Разработка первого урока: Читай! Умей! Живи ярко! для 1 класса 2016


Автор: Лихота Ю.Э.,
учитель начальных классов
Донецкого лицея №12
Разработка первого урока для 1 класса
Тема: Читай! Умей! Живи ярко!
Цель: - познакомиться с детьми, познакомить детей;
- формировать представление о роли книги в жизни человека, о многообразии книг, о библиотеке и правилах поведения в ней;
- развивать речевые умения, воображение, образное мышление, память, внимание; способствовать развитию творческих способностей;
- прививать интерес к чтению, познанию нового, любовь к книге; обогащать словарный запас;
Оборудование: «Толковый словарь», книжная выставка, иллюстрации к сказкам, плакат с эпиграфом урока, плакат «Испокон века книга растит человека!», ключики, ватман, клей, фигурки школа, учитель, ученики, книга, указка, звонок.Список литературы:
Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
Литературное чтение. Живое слово. 2 класс. В 2 частях. Часть 2 З. И. Романовская Издательство: «АСТ», «Харвест», «Астрель» 2010 г. 
Одинцова В.А. Планета периодика // Праздник в школе. – 2008. - № 4. –С.3-14
Интернет ресурсы:
http://www.zanimatika.narod.ru- Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя;
http://4stupeni.ru/stady/metod/11676-kniga-tvoj-luchshij-drug.html - Клуб учителей начальной школы «4 ступени»
https://www.youtube.com/watch?v=6lFNseD55DA – Видео для детей «Рождение книги»
Ход урока
Организационный момент
– Доброе утро всем! Дорогие ребята! Сегодня у вас торжественный и важный день: вы пришли учиться в школу. Ещё вчера вас называли малышами, а с сегодняшнего дня о вас будут говорить " ученик, ученица, школьник и школьница".
Школа станет для вас вторым домом, вы найдёте много новых друзей. В этой комнате, которая называется классом, вы каждый день будете получать особенные подарки. Но это не игрушки и не конфеты. Это знания.
Я передам вам, мои дорогие ученики, все свои знания, чтобы вы выросли умными, добрыми, трудолюбивыми. Я поздравляю вас с первым школьным днём и желаю хорошо учиться и хорошо трудиться.
Меня зовут Юлия Эдуардовна. Я – ваша первая учительница. Вместе нам предстоит учиться не только читать, писать и считать, играть и веселиться, но ещё и грустить, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей, думать, размышлять. А чтобы со всем этим мы смогли справиться, наверное, надо нам друг с другом познакомиться.Я сейчас буду читать стихотворение и, если вы услышите в нём своё имя, то вставайте.
Есть Артёмы в нашем классе? Екатерина есть? Где Софья наша?  Есть ли Ольга … Юлиана?  Нет ли среди вас Романа?  Есть Ульяны? – целых две! 
Николай, Денис, Никита?  А ну, посмотрим, дети, тут Кого Кристиною зовут?  Где Мария? Просто класс Ну что ???Все попали в первый класс? ???....Продолжаем меня слушатьИ посмотрим – где же Ксюша? 
Два Егора…Вероника? 
Вот они! Ты посмотри-ка!Ангелина? Всего одна?  А Максим? Их целых два! Два Даниила? Одна Карина! Хоть одна есть Антонина? 
Вот и вся, мои друзья,Наша дружная семья!
Теперь, ребята, мы будем с вами встречаться каждый день, проводить вместе много времени, будем вместе работать и отдыхать. Поэтому мы должны подружиться.
- Согласны?(ДА)
-Мы будем дружить?(ДА)
-Мы будем уважать друг друга?(ДА)
-Мы будем помогать друг другу? (ДА)-Мы будем доверять друг другу?(ДА)
-Мы будем любить друг друга? (ДА)
-Мы будем одной командой? (ДА) 
- Тогда давайте ваши руки (дети встают со своих мест и подходят к учителю). Мы соединим их в общем рукопожатии, как мушкетёры.- Чувствуете тепло? силу? Что мушкетёры всегда говорили друг другу?! ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО!(дети садятся на свои места)- Теперь мы одна команда, и мы будем помогать друг другу во всём, в том числе и в нашем главном деле. Какое у нас главное школьное дело? УЧИТЬСЯ!
