Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников ПМ 02 МДК 02.02: «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации


Краевое государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нытвенский промышленно-экономический техникум»
Методические указания и контрольные задания
для студентов-заочников образовательных учреждений
среднего профессионального образования
по профессиональному модулю 02.02: «Бухгалтерская технология проведения
и оформления инвентаризации»
для специальности: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

Нытва
2016
разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Утверждена
зам.директора по УМР
_______________Шилова Н.С.
«___»__________2013г.
Рассмотрена и одобрена
на заседании П(Ц)К
Председатель_______________
«___»__________2013г.
Разработчик: преподаватель социально-экономических дисциплин
КГАОУ СПО «НПЭТ» Ишбаева Н.С.
Рецензенты:

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение 4
Программа ПМ 2.02: «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» 8
Структура основной профессиональной дисциплины среднего профессионального образования базовой подготовки 10
Перечень тем для самостоятельного изучения и контроля по ПМ 2.02: «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» 12
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных практических заданий, контрольных работ 14
Список рекомендуемой литературы 17
Приложение 1 Титульный лист 19
Приложение 2 Содержание 20
Приложение 3 Задачи для самостоятельной практической работы по ПМ 02.02: «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» 21
Приложение 4 Тест 24
Приложение 5 Вопросы для подготовки к экзамену по ПМ 02.02: «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» 25
Приложение 6 Рецензия на самостоятельную практическую работу 26

Введение
Методические указания по изучению Профессионального модуля 02.02: «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» составлены на основании ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) и является единой для всех форм обучения, а также всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основную профессиональную образовательную программы среднего профессионального образования базового уровня.
Профессиональный модуль 02.02: «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» относится к циклу специальных профессиональных дисциплин.
В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятия, но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
-перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
-приемы физического подсчета имущества;
-порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
-порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установлении соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
-порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
-порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
-порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
-формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
-формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
-процедура составления акта по результатам инвентаризации;
-порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности;
-порядок инвентаризации расчетов;
-технология определения реального состояния расчетов;
-порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
-порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
уметь:
-определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
-руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
-пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
-давать характеристику имущества организации;
-готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
-составлять инвентаризационные описи;
-проводить физический подсчет имущества;
-составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
-выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
-выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
-выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
-формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
-формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
- составлять акт по результатам инвентаризации;
-проводить выверку финансовых обязательств;
-участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
-проводить инвентаризации расчетов;
-определять реальное состояние расчетов;
-выявлять задолженность, нереальную для взыскания с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
-проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
Используемые сокращения
В настоящих методических указаниях используются следующие сокращения:
Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к планируемым результатам подготовки, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы.
Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
СПО – среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОУ – образовательное учреждение;
ОПОП – основная профессиональная образовательная программа по специальности;
ОК – общая компетенция;
ПК – профессиональная компетенция;
ПМ – профессиональный модуль;
МДК – междисциплинарный курс.
Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Бухгалтер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
Составление и использование бухгалтерской отчетности.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у обучающихся нового экономического мышления.
Программа ПМ. 02.02
«Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»
При разработке рабочей программы профессионального модуля образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также в перечень практических занятий, не нарушая логики изложения дисциплины, при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.
Область профессиональной деятельности выпускников: учет имущества и обязательств организации, проведение и оформление хозяйственных операций, обработка бухгалтерской информации, проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирование бухгалтерской отчетности.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
имущество и обязательства организации;
хозяйственные операции;
финансово-хозяйственная информация;
налоговая информация;
бухгалтерская отчетность;
первичные трудовые коллективы.
Бухгалтер готовится к следующим видам деятельности:
Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Составление и использование бухгалтерской отчетности.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
При изучении профессионального модуля обращается внимание обучающихся на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
При изложении материала по соответствующим модулям используются законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее содержания на практических занятиях и в процессе выполнения самостоятельной практической работы.
