5 класс Урок№1 из раздела Творческий проект «Технология проектирования и создания материальных объектов»

ГБОУ СОШ № 10
г.о. Кинель Самарской области











Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для начальных классов
«Оч. умелые ручки»
в соответствии с ФГОС II поколения







Составитель:
учитель технологии
Ещенкова Татьяна Николаевна










г. Кинель, 2013г.




Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru

Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 134
Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 32 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Тематическое планирование
1 класс, 32 часа

Количество
часов
Тема
Материалы


I. Аппликация и моделирование (16часов)


1-4
Аппликация из природных материалов на картоне.
Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка

5-8
Аппликация из геометрических фигур.
Цветная бумага, картон

9-10
Аппликация из пуговиц.
Пуговицы, картон

11-12
Аппликация из салфеток.
Салфетки, картон

13-16
Объёмная аппликация.
Гофрированная бумага, цветная бумага, картон


II. Работа с пластическими материалами (10 часов)


1-4
Рисование пластилином.
Пластилин, картон

5-8
Обратная мозаика на прозрачной основе.
Пластилин, прозрачные крышки

9-10
Лепка из солёного теста.
Солёное тесто


III. Аппликация из деталей оригами
(6 часов)


1-3
Аппликация из одинаковых деталей оригами.
Цветная бумага, картон

4-6
Коллективные композиции в технике оригами.
Цветная бумага, картон



2 класс, 34 часа

Количество часов
Тема
Материалы


I. Аппликация и моделирование (12 часов)


1-4
Аппликация из листьев и цветов.
Засушенные цветы, листья

5-8
Аппликация из птичьих перьев.
Птичьи перья, картон

9-12
Аппликация из соломы.
Солома, картон


II. Работа с пластическими материалами (8 часов)


1-2
Разрезание смешанного пластилина.
Пластилин, тонкая проволока, картон

3-4
Обратная мозаика на прозрачной основе.
Пластилин, прозрачные крышки

5-6
Торцевание на пластилине.
Пластилин, гофрированная бумага

7-8
Лепка из солёного теста.
Солёное тесто


III. Поделки из гофрированной бумаги
(4 часа)


1-4
L°Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.
Гофрированная бумага, картон


IV. Модульное оригами (10 часов)


1-2
Треугольный модуль оригами.
Цветная бумага

3-4
Замыкание модулей в кольцо.
Цветная бумага

5-10
Объёмные фигуры на основе формы «чаша».
Цветная бумага


3 класс, 34 часа

Количество часов
Тема
Материалы


I. Работа с природными материалами
(4 часа)


1-4
Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).
Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.


II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)


1-6
Торцевание гофрированной бумагой на картоне.
Гофрированная бумага, картон

7-10
Мозаика из ватных комочков.
Вата, картон

11-14
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.
Картон, цветная бумага

15-18
Многослойная аппликация.
Открытки, картинки, картон


III. Работа с пластическими материалами (6 часов)


1-4
Мозаичная аппликация на стекле.
Пластилин, стекло

5-6
Лепка из солёного теста.
Солёное тесто


IV. Модульное оригами (6 часов)


1-6
Игрушки объёмной формы.
Цветная бумага


4 класс, 34 часа

Количество часов
Тема
Материалы


I. Работа с природными материалами
(4 часа)


1-4
Коллективные композиции, индивидуальные панно.
Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки


II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа)


1-2
Многослойные аппликации.
Открытки, картинки, картон

3-6
Мозаика из квадратных модулей.
Картон, цветная бумага

7-8
Элементы квиллинга.
Картон, цветная бумага

9-14
Аппликации в технике квиллинг.
Картон, цветная бумага

15-18
Техника изонить. Заполнение круга, угла.
Картон, цветные нитки

19-24
Аппликации в технике изонить.
Картон, цветные нитки


III.Поделки на основе нитяного кокона
(6 часов)


1-6
Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.
Нитки, напальчник, цветная бумага





Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Оч. умелые ручки»

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.

Список пособий:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru


15