Чтобы грамотными стать
И по жизни умело шагать,
Надо многое знать,
Надо много читать!
Постановка темы и цели урока
- Что такое школа? (дети высказывают своё мнение)
Учитель подводит итог: чтобы узнать, правы мы или нет в своих предположениях, мы обратимся к к очень старой и мудрой книге, которая называется «Толковый словарь». Он нам и растолкует, что же такое школа.
Школа –учебное заведение, где даються знания и осуществляется воспитание детей.
546989090170 Школа
2631440240030
1930408255
К этой толковой книге мы будем обращаться с вами еще не раз, она поможет нам узнать значение многих еще не известных вам слов.
Давайте послушаем стихотворение В. Берестова «Кто чему научится»
Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!
(В. Берестов)
Так чему же мы первым делом научимся в школе? (Читать) Как вы думаете: О чем мы сегодня будем говорить на уроке? А для чего нам это нужно?
Основная часть
3.1. Игра «Чему учит книга?»
Давайте вспомним хорошо вам известные сказки и определим «чему они нас учат?».Отправляемся в небольшое путешествие по сказкам.
Попробуйте узнать героев.
Они из сказки – ты их знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж …
Сказку заново прочтёшь!
387286547625Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. ( «Колобок»)
-Чему учит нас сказка «Колобок»?
(Не уходить из дома, не общаться с незнакомыми людьми, не доверять незнакомцам, не быть самоуверенными.)
4101465147955
Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой? («Маша и медведь»)
-Чему нас учит сказка «Маша и Медведь»?
(Слушаться старших, соблюдать правила безопасности в лесу, знать безопасные места для игр и забав, быть внимательным, быть трудолюбивым, находчивым)
3787140132080
Теперь ещё одна подсказка:
Она – животное из сказки,
Где чуть не скушал волк-злодей
Всех семерых её детей ( «Волк и семеро козлят»)
-Чему нас учит сказка «Волк и семеро козлят»?
( Не доверять незнакомцам, слушаться маму, не открывать дверь незнакомцам, быть дружными)
3282315146685
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати и подушки.
Кто-то в домик к ним пришёл,
Беспорядок в нём навёл.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
-Чему учит нас сказка « Три Медведя»?
(Слушаться старших, не уходить далеко от дома, не брать чужих вещей).
313944053340Деревенька среди леса - 
трое братцев строились.
Наблюдал волк с интересом,
как они поссорились.
Съесть решил их, да не вышло - 
только зря залез на крышу.
Еле ноги волк унес 
опалив свой серый хвост.
Распевали песню звонко
Веселясь («Три поросёнка»).
-Чему учит нас эта сказка?
( Быть трудолюбивыми, хорошо выполнять свою работу, относиться к ней серьёзно, не тратить своё время зря, быть дружными и сплочёнными, находчивыми и смелыми)
-Вот видите, как многому может научить книга.
Рассказ учителя «Книга - окно в мир»
Откроешь страницу - развернутся стены комнаты и класса. Ты можешь узнать про жаркие и про холодные страны, про то ка живут люди в разных городах и землях.
Протяни руку к книге. И вместе с ней ты будешь радоваться, и печалиться, смеяться и грустить.
Нет лучшего подарка, и лучшего друга, чем хорошая и интересная книга, поэтому ее ценят, хранят, берегут.
- А откуда же взялась книга? Кто её придумал? Как же её сделали?
Обо всем этом и пойдет наш рассказ.
Просмотр мультфильма Шишкин лес «Как печатаются книги»
(Ссылка на мультфильм: https://www.youtube.com/watch?v=6lFNseD55DA ) «Книги печатаются в типографии. Для того чтобы книга превратилась в книгу, сначала в специальных цехах нарезают бумагу нужного размера. Эта работа очень ответственная. Машина с легкостью режет несколько сотен листов бумаги. Резальщики должны внимательно смотреть, чтобы обрез был ровный, иначе в дальнейшем листы могут застрять в печатной машине. После этого нарезанные листы отправляются в печатный цех. Здесь им предстоит познакомиться с буквами и картинками. Листок бумаги преодолевает целое путешествие внутри машины, прежде чем он станет похож на книжную страницу. После того, как листы напечатают, их опять подравнивают и приклеивают к обложке. Только после этого книга готова.