Самостоятельная практическая работа проводится по темам, утвержденным предметной (цикловой) комиссией. Она является самостоятельной творческой работой обучающихся и выполняется на основе знаний и навыков, полученных при освоении данного профессионального модуля.
В содержании профессионального модуля по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
Для проверки знаний студентов проводится рубежный и итоговый контроль. Форму и сроки проведения контроля по профессиональному модулю определяет образовательное учреждение.

Структура профессионального модуля
среднего профессионального образования
базовой подготовки
Индекс и наименование профессионального модуля:
ПМ.02.02 Бухгалтерская технология проведения и
оформления инвентаризации
Формируемые компетенции: ОК 1 – 10
ПК 1.1 – 1.4
ПК 2.1 – 2.4
ПК 3.1 – 3.4
ПК 4.1 – 4.4
уметь:
-определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
-руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
-пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
-давать характеристику имущества организации;
-готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
-составлять инвентаризационные описи;
-проводить физический подсчет имущества;
-составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
-выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
-выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
-выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
-формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
-формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
- составлять акт по результатам инвентаризации;
-проводить выверку финансовых обязательств;
-участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
-проводить инвентаризации расчетов;
-определять реальное состояние расчетов;
-выявлять задолженность, нереальную для взыскания с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
-проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
знать:
-перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
-приемы физического подсчета имущества;
-порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
-порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установлении соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
-порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
-порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
-порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
-формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
-формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
-процедура составления акта по результатам инвентаризации;
-порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности;
-порядок инвентаризации расчетов;
-технология определения реального состояния расчетов;
-порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
-порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);

Перечень тем для самостоятельного изучения и контроля
по профессиональному модулю: «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»
Раздел 1. Понятие инвентаризации.
Тема 1.1. Понятие цели и этапы инвентаризации. Периодичность проведения. Задачи и состав инвентаризационной комиссии. Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации.
Тема 1.2. Типичные ошибки при проведении инвентаризации.
Тема 1.3. Порядок подготовки инвентаризации. Составление регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены.
Тема 1.4 Основные правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества
Раздел 2. Инвентаризация отдельных видов имущества.
Тема 2.1. Порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию
Тема 2.2. Порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств по данным бухгалтерского учета.
Тема 2.3. Отражение результатов инвентаризации основных средств в бухгалтерских проводках.
Тема 2.4. Инвентаризация основных средств, принятых на ответственное хранение. Отражение результатов инвентаризации основных средств, принятых на ответственное хранение в бухгалтерских проводках.
Тема 2.5. Инвентаризация нематериальных активов.
Тема 2.6. Отражение результатов инвентаризации нематериальных активов в бухгалтерских проводках.
Тема 2.7. Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов.
Тема 2.8. Отражение результатов инвентаризации материально-производственных запасов в бухгалтерских проводках.
Тема 2.9 Инвентаризация незавершенного производства и капитального строительства.
Раздел 3. Инвентаризация финансовых обязательств.
Тема 3.1. Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками. Составление актов сверок. Выявление задолженности, не реальной к взысканию с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета.
Тема 3.2. Отражение результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерских проводках.
Тема 3.3. Инвентаризация расчетов по оплате труда
Тема 3.4. Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами
Тема 3.5. Инвентаризация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Тема 3.6. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах
Тема 3.7. Инвентаризация финансовых вложений.
Тема 3.8. Отражение результатов инвентаризации финансовых вложений в бухгалтерских проводках.
Тема 3.9. Инвентаризация резерва на оплату отпусков сотрудникам.
Тема 3.10. Инвентаризация резерва по сомнительным долгам
Тема 3.11. Инвентаризация резерва на ремонт основных средств
Тема 3.12. Инвентаризация денежных средств.
