«ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ «Красота вокруг нас»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 64 г. Краснодара
Преподавание русского языка и литературы в условиях модернизации общего образования
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме
«ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ «Красота вокруг нас»
Выполнила:
Сиберт Екатерина Павловна,
учитель русского языка и литературы,
учитель высшей категории
г. Краснодар
2015 год
«…Чтобы открыть уста детей», - так сформулировал основную задачу работы по развитию речи лингвист и методист XX века В.И. Чернышев. Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддержать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развивать у них врождённый дар слова – это и есть «открыть уста детей». Одной из ступенек к этому являются уроки развития речи.
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Этот урок проводится в 3 четверти по календарно-тематическому планированию. Этот вид работы (написание сочинения-рассуждения) довольно сложный для учащихся 5 класса. Поэтому написание самого сочинения выполняется дома после коллективного исследования данной темы. Учащиеся уже знакомы с типами речи и их особенностями, но им сложно увидеть в обычном необычное и суметь об этом интересно рассказать. В целях приобщения к искусству мастеров слова обучаем работе с художественными текстами. Для эффективной деятельности школьников используем на уроке словесный, наглядный, частично поисковый и проектный методы, которые способствуют формированию умения находить слова, достойные того, чтобы выразить красоту окружающего мира.
Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-рассуждению;
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи.
Личностные УУД:
-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
-воспитывать любовь к родной природе,
-создавать внутреннюю мотивацию к учению,
- обучение умению применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику.
Познавательные УУД:
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
-формировать умение строить речевое высказывание,
-формировать умение составлять план текста рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение,
-учатся писать сочинение, используя информацию, полученную из разных источников.
Регулятивные УУД:
-учить постановке цели работы,
-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Метапредметные УУД:
-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
-формирование информационной компетенции работы с текстом.
Тип урока: урок развития речи, урок-беседа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I.Организационный момент.
Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. 1. Вступительное слово учителя.
= Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте удачи. Желаю хорошей работы.
Подготовка к работе
Личностные УУД: самоопределение;
Регулятивные УУД: целеполагание;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками.II.Постановка
учебной задачи.
Цель: создать условия для актуализации знаний и деятельности учащихся.
1. = Ребята, сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение-рассуждение. Но вначале посмотрите на экран и подумайте, о чем мы будем сегодня говорить.
…Что есть такое красота?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде? (Слайд 1)= Вы уже догадались, о чём сегодня у нас пойдёт речь?
- Как вы определили, что речь идёт о красоте?
2. = Итак, тема урока «Красота вокруг нас»
(Слайд 2)
Чтение цитаты: «Красота, грация, внешность, приятный голос – капитал, как ум и здоровье, он облегчает жизненный путь. Но не следует переоценивать красоту: не подкреплённая другими достоинствами, она может принести вред» Я.Корчак (Слайд 3)
3. = Каковы цели нашего урока? (Научиться писать сочинение-рассуждение о красоте мира, что нас окружает, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)
= Отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству, где царит красота и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий - художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя. Формулируют тему урока: Сочинение-рассуждение «Красота вокруг нас»
Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно: научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость. Регулятивные УУД: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.III Реализация учебной задачи.
Цель: подготовка к написанию сочинения-рассуждения
1. Словарная работа.
2. Беседа по личным наблюдениям
3. Работа со словами.
4. Создание проекта
IV. Проблемное объяснение нового материала
Цель: создание устного сочинения-рассуждения.
Подводящий диалог к теме.
1. Беседа на понимание цитат А.П. Чехова и Свят. Иоанна Златоуста.
2. Беседа о ярких природных явлениях в природе. Сопровождение музыкой Чайковского П.И.
3. Устное составление текста-рассуждения по группам на предложенные темы.
4. Работа со схемой рассуждения
5. Беседа о памятниках архитектуры, о храмах Москвы.
V. Обобщение
Цель: проверить умение применять полученные в процессе беседы знания для написания сочинения-рассуждения
VI. Итог. Рефлексия деятельности.
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроках
1. Работа со словарем.
= Обратимся к словарю и узнаем лексическое значение слова «красота»:
КРАСОТА - 1) Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Красота поэтической речи.
2) Красивые, прекрасные места (в природе, в художественном произведении). Красоты юга. Красоты стиля. (Слайд 4)
2. Синонимы и антонимы. (Слайд 5)
= Ребята, давайте назовем синонимы и антонимы к слову «Красота»
Синонимы - миловидность, краса, изящество, блеск, идеал, привлекательность, прелесть, великолепие.
Антонимы – безобразие, уродство, некрасивость.
3. Образование слова
- Как образовалось слово «красота»:
1) краса
2)красный
3)красивый
4)красотища (Слайд 7)
Ответ: «краса» при помощи суффикса –от-.
Беседа по вопросам: (Слайд 8)
1. А какого человека мы можем назвать красивым ?а). Красота внешняя.б). Красота внутренняя, душевная.- Какая красота важнее?- Слова красивый и прекрасный - это синонимы?- Какая самая выразительная деталь на лице?- Глаза - это зеркало души. Всегда ли красивого внешне человека можно назвать прекрасным? - О чём нам могут сказать глаза? (Слайд 12)