Сейчас люди даже не представляют жизни без книг. А кто же придумал первую книгу?
Книги были известны человечеству очень давно, еще до того, как их начали печатать. Первые книги были рукописные. Была даже такая профессия – переписчик. Они только и делали, что целыми днями переписывали книжки тонкими перышками, а потом создавали в каждой книжке иллюстрации и расписывали заглавные буквы. В те времена книг было мало. Ведь это не просто переписать толстую книгу заново.
Случилась так, что в немецком городе Майнце Иоганн Гутенберг изобрел особый способ изготовления книг. Он придумал их печатать. Гутенберг изготавливал из металла целые книжные страницы. Это было не просто. Зато потом можно было сколько угодно печатать их на бумаге. Книг получалось больше, а переписчики освобождались от тяжелого труда. С тех пор прошло почти шесть столетий, многое изменилось, и люди придумали новые способы печатания книг, но имя изобретателя книгопечатания Иоганна Гутенберга, все помнят до сих пор».
У каждого из вас есть своё имя, своё имя есть и у каждой книги – это её название.
Родитель для книги – это автор, а все остальные люди, работающие над книгой – это семья, близкие родственники. Родители у книг бывают разные: поэты, писатели, учёные, но каждый из них любит свою книжку, как своего ребенка. Послушайте, обращение детский писатель С. Михалков к читателям:
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)
- Какие чувства к книге проявляет автор?
Работа с выставкой книг (учитель демонстрирует книги и рассказывает «чему каждая из них научит ребёнка»)
Благодаря «Азбуке», вы научитесь читать.
Научитесь пользоваться словарями - будете грамотно писать.
Энциклопедии вам откроют дорогу в мир науки.
Сказки откроют вам в волшебный мир народного творчества, познакомят с историей и традициями народа.
Дом книг. Правила обращения с книгами.
Ребята! Книга – огромная ценность и относиться к ней надо бережно.
- Как вы думаете, а есть ли у книги дом? Конечно же даже у книги есть дом.
Отгадайте загадку:
Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века,
Приходи в… библиотеку
- А что такое библиотека? (ответы детей) «Библио» по-гречески – книга, «тека» - хранилище. Книги в библиотеках не только хранят – их выдают для чтения. И это самое главное.
- А знаете, ребята, книги, как и мы с вами, имеют свой адрес, и чтобы ее быстро найти библиотекарь должен знать этот адрес . Адрес книги – это личный шифр книги, т. е. буквенно-цифровое обозначение, указывающее на месторасположение книги в библиотеке.
2777490278130 Адрес книге необходим для того, чтобы библиотекарь мог быстро найти нужную книгу в библиотеке.
Давайте составим правила.
Не забывай возвращать книги в библиотеку вовремя.
Перелистывая страницы, не смачивай пальцы языком.
Не загибай страницы. Пользуйся закладкой.
Не перегибай книгу по корешку.
Не пиши и не рисуй в книге.
Не вырывай листы, не вырезай картинки.
Не закладывай в книгу посторонние предметы.
Я – книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
-В школе тоже есть библиотека. Мы с вами обязательно с ней познакомимся и не раз будет обращаться в библиотеку за советом и помощью.
Физминутка «Что любит книга?»
Обложку – Да!
Грязные руки –НЕТ
Закладку – Да
Ласку – Да
Яичницу – Нет
Чистые руки – Да
Драться - Нет
Жить на книжной полке – Да
Валяться на полу – Нет
Дождик и снег – Нет
Бережное отношение – да
Работа с пословицами
«Кто много читает, тот много знает»
- Как вы понимаете эту пословицу?
Правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, о ее просторах, о ее лучших людях, о природе.
«Книга – наш помощник в труде»
- Как вы понимаете эту пословицу?
Рабочий читает книги о станках, чтобы лучше ими управлять, врач о том, как лучше лечить людей, учитель о том, как лучше учить и воспитывать детей.
