Индивидуальная программа по предмету Математические представления ученика 1 класса (выраженная умственная отсталость)


МБОУ общеобразовательное учреждение Есаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья
(нарушение интеллекта)
Индивидуальная образовательная программа по предмету «Математические представления»
ученика 1 класса
Кондратьева Тимофея
на 2016-2017 учебный год
Составитель программы:
Учитель начальных классов
Щипова Е.П.
Проверил:
Зам.директора по КМР Крицких Л.М._________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися со стойким нарушением познавательной деятельности.
Индивидуальная образовательная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
-Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013.
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Письмо Министерства образования и науки от 11.09.2015г. №0302-7732 «Методические рекомендации по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ общеобразовательных организаций Челябинской области»;
- Приказ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г, №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
- Учебный план МБОУ Есаульская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья на 2015-2016 учебный год;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой. – Москва, «Просвещение», 2011 г.
Программа направлена на формирование элементарных математических представлений у учащихся, имеющих стойкое нарушение познавательной деятельности.
Адресат программы: Ученик 1 класса Кондратьев Т. (выраженная умственная отсталость).
Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими трудностями.
Процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся с выраженной умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи – социально-бытовой адаптацией этой категории аномальных детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить прежде всего выраженную практическую направленность.
Динамика овладения, учащимися с выраженной умственной отсталостью математическими представлениями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
Овладение элементарными математическими представлениями способствует общему развитию учащихся, коррекции недостатков познавательной деятельности, привитию доступных практических умений и навыков. У детей с данной структурой нарушения трудности в формировании элементарных математических представлений обусловлены грубыми нарушениями интеллекта, познавательной деятельности, речи, повсеместными нарушениями моторики и анализаторных систем. Содержание и структура программы составлены с учетом этих особенностей, а также возможностей обучающихся к формированию и усвоению знаний.
Ввиду психологических особенностей детей с выраженной умственной отсталостью, с целью усиления практической направленности обучения используются следующие принципы коррекционной работы:
Воспитывающий характер обучения – в ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации;
Доступность обучения - процесс обучения может быть успешным только при условии посильности учебной работы;
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
Принцип практической направленности обучения;
Принцип расширения социальных связей;
Принцип интегрированного обучения умственно отсталых детей вытекает из необходимости возможно более разностороннего изучения предметов окружающего мира, привлечения для этого разных анализаторов, включения изучаемых объектов в различные виды деятельности.
Программа направлена на решение следующих основных задач:
Формирование элементарных пространственных, временных и количественных представлений.
Сенсомоторное развитие.
Развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать просьбы и желания.
Коррекция зрительного восприятия, памяти, внимания.
Развитие основных мыслительных операций (сравнение, анализ). Формирование навыков группировки и классификации.
Формирование умения планировать свою деятельность.
Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.
Формирование умения осуществлять контроль и самоконтроль.
Формирование положительного отношения к учебному процессу.
Развитие познавательного интереса.
Обучение математике детей с выраженной умственной отсталостью носит предметно-практическую направленность.
Ключевая идея курса заключается в овладении учащимися элементарными математическими представлениями. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений. Специфика курса – коррекция имеющихся недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания учащихся. Обучение направлено на решение вопроса развития речи, как ее регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции и указания учителя.
Индивидуальная программа для детей с выраженной умственной отсталостью не предусматривает включение национально – регионального компонента в материал урока с учетом психофизических особенностей развития учащихся.
Программа составлена с учетом уровня зоны ближайшего развития учащихся. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья понятия.
Место учебного предмета
Индивидуальная программа в соответствии с Учебным планом МБОУ Есаульская специальная (коррекц.) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели (2 часа в неделю в соответствии с расписанием).
Количество часов в год – 66ч.
Программой не предусмотрено проведение контрольных и проверочных работ.
Основное содержание предмета
Содержание индивидуальной образовательной программы определяется
актуальным уровнем предметных компетенций:
Определение цвета предмета Определение формы предмета Определение величины предмета Определение положения предметов в пространстве Установление и называние порядка следования предметов
Кондратьев Т. - - С пом. - С пом.
Учитывая особенности детей с интеллектуальными нарушениями, индивидуальная образовательная программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется, что способствует более прочному усвоению элементарных математических знаний умственно отсталыми учащимися.
Учебный материал в программе по математике предусматривает изучение следующих тем:
Количественные представления.
Закрепление представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина и т.д.) Выделение признаков сходства и различия.
Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне), ориентируясь на признак цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) предметов. Выбор соответствующего количества предметов без пересчёта, прикладывая или накладывая одно количество предметов или картинок на другое (навыки наложения и приложения).
Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в множества.
Обучение действиям, направленным на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчёта (учитель учит детей прикасаться к каждому предмету или картинке последовательно пальцем, подготавливая учащихся к последовательному пересчёту количества предметов).
Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счёт (один хлопок – много хлопков, ударов молоточком, барабанной палочкой, ориентируясь на слово, названное учителем).
Выделение одного множества предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».
Узнавание и выделение цифры 1.
Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством предметов, объёмных и плоскостных моделей.
Обучение прорисовыванию цифры по трафарету, по опорным тачкам, самостоятельно; лепке из пластилина, конструированию цифры из проволоки.
Представления о форме.
Игры с различными строительными наборами («Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма» и другие).
Выбор шара, куба, круга, квадрата по подражанию действиям педагога, по образцу, по словесной инструкции.
Обучение объединению фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты).
Соотнесение плоскостных и объёмных фигур («Где, чей домик?», «Коробка форм» и другие).
Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объёмных фигур (игры с дидактическим материалом по типу «Доска Сегена», «Вкладыши Монтессори» и другие).
Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата (совместно с учителем, с частичной помощью педагога, самостоятельно), называние и показ их.
Обучение вырезанию круга, квадрата по контурам (совместно с учителем, с частичной помощью педагога).
Представления о величине.
Определение величины большой, маленький. Определение длины предмета длинный, короткий. Пользоваться для сравнения приёмами наложения и приложения, проведение проверки правильности выполнения сравнения.
Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображения различной длины и величины.
Закрепление представлений о величине и длине предмета в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.
Представления о пространстве.
Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.).
Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле (с начала используется кукла крупного размера). По мере формирования представлений учитель предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кота, собаку, медведя и другие игрушки.
Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п.
Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперёд, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
Перемещение различных игрушек вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.
Временные представления.
Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт снег, идёт дождь) в процессе наблюдений за изменениями в природе.
Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (лето и зима).
Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно – нахмуриться и сжаться, тепло – улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь – имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами «кап-кап» и т.п.
Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрациям. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
Планируемые результаты реализации индивидуальной образовательной программы
Планируемые предметные результаты
Учащиеся должны научиться:
осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции);
понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых с ними действий;
выделять признаки цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький), длины (длинный, короткий) в предметах по подражанию действиям учителя, (задания типа «Найди такой же»), по образцу, по словесной инструкции;понимать и использовать приёмы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств и соотнесение предметов по величине и длине;
выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
узнавать цифру 1 и соотносить её с количеством пальцев и предметов;
осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, квадрат, круг) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
производить объединение фигур в группы по форме (кубы, шары, квадраты, круги);
перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);
перемещать различные предметы вперёд и назад по полу и поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков ( по наблюдением в природе, по изображениям на картинках) время года (лето и зима) и части суток (день и ночь).
Система оценки достижений обучающихся с выраженной умственной отсталостью планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения программы, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации
аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Ре-
зультаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизнен-
ной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа
результатов обучения составляется развернутая характеристика учебнойдеятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
При оценке результатов достижений обучающихся с выраженной умственной отсталостью используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («усвоил», «усвоил с помощью», «не усвоил»), т.е. безоценочная система на протяжении всего периода обучения.
Учебно – методический комплекс
Учебно-дидактический материал для учащихся:
      Т.В.Алышева Математика 1 кл (1 часть) / Издательство «Просвещение», 2010г.
Методические пособия для учителя:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Москва. Просвещение, 2011г.
№ Тема Кол-во часов Дата Наглядность
1 четверть
1. Выявление знаний, умений у учеников. 1 Геометрические фигуры, счетный материал.
2. Временные представления.
Экскурсия в природу.
Сезонные изменения в природе осенью. 1 Картинки «Осень», осколочные картинки, раскраски.
3. Количественные представления и представления о величине.
Понятия один-много. 1 счетный материал
4. Выделение одного предмета из множества.
Группировка предметов в единое множество (много предметов). 1 5. Дифференциация цвета.
Объединение предметов в различные множества, ориентируясь на признак цвета. 2 Цветные полоски
6. Сравнение предметов по размерам:
Большой – маленький
Больше, меньше, равные. 1 Игрушки.
7. Сравнение предметов по длине: длинный, короткий., равные. 2 Ленты. Шнурки. Полоски бумаги, нитки.
8. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображений различной величины. 1 Карандаши, альбомы, трафареты.
9. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображений различной длины. 2 10. Объединение одинаковых по цвету, величине предметов в различные множества (один-много, много-мало). 2 Игрушки. Счетный материал
11. Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счёт (один хлопок – много хлопков, ударов молоточком, барабанной палочкой, ориентируясь на слово, названное учителем). 1 Игрушки. Счетный материал
12. Соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета. 1 Игрушки. Счетный материал
13. Выделение одного множества предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». 2 Дид. игра «Чудесный мешочек».
2 четверть
1. Временные представления.
Экскурсия в природу.
Сезонные изменения в природе. 1 Картинки «Зима», осколочные картинки, раскраски.
2. Представления о форме.
Круг. 1 3. Круг. Группировка предметов по форме. 1 Предметные картинки, игрушки.
4. Круг. Обводка. Штриховка. 1 Геометрические фигуры
5. Квадрат. 1 Геометрические фигуры
6. Квадрат. Группировка предметов по форме. 1 Геометрические фигуры
7. Квадрат. Обводка. Штриховка. 1 8. Шар. Упражнения в определении среди других геометрических форм. 1 Геометрические тела, фигуры
9. Куб. Упражнения в определении среди других геометрических форм. 1 Геометрические тела, фигуры
10. Соотнесение плоскостных и объёмных фигур («Где, чей домик?», «Коробка форм» и другие). 1 Строительные наборы
11. Игры с различными строительными наборами «Цвет и форма». 1 Строительные наборы
12. Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объёмных фигур (игры с дидактическим материалом по типу «Доска Сегена», «Вкладыши Монтессори» и другие). 1 13. Выбор круга, квадрата, шара, куба по подражанию действиям педагога, по образцу, по словесной инструкции.
1 Геометрические фигуры
14. Объединение фигур в группы по форме. 1 Геометрические фигуры и тела
3 четверть
1. Повторение.
Круг и квадрат. Игры с дид. материалом. 1 Геометрические фигуры и тела Строительные наборы
2. Шар и куб.
Игры с дид. материалом. 1 3. Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата (совместно с учителем, с частичной помощью педагога, самостоятельно). 1 Трафареты
4. Обучение вырезанию круга, квадрата по контурам (совместно с учителем, с частичной помощью педагога). 1 Ножницы, трафареты, картон.
5. Временные представления.
Экскурсия в природу.
Сезонные изменения в природе зимой. 1 Картинки «Зима», осколочные картинки, раскраски.
6. Представления о пространстве.
Положение предметов в пространстве: вверху-внизу.
1 Игрушки, сюжетные картинки
7. Схема тела (показ на себе) 1 8. Схема тела (кукла, игрушки – медведь, заяц, лиса) 1 кукла, игрушки – медведь, заяц, лиса
9. Положение предметов в пространстве: близко-далеко. 1 Игрушки, сюжетные картинки, учебник Алышева 1ч.
10. Положение предметов в пространстве: впереди – позади. 1 Игрушки, сюжетные картинки, учебник Алышева 1ч.
11. Игры с пальчиками. Показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений. 1 12. Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. 1 Игрушки
13. Упражнения на перемещение различных игрушек вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. 2 Игрушки
14. Ориентировка на листе бумаги: вверху – внизу. 2 Листы А4, карандаши, геом. фигуры
15. Отношение порядка следования: первый, последний. 2 Игрушки, сюжетные картинки, учебник Алышева 1ч.
16. Экскурсия в природу. 1 17. Дидактические игры на закрепление пространственных представлений и представлений о форме. 1 Дидактические игры
4 четверть
1. Повторение.
Положение предметов в пространстве.
Геометрические фигуры и тела. 1 Дидактические игры
2. Временные представления.
Экскурсия в природу.
1 3. Сезонные изменения в природе с приходом весны. 1 Картинки «Весна», осколочные картинки, раскраски.
4. Времена года. 2 Картинки «Времена года», осколочные картинки, раскраски.
5. Изображение явлений природы соответствующими движениями. 1 Картинки с изображением явлений природы
6. Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрациям. 1 Картинки Солнца, Луны.
6. Части суток: день, ночь. 2 Картинки, учебник Алышевой ч.1.
7. Имитация движений, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. 2 Картинки с изображением частей суток (день, ночь)
8. Количественные представления.
Число и цифра 1. 1 9. Письмо цифры 1 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. 1 Счетный материал
10. Лепка цифры 1 из пластилина, конструирование цифры из проволоки. 1 Пластилин, проволока, карточка с изображением цифры
11. Повторение
Количественные представления.
Представления о форме и величине.
Временные представления. 2