Тема 3.13. Инвентаризация бланков строгой отчетности
Тема 3.14. Инвентаризация доходов будущих периодов

Методические рекомендации для студентов
по выполнению самостоятельных практических заданий
Настоящие методические указания предназначены для студентов-заочников по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), по профессиональному модулю 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации».
При выборе содержания практического задания и его объема исходим из сложности учебного материала, с учетом значения конкретной работы для приобретения студентом соответствующих профессиональных знаний и умений, составлены на основании ФГОС СПО по данной специальности.
Практические занятия носят репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), порядок выполнения работы, таблицы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий. От обучающихся требуется самостоятельный выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы Работы, носящие поисковый характер отличаются тем, что студенты должны решать новую для них проблему, опираясь на имеющийся у них багаж теоретических и практических навыков и знаний.
Цель выполнения практических заданий:
закрепить теоретические знания;
реализовать полученные теоретические знания по профессиональному модулю на практике.
Методы:
изучение учебной литературы;
проведение исследований;
обработка и анализ собранных материалов;
Средства:
методические указания, практикум, деловые ситуации, рефераты, СМИ, специально подобранные материалы.
Прогнозируемый результат:
- формируются навыки и умение деятельности специалиста-менеджера, бухгалтера, экономиста: исследование, анализ, формирование оценки ситуаций, умение принять решение,контроль деятельности;
- развиваются качества конкурентного выпускника целеустремленность, самоорганизованностъ, способность к творчеству.
Правильно организованная работа над самостоятельными практическими заданиями, формируя у учащихся глубокий интерес к предмету, обеспечивает подлинное вовлечение их в творческую деятельность.
Работа над выполнением самостоятельных практических заданий позволяет проявить собственную индивидуальность в самостоятельной собственной исследовательской работе при изучении и осмыслении первоисточников и научной монографической литературы, при анализе и обобщении изученного материала и изложении его в письменном виде.
Важность целенаправленной самостоятельной работы над заданиями определяется также тем, что вводимые новые профессиональные модули еще не обеспечены специальными стабильными учебными пособиями.
Самостоятельная работа с элементами исследования призвана развивать у студентов умение критически взглянуть на различные точки зрения, самостоятельно ориентироваться во всем возрастающем потоке научной информации, выражать и отстаивать собственные идеи, не отбрасывая при этом опыта предшествующих поколений и современников, но и не поддаваясь влиянию той или иной гипотезы, школы, личности.
Особое внимание обращается на развитие качеств, предопределяющих способность человека к творчеству, а именно особенности:
перцепции (напряженности внимания, впечатлительности, восприимчивости);
интеллекта (фантазии, интуиции, дара предвидения, выдумки, обширности знаний);
характера (индивидуальности, инициативности, оригинальности, самобытности, упорства, работоспособности, высокой самоорганизации);
мотивации и ценностных ориентации (стремления к творческой деятельности, удовлетворения от самого процесса творчества).
В процессе изучения профессионального модуля ПМ 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации предполагается проведение одной самостоятельной практической работы и итогового экзамена.
Самостоятельная практическая работа должна выполняться в определенной последовательности:
практическая работа № 1 - теоретическое задание, выполняется по перечню тем для самостоятельного изучения и контроля; Ресурс Интернета (в случае его использования) указывается обязательно, с указанием сайта, авторства и названия материала. Объем теоретической части должен быть в пределах 20-40 страниц. Отражать личное отношение к поставленной проблеме.
практическая работа № 2 - решение задач (приложение 3);
практическая работа № 3 - решение теста (приложение 4).
Сроки сдачи самостоятельной практической работы – не позднее чем за месяц до начала следующей сессии.
Подготовка к итоговому контролю осуществляется по теоретическим вопросам приложение 5.
Требования к оформлению работы.
Важной стороной исследовательской деятельности является оформление готовой работы. Существует ряд требований, невыполнение которых делает интересное исследование незавершенным, трудным для прочтения и понимания сути проблемы.
Самостоятельная практическая работа выполняется в электронном варианте и на бумажном носителе.