2. Какие пословицы и поговорки вы знаете о глазах? Вот некоторые из них: (Слайд 15)
Коль очи светятся, душа чиста.
Улыбка на лице, что солнце в окне.
Строгие глаза - не гроза.
По когтям да по зубам зверей знать, а человека по глазам видать.
Красота лица – в красоте характера.
Что в сердце варится, на лице не утаится.
- Понравившуюся пословицу запишите.
3. Действительно, глаза – это самая выразительная деталь на лице. (Слайд 10)
Но не цвет и форма должны интересовать нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. Красоту человеческого лица и прекрасных глаз запечатлел художник Ф.С.Рокотов. Посмотрите на картину «Портрет Струйской». Вглядитесь в это лицо, в эти глаза (Ученица читает стихотворение Н. Заболоцкого « Портрет»)
Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.Ты помнишь, как из тьмы былого,Едва закутана в атлас,С портрета Рокотова сноваСмотрела Струйская на нас?Её глаза – как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Её глаза – как два обмана,Покрытых мглою неудач.Когда потемки наступаютИ приближается гроза,Со дна души моей мерцаютЕё прекрасные глаза. (Слайд 17)
Глаза и улыбка на лице очень многое могут сказать о человеке. Доброжелательное, озарённое ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость.- Ребята, улыбнитесь и вы!
4. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо до Винчи «Джоконда».… И вновь она на вернисаже Улыбкою встречает день. (Слайд 18)
5. А чтобы глаза были красивыми, выразительными, за ними нужно ухаживать, давать им отдохнуть. Ребята, посмотрите на красивую бабочку, а теперь с закрытыми глазами нарисуйте её. Движутся только зрачки глаз. (Слайд 19)
1. Работа со словами в тетради
Распределите слова в два столбика в зависимости от того, какие эмоции- положительные или отрицательные - они вызывают. . (Слайд 20)
Наглые, бегающие, пустые, лукавые, озорные, искрометные, гневные, скорбные, ясные, злые, правдивые, внимательные, удивлённые, задумчивые, грустные, блестящие. (Слайд 21)
Наглые
Бегающие
Пустые
Гневные
Скорбные
Злые
Грустные
Лукавые
Озорные
Искрометные
Ясные
Правдивые
Внимательные
Удивленные
Задумчивые
Блестящие
1.Формулировка задачи проекта
(индивидуальная работа) (Слайд 22)
= Как важно при общении смотреть на человека. Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить».
Человек – это гармонически, всесторонне развитая личность. Его отличают не только внешняя красота, но и физическое здоровье, хорошие манеры, изящная одежда, умение говорить. Недаром люди говорят: «Самое большое богатство – здоровье». Красивый человек- это здоровый человек.- А чтобы быть здоровым, что для этого нужно?
2. Выполнение проекта в 2-х группах(Слайд 23)
ЗАДАНИЕ
I группа
Напишите рекламу на употребление овсяной каши.