«Книги читать – не в ладушки играть»
Мы только начнем с вами изучать азбуку, но для того, чтобы научиться читать, необходимо очень серьёзно потрудиться. Только тот, кто проявит терпение, трудолюбие, усердие и любознательность может быстро достичь отличных успехов. Но у вас всегда рядом есть верные помощники: книга, учитель и, конечно же, ваши родители.
«Чтение — лучшее учение»
-Как вы понимаете эту пословицу?
Тот, кто научится любить книгу и общаться с ней как с другом, откроет для себя много нового и неизведанного. С книгой вы можете, не выходя из дома отправиться в кругосветное путешествие, научиться строить макеты самолетов, вертолетов, пароходов, познакомиться с планетами Солнечной системы и даже побывать в космосе.
Книга помогает в труде, выручает в беде.
Книга – твой друг, без нее, как без рук.
С книгой жить – век не тужить.
Кто много читает, тот много знает!
Рисуем сказку
Дети готовят рекламу любимой сказки, героя.
Чтение стихов о книгах наизусть «Читай! Умей! Живи ярко!»
Книжка – это не игрушка,Это – лучшая подружка!Береги её, малышка:Обо всём расскажет книжка!
Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.
С книгой легче жить на свете.Книга мудрости полна.Всё осветит и ответит На любой вопрос она.
Книга — лучший друг ты мой,Мне так радостно с тобой!Я люблю тебя читать,Думать, мыслить и мечтать!
Мы без книги, как без рук,
Книга – это первый друг.
Ведь без книги, как без света,
Как без доброго совета.
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:"Прочти, пожалуйста, прочти!"Не надо умолять сестрицу:"Ну, прочитай еще страницу".Не надо звать,Не надо ждать,А можно взятьИ почитать!
Подведение итога
4.1.Анализ рисунков
4.2. Рефлексия
Вы сегодня убедились, что книга – это ключ к знаниям. Давайте с вами возьмём каждый свой ключ (макет из цветной бумаги)
439674022796529298903232151291590180340На доске плакат с расшифровкой цветов и их значений
-3810-5080

13487401047753429095250
Желтый - берут те, кому на уроке было интересно, весело, он узнал много нового и хотел бы ещё попутешествовать с книгой;
Зеленый - ключик для тех, кто было интересно, но не все задания и игры понравились.
Красный – выбирают те, кому было что-то непонятно и он не чувствовал себя уверенно или ему было скучно.
На плакате с книгой размещаем ключики и смотрим, каких больше, открыть ее удастся только, если желтых и зеленых ключиков будет больше, чем красных.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети,
Полезнее книги нет вещи на свете,
Пусть книги друзьями приходят в дома:
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

ДодатокИгра « Кто есть кто?»
Матроскин (кот)
Мойдодыр (умывальник)
Бонифаций (лев)
Гена (крокодил)
Дядя Федор (мальчик)
Леопольд (кот)
Страшила (Соломенное чучело из произведения Волкова)
Артемон (пудель из сказки “Буратино”)
Красная Шапочка ( девочка)
"Сказку видели, не скажем, а сейчас ее покажем"
С детьми загадываем сказку "Репка" (дети встают друг за другом и делают движения, как будто тянут репку),
Игра «Вспоминай-ка, Всезнайка»
Имя папы Буратино. (Папа Карло)Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)Как звали собачку, которая помогла деду и бабке репку из земли тащить? (Жучка)Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)Как звали кота дяди Федора? (Матроскин)Кто из норы крота на ласточке совершил путешествие в теплые края? (Дюймовочка)Кто так говорит: «Спокойствие, только спокойствие!»? (Карлсон)Я хоть росту небольшого Да сменю коня другого. (Конёк-горбунок)Князь, которого царевна Лебедь обращала в комара, муху, шмеля? (Гвидон)Кто сказал: «А зачем на свете мёд? Для того чтобы я его ел! По моему так, а не иначе!» ? (Винни-Пух)Как зовут мальчика, у которого самый лучший друг в мире?(Малыш)Как зовут крысу старухи Шапокляк?(Лариска)
Крокодил, Друг Чебурашки(Гена)Чьи это стихи? «Торопыжка был голодный проглотил утюг холодный /Незнайка/