Текст печатается с полуторным интервалом, размер шрифта 14, отступ абзаца - 1,5см.
1.Титульный лист.
Титульный лист является первой страницей работы, но цифра на нём не ставится, также не допустимы рисунки и другие иллюстрации. На титульном листе указывается название учебного заведения, специальность, дисциплина, фамилия и имя, Ф.И.О. руководителя (преподавателя).
Титульный лист оформляется согласно приложения 1.
2. Содержание.
После титульного листа помещается содержание, в котором последовательно излагаются названия самостоятельных практических заданий. При этом формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждое задание.
Содержание оформляется согласно приложения 2.
3.Основная часть.
В основной части последовательно излагаются ответы на задания.
Каждое практическое задание начинается с новой страницы. Сначала излагается само задание, а затем ответ на него.
4.Список использованной литературы
Библиографический список использованной литературы является необходимым элементом оформления работы.
Библиографический список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2003, введенным в действие с 1 июля 2004 г.
Библиографический список - элемент библиографического аппарата, который содержит и библиографическое описание использованных источников и помещается в конце работы.
Такой список составляет одну из существенных частей исследования, отражающую самостоятельную творческую работу автора, и поэтому позволяет судить о степени тщательности проведенного исследования.
Библиографическое описание использованных источников составляется непосредственно по произведениям печати или выписывается из каталогов, картотек и библиографических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.
5. Оценка работы
К самостоятельной практической работе студентом прилагается лист «Рецензия на самостоятельную практическую работу», согласно приложения 3. В данной рецензии преподаватель отмечает объем выполненной работы, положительные и отрицательные стороны работы, свои предложения, общую оценку работы.

Список рекомендуемой литературы
1. Богаченко В. М., Кириллова Н. А. Бухгалтерский учет. – 5-е изд-е, переработ. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Богаченко В. М., Кириллова Н. А. Практикум по бухгалтерскому учету. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет: учебник для среднего профессионального образования. – 6- е изд - е., испр. и доп., - М.: «Academia», 2010.
4. Мизиковский Е. А., Мельник М. В. Теория бухгалтерского учета: учебник для среднего профессионального образования. – 2-е изд., - М.: «Магистр», 2010.
5. Швецкая В. М., Головко Н. А. Бухгалтерский учет: учебное пособие для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
6. Ларионов А.Д., Нечитайло А.И. Бухгалтерский учѐт: учебник. – Москва: Проспект, 2011.
7. Муравицкая Н.К., Корчинская Г.И. Бухгалтерский учѐт: учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – М : КНОРУС, 2010
Дополнительные источники:
Нормативно правовые акты:
1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)
2. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"
3. ПБУ 1/2008Учетная политика организации
4. ПБУ 3/2006Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
5. ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации
6. ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов
7. ПБУ 6/01 Учет основных средств
8. ПБУ 7/98 События после отчетной даты
9. ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности
10. ПБУ 9/99 Доходы организации
11. ПБУ 10/99 Расходы организации
12. ПБУ 12/2000 Информация по сегментам
13. ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи
14. ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов
15. ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам
16. ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности
17. ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы
18. ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
19. ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений
20. ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности
21. ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений
22. ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
23. ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств
Учебники и учебные пособия
1. Богаченко В. М., Донченко Н. Б., Кириллова Н. А. Практикум по бухгалтерскому учету: учебное пособие для студентов средних профессиональных и высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
2. Бородина В. В. Все о кассовых операциях. – М.: Книжный мир, 2005.
3. Каморджанова Н. А. Бухгалтерский учет: деловые игры: учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2010.
4. Кузнецова Г. А. Счет 50. Как оформить кассовые операции. - М.: Приор-издат, 2005.
5. Ланина И. Б. Первичные документы в бухгалтерском и налоговом учете. – М.: ООО «Омега-Л», 2005.
6. . Осипова Т. В. Самостоятельная работа студентов при изучении бухгалтерского учета: учебно-методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
7. Рогуленко Т. М., Харьков В. П.. Бухгалтерский учет: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.