II группа
Напишите антирекламу на чрезмерное употребление пирожных

Беседа по вопросам:
1.Говоря о красивом человеке, мы имеем в виду не только черты его лица, красивую одежду (а какая должна быть одежда?), но и правильную осанку.. (Слайд 24)
Как вы понимаете слова А.П, Чехова?
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - говорил А. П. Чехов.
2. Свят. Иоанну Златоусту принадлежат слова: «Если человек кричит, когда ему больно, значит он живой. Если человек кричит, когда больно другому, значит он Человек.»
(Слайд 25).
=Как вы понимаете?
Такого человека мы назовем красивым душою.1.= Красивым и здоровым человек может быть, когда его окружает красота: чистый воздух, голубое небо, могучие леса, красивые цветы, одним словом - ПРИРОДА. Глядя на ночное небо, усыпанное звёздами, на безбрежное море или на высокие горы человек способен испытать особые чувства величия, грандиозности. То, что способно вызывать подобные чувства может быть названо возвышенным.
2.= С особой силой и полнотой возвышенное проявляется в деятельности людей - это созданные людьми произведения искусства. О красоте писали поэты, красоту запечатлели художники, композиторы создавали замечательную музыку.
В одно мгновенье видеть вечность,Огромный мир - в зерне пескаВ единой горсти- бесконечность,И небо – в чашечке цветка.
3.= Ещё со времён Аристотеля и до наших дней одним из самых красивых природных явлений признавались и признаются какие ? Почему? (Солнечные восходы и закаты, радуга после дождя). (Слайд 26).
4.= Звучит музыка Чайковского «Времена года».Ребята, попробуйте представить картины, слушая музыку, наслаждаясь ей и создавая устные сочинения-рассуждения на предложенные темы.
= Задание. Составить устное сочинение-рассуждение. I группа – Я люблю наблюдать восход солнца из своего окна.II группа – Закат солнца меня завораживает.III группа – Мне хочется понаблюдать радугу после дождя. (Слайд 27,30,31,32).
= У вас на партах лежит схема рассуждения.
1. Основная мысль (тезис - что доказывается или объясняется).
2. Доказательства (аргументы):
а) ---------;
б) ---------;
в) ---------.
3.Вывод (заключение). (Слайд 28).
= Так же есть слова и предложения, с помощью которых связываются части рассуждения:
(Слайд 29).
Докажем это…
Это можно доказать так…
Почему? А вот почему…
Это объясняется следующим…
Во-первых, во-вторых, в-третьих…
Таким образом…
Следовательно…
= Ощущение красоты родной земли тесно связано с любовью к Родине. Как говорил М.Горький,
«что человек по своей натуре - художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту». Поэтому каждый человек должен стремиться к тому, чтобы оставить после себя что-то прекрасное, сделать свою Родину богаче, красивее. И такую красоту оставили после себя русские мастера- зодчие.
Зодчий- строитель, архитектор.
= На Руси было принято ставить церкви как памятники победы. Так, в честь взятия Казани , на Красной площади в Москве возвели Покровский собор, всемирно известный теперь как Храм Василия Блаженного. Каждая деталь в нём ликует и поёт о победе. Давайте вспомним нашу с вами поездку в Москву в эти зимние каникулы и вспомним, как мы воотчую видели известные всему миру храмы.(Слайд 33,34).
= Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце – это есть высшее проявление культуры человека.Сегодня мы с вами поговорили о красоте человека, природы, живописи, музыки, архитектуры, конечно, всего охватить невозможно, но если ваше представление о красоте хоть немного изменилось, вы открыли для себя что-то новое, я очень рада.
= Что мы делали сегодня на уроке?
=Чему научились?
-=Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?
= Что показалось трудным на уроке?
= Достаточно ли вам материала для написания сочинения?
Отметка – классу;
- группе;
- себе.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на предложенные темы.
I группа
« Красота вокруг нас»
II группа
«Есть красота в любом из нас»
III группа
«Прекрасный человек, который рядом» По ходу урока записывают в тетрадь синонимы и антонимы к слову "красота".
Слушают товарищей, определяют, от какого слова образовалось слово "красота"

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение, слушают товарищей.
Записывают пословицу в тетрадь.
Слушают выразительное чтение стихотворения.
Выполняют гимнастику для глаз
Распределяют слова в таблицу и заполняют ее.
Организуются в две группы для работы над творческим проектом, при помощи картинок, маркеров и клея создают плакаты с рекламой и антирекламой.
Оценивают высказывания А.П. Чехова и
Свят. Иоанна Златоуста, высказывают свое понимание данных цитат.
Отвечают на вопросы учителя, составляют свое представление о том, когда возникают а душе человека возвышенные чувства.
Выполняют задание, создают устные высказывания в форме аргументов на предложенные учителем темы, делают выводы. Помогают друг другу, дополняя ответы одноклассников.
Используют для создания устного высказывания в форме рассуждения на предложенные учителем темы.
Рассказывают о своих впечатлениях о храмах, увиденных во время зимних каникул в Москве.
Группы, готовящие творческие проекты, показывают свою рекламу и антирекламу. Ребята оценивают и определяют удачный проект.
Обобщают полученную на уроке информацию.
Оценивают свою работу на уроке и работу своих одноклассников.
Познавательные УУД: формировать умение строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД: формировать
умение слушать товарищей, принимать коллективное решение,
Личностные УУД:
развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
Регулятивные УУД:
учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Личностные УУД:
обучение умению применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику.

Коммуникативные УУД: учатся писать рекламный текст, используя информацию, полученную из разных источников.
Метапредметные УУД: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
Личностные УУД:
развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного, воспитывать любовь к родной природе,
Познавательные УУД:
способствовать развитию устной речи учащихся,
формировать умение строить речевое высказывание.
Познавательные УУД:
формировать умение строить речевое высказывание,
формировать умение составлять план текста рассуждения.
Коммуникативные УУД:
формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение,
учатся устно составлять текст сочинения-рассуждения, используя информацию, полученную из разных источников.
Регулятивные УУД:
учиться составлять план.
Метапредметные УУД:
составление плана текста рассуждения.
Метапредметные УУД:
Обобщать полученную информацию в соответствии с поставленной целью.
Регулятивные УУД:
учиться самостоятельно обобщать материал, корректировать и оценивать.
Регулятивные УУД:
Самоанализ,
самооценка