Программа «Система воспитательной работы в рамках одного класса, основанная на интеграции основного и дополнительного образования»

Разработка программы «Система воспитательной работы в рамках одного класса, основанная на интеграции основного и дополнительного образования» в рамках конкурса учителей начальных классов, проектирующих эффективные механизмы введения ФГОС нового поколения (Росатом)
1. Информационный блок
1.1. Автор: Кузовова Татьяна Сергеевна.
1.2. Программа: «Система воспитательной работы в рамках одного класса, основанная на интеграции основного и дополнительного образования».
1.3. Цель программы: познакомить с системой воспитательной работы, основанной на интеграции основного и дополнительного образования.
1.4. Задачи: 1) проиллюстрировать влияние интеграции основного и дополнительного образования на развитие мотивации и на формирование личностных качеств детей;
2) показать авторский опыт по реализации требований ФГОС к внеурочной деятельности;
3) способствовать формированию навыков организации занятий исследовательского характера и навыки диагностики, обработки и систематизации полученных данных;
4) познакомить с опытом организации взаимодействия по схеме «учитель-ученик-родитель» для создания единого воспитательного пространства.
1.5. Ключевые идеи опыта:
Педагогам начальной школы часто приходится сталкиваться с такими проблемами:
1) в 1 класс поступают дети с различным уровнем развития и различным уровнем адаптации к коллективу;
2) дети трудно привыкают к урочной системе обучения, их эмоционально-волевая сфера не достаточно развита;
3) за короткий срок (4 года) обучения в начальном звене учителям необходимо сформировать стойкую учебную мотивацию и основы учебной деятельности.
Решая эти проблемы, я пришла к идее создания целостной воспитательной системы, в основе которой лежит идея интеграции основного и дополнительного образования.
Интегрированная воспитательная система – это психолого-педагогическая система высокого уровня целостности, обеспечивающая создание благоприятной среды для личностного развития входящих в нее субъектов на основе ранее приобретенного ими опыта.
Системный подход позволяет классному руководителю видеть и находить индивидуальный путь развития и воспитания каждого ученика, способствует осознанному и целенаправленному формированию классного коллектива. Такой подход позволяет рационально распределять воспитательные усилия, расширять и углублять рамки педагогического воздействия на воспитанников в процессе их развития.
Цель моей воспитательной системы:
формирование духовно-нравственной и творческой личности, способной к саморазвитию, самореализации и успешной социализации на основе интеграции основного и дополнительного образования.
Задачи:
Всесторонне изучать личность ребенка для определения индивидуального пути развития каждого воспитанника и всего коллектива.
Создавать ситуацию успеха в различных видах деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников.
Развивать ценностные отношения, культуру поведения и общения, формировать гражданскую позицию учеников через различные формы взаимодействия.
Развивать сотрудничество с