8. Самохвалова Ю. Н. Бухгалтерский учет: практикум: учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2009.
Периодическая печать:
1. Журнал «Бухгалтерский учет».
2. Журнал «Главбух».
3. Журнал «1С:Бух».
Информационно-правовые поисковые системы:
1. «КонсультантПлюс »
Интернет-ресурсы:
1. www.klerk.ru
2. www.iasb.org.uk – Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC).
3. www.ifac.org – Международная федерация бухгалтеров (IFAC).
4. www.fasb.org – Совет по стандартам финансового учета (США).
5. www.usaid.gov – Агентство по международному развитию США (US AID).
6. www.ipbr.ru – Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ).
7. www.xbrl.org – Комитет по разработке языка специфики бизнес-отчетов XBRL.
8. www.fiar.ru – Фонд развития бухгалтерского учета (ФРБУ).
Приложение 1
КГАОУ СПО «НПЭТ»
Специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
Самостоятельная практическая работа
по профессиональному модулю: «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»
Выполнил студент гр.____________
Ф.И.О.________________________
Проверил преподаватель
Ишбаева Наталья Сергеевна
Нытва
2013
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Задание № 1: …………………………………………………...………………… 3
Задание № 2: ………..……………………………………………………..……..… 5
Задание № 3: ......…………………...……................................................................. 11
Список используемой литературы……………………………………………… 16


Приложение 3
Задачи для самостоятельной практической работы
по профессиональному модулю «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»
Задача 1 По результатам инвентаризации комиссия выявила излишки следующих ценностей:
- основных средств, рыночная стоимость которых составляет 560 000 руб.;
- материалов, рыночная стоимость которых составляет 347 000 руб.;
- товаров, рыночная стоимость которых составляет 45 руб.;
- готовой продукции, рыночная стоимость которой составляет 5800 руб.
Документов на излишки, по которым они поступили в организацию, нет. Выявленные расхождения были отражены в сличительных ведомостях. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках.
Задача 2 В процессе инвентаризации были выявлены излишки муки в количестве 85 кг, закупленной по цене 25 руб./кг. Одновременно выявлена недостача муки в количестве 45 кг, приобретенной по цене 16 руб./кг. Указанное имущество числится в составе материалов.
Кроме того, была выявлена недостача готовой продукции в размере 48 000 руб. Из них:
- в пределах норм естественной убыли - 13 000 руб.;
- сверх норм естественной убыли - 35 000 руб.
Сверхнормативная недостача возникла по вине материально ответственного лица. Руководитель организации принял решение о зачете недостачи излишками, так как она была допущена у одного и того же лица и за один и тот же период времени. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках.
Задача 3 В процессе инвентаризации были выявлены излишки сахара в количестве 35 кг, закупленного по цене 26 руб./кг. Одновременно выявлена недостача сахара в том же количестве. При этом он был приобретен по цене 36 руб./кг. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках.
Задача 4 В ходе инвентаризации были выявлены излишки товаров рыночной стоимостью 85 000 руб. Кроме того, обнаружена недостача материалов на сумму 15 000 руб. Из них:
- в пределах норм естественной убыли - 3000 руб.;
- сверх норм естественной убыли - 12 000 руб.
При этом был выявлен виновник сверхнормативной недостачи на сумму 3000 руб. По решению следственных органов виновник недостачи материалов на оставшуюся сумму (9 000 руб.) не установлен.
В процессе инвентаризации была выявлена порча готовой продукции стоимостью 85 000 руб. Этот факт подтвержден заключением отдела технического контроля. Виновники порчи отсутствуют. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках.
. Задача 5 В ходе проведенной ООО «Связь» инвентаризации в октябре 2013 года был выявлен станок, не принятый к бухгалтерскому учету, рыночная стоимость которого составляет 158 230,00 рублей. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках.
