Н.Г.Юрина.-М. АСТ,1998.-492 ), интернет: WWW.nrooanti.lact.ru
39687511049000