Задача 6 По итогам инвентаризации, проведенной ООО «Премьера» в октябре 2012 года было выявлено основное средство не принятое к учету, рыночная стоимость которого на момент проведения инвентаризации составляет 153 000,00 рублей.
В октябре 2012 года данное основное средство было введено в эксплуатацию, а срок полезного использования составил 36 месяцев.
В марте 2013 года основное средство было реализовано по цене 106 200,00 рублей, в том числе НДС –16 200,00 рублей. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках
Задача 7. При проведении инвентаризации было выявлено, что числящийся на балансе предприятия ООО «Премьера» станок из-за физического износа не пригоден к дальнейшей эксплуатации, восстановлению не подлежит. Было принято решение о его ликвидации и списании с баланса предприятия.
Первоначальная стоимость станка составляет 56800,00 рублей, начисленная на текущий момент сумма инвентаризации составляет 41 830,00. Стоимость запасных частей, полученных при ликвидации станка составляет 3580,00. Расходы на демонтаж составили 1500,00 рублей. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках.
Задача 8 В результате проведенной инвентаризации, была выявлена недостача автомобиля ВАЗ 2105, числящегося в эксплуатации. Стоимость автомобиля составляет 35700,00 рублей. Сумма начисленной амортизации на недостающий автомобиль составляет 12320,00 рублей. Виновные в хищении лица следственными органами установлены не были. Остаточная стоимость автомобиля была отнесена на финансовый результат. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках.
Задача 9 В результате проведенной инвентаризации, была выявлена недостача компьютера, числящегося в эксплуатации. Стоимость компьютера составляет 25890,00 рублей. Сумма начисленной амортизации на компьютер 5840,00 рублей. Следственными органами было установлено виновное в хищении лицо кладовщик. Было принято решение о возмещении нанесенного организации ущерба в размере остаточной стоимости объекта удерживать из заработной платы в размере 20% от оклада, который составляет 5205,00 рублей. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках.
Задача 10 В процессе инвентаризации было обнаружено, что у одного компьютера нет монитора. Стоимость недостающего монитора равна 8000 руб. Впоследствии к компьютеру был приобретен новый монитор. Его стоимость - 9385 руб. (в том числе НДС .). Виновник пропажи установлен не был. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках.
Задача 11 В процессе инвентаризации обнаружено, что у одного компьютера нет монитора. Виновник пропажи не установлен. Первоначальная стоимость компьютера составляет 23550 руб. На момент проведения инвентаризации по нему начислена амортизация в сумме 1350 руб.
Руководителем компании было принято решение о списании основного средства. Оставшиеся после этого части были оприходованы. Их рыночная стоимость с учетом износа составила:
- клавиатуры - 500 руб.;
- мыши - 150 руб.;
- системного блока - 8000 руб.
Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках
Задача 12 При проведении инвентаризации на предприятии ООО «Премьера», занимающемся производством и реализацией бетона были выявлены излишки щебня гранитного, фракции 7-35 на сумму 10500,00 рублей, а также недостатки песка речного на сумму 5900,00 рублей. Виновным лицом признан кладовщик
По заключенному соглашению между руководителем и виновным лицом рыночная стоимость песка речного в размере 5900,00 рублей, удерживается равными долями из заработной платы в течение 6 месяцев. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках
Задача 13.При проведении инвентаризации товара на складе ООО «Премьера» был выявлен излишек плитки тротуарной.
Рыночная стоимость выявленного излишка составляет 83 000,00 рублей. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках
Задача 14. По итогам проведенной инвентаризации ООО «Премьера» на складе № 1 была выявлена недостача обоев артикул 1503 в количестве 13 м2 по цене 530,00 рублей за м2 и излишек обоев артикул 1006, также в количестве 13 м2 по цене 730,00 рублей. Было принято решение о проведении зачета по выявленной пересортице. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках
Задача 15. На склад № 3 ООО «Премьера» было передано 46 единиц готовых железобетонных изделий. Плановая себестоимость каждого изделия составляет 1 000,00 рублей. Однако фактическая себестоимость 46 единиц железобетонных изделий составляет 49 070,00 рублей. В ходе осуществления своей торговой деятельности обществом было реализовано 39 единиц железобетонных изделий, а оставшиеся на складе 7 единиц изделия, согласно итогам проведенной инвентаризации, вследствие обстоятельств непреодолимой силы были испорчены. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках
Задача 16. По результатам проведенной инвентаризации была выявлена недостача товаров на складе торговой организации на сумму 7 600,00 рублей. Выявленная недостача находится в приделах установленных законодательством норм естественной убыли. Сумма торговой наценки по данным товарам, выявленным в качестве недостачи составляет 1 720,00 руб. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках
Задача 17. В декабре 2012 года ООО «Премьера» была закуплена партия товара на общую сумму 630 000,00 рублей. Стоимость транспортных расходов по доставке данного товара составляет 67 500,00 руб. На 1 декабря 2012 года остаток данного товара составлял 145 400,00 рублей. Стоимость транспортных расходов, приходящаяся на остаток товара на начало месяца составляет 26 700,00 руб. По итогам проведенной инвентаризации на 31 декабря 2012 года была выявлен порча товаров на сумму 76 200,00, в том числе в приделах норм естественной убыли в размере 5 630,00 рублей.
В соответствии с утвержденной ООО «Премьера» на 2012 год учетной политикой транспортно-заготовительные расходы относят на расходы на продажу, и списываю пропорционально себестоимости проданных товаров, исходя из среднего процента. В налоговом учете предприятия стоимость приобретенных предприятием товаров формируется без учета транспортно-заготовительных расходов. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках
Задача 18. ООО «Премьера» было принято решение о создании резерва на оплату отпусков работникам, при этом предполагаемая сумма расходов на оплату труда составляет 147 000,00 рублей, а планируемая годовая сумма расходов на оплату отпусков - 13 000,00 рублей. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках
Задача 19. В результате проведенной инвентаризации ООО «Премьера», по данным бухгалтерского учета, был выявлен остаток неиспользованного резерва на оплату отпусков в размере 8 438,00 рублей, также было выявлено, что количество дней неиспользованного отпуска по состоянию на 31 декабря 2012 года - 25 дней, при этом рассчитанная величина среднедневного заработка составляет 518,00 рублей. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках.
Задача 20. После проведенной инвентаризации руководством ООО «Премьера» было принято решение о необходимости создания резерва по сомнительным долгам в сумме 100 000,00 рублей, в связи с наличием неплатежного дебитора ООО «Альрам». Дебиторская задолженность ООО «Альрам» по договору купли-продажи бетона составляет 118 000,00 рублей (в том числе НДС ____?). Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках.
Задача 21. По итогам проведенной инвентаризации на 31 декабря 2012 года ООО «Премьера» было выявлено наличие сомнительной задолженности в сумме 145 000,00 рублей по договору купли-продажи № 14/10, срок исковой давности по которому истекает в феврале 2013 года и 27 500,00 рублей по договору купли продажи № 11/10 срок исковой давности по которому истекает в марте 2013 года. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках.
Задача 22. Вследствие произошедшего пожара на складе № 3 ООО «Премьера» были уничтожены строительные материалы. Для оценки ущерба была произведена инвентаризация материалов хранящихся на складе.
Членами инвентаризационной комиссии было установлено, что материалы общей стоимостью 54 740,00, находившиеся в момент пожара на складе пришли в полную негодность.
Органами пожарной инспекции было выдано соответствующее заключение. Виновным в возникновении пожара лицом является кладовщик, совершивший поджег. Вина его была установлена в соответствии с действующим законодательством. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках.
Задача 23. В ходе проведенной инвентаризации на складе № 1 ООО «Премьера» были выявлены излишки речного песка в количестве 6 тонн (стоимость 1 тонны составляет 250,00 рублей), а также недостача материалов - щебня гранитного на сумму 6 740,00 рублей и недостача готовой продукции - блоков, на общую сумму 12 470,00 рублей. В результате проведенных мероприятий были установлены виновные в выявленной недостаче материалов, лица, полностью признавшие свою вину и согласившиеся возместить причиненные убытки. Виновные в недостаче блоков лица выявлены не были. Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерских проводках.
Приложение 4
Тест
1 Инвентаризация – это:
1) проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому положению дел.
2) периодическая проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств и т.п., принадлежащих кому-либо. (учреждению, организации, предприятию и т.п.) путем подсчета, описи.
3) способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
4) все ответы верны.
2 В каком случае проведение инвентаризации не обязательно:
1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
2) перед составлением квартальной бухгалтерской отчетности;
3) при смене материально ответственных лиц;
4) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
3 Главными целями проведения бухгалтерской инвентаризации имущества и обязательств организации являются:
1) выявление фактического наличия имущества;
2)сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
3) проверка полноты отражения в учете обязательств.
4) все ответы верны.
4 Какой этап не входит в процедуру проведения бухгалтерской инвентаризации имущества и обязательств организации:
1) подготовительный;
2) заключительный;
3) этап подготовки предложений по отражению в бухгалтерском учете результатов проведенной инвентаризации имущества и обязательств организации;
4) этап проведения натуральной и документальной проверки, путем пересчета, взвешивания, обмеров, составления описи имущества организации.
5 Найдите неправильный ответ.
К порядку оформления инвентаризационных описей предъявляются следующие обязательные для исполнения требования:
1) описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом;
2) на каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны;
3) исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей;
4) в описях допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
6 Заключительный этап проведения инвентаризации включает в себя следующие направления:
1) сопоставление данных полученных в ходе инвентаризации, зафиксированных в инвентаризационных описях и актах с данными бухгалтерского учета;
2) выявление в результате проводимого сопоставления расхождений, составление сличительных ведомостей;
3) определение причин возникновения, а также оценка, выявленных по итогам проводимой проверки расхождений;
4) подготовка предложений по отражению в бухгалтерском учете результатов проведенной инвентаризации имущества и обязательств организации;
5) все ответы верны.
Приложение 5
Вопросы для подготовки к итоговому контролю
по профессиональному модулю 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»
Инвентаризация, ее цели и этапы проведения.
Необходимость, определение и виды инвентаризационных проверок.
Состав, ответственность и функции инвентаризационных комиссий.
Основные правила организации и проведения инвентаризации.
Понятие «инвентаризационная разница».
Документы по инвентаризации: виды, порядок оформления.
Особенности налоговой инвентаризации.
Инвентаризация основных средств. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Типичные ошибки организации и проведения инвентаризации.
Инвентаризация основных средств, принятых на ответственное хранение. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Инвентаризация нематериальных активов. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Особенности проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Особенности проведения инвентаризации незавершенного производства. Инвентаризация незавершенного капитального строительства. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Особенности проведения инвентаризации готовой продукции и товаров. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Особенности проведения инвентаризации расчетов. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Особенности проведения инвентаризации денежных средств. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Особенности проведения инвентаризации финансовых вложений. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете
Особенности проведения инвентаризации доходов будущих периодов.
Особенности проведения инвентаризации резервов. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Особенности проведения инвентаризации целевого финансирования. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Приложение 6
КГАОУ СПО «НПЭТ»
Р Е Ц Е Н З И Я
на самостоятельную практическую работу
по дисциплине _______________________________________________________
Обучающегося _______________________________________________________
_______________________________________________________
Группы _______________________________________________________
Специальность _______________________________________________________
_______________________________________________________
Объем выполненной работы: ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Положительные стороны работы: _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отрицательные стороны работы: _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения рецензента: ___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая оценка работы: ______________________________________________
Рецензент: Ишбаева Наталья Сергеевна
«___»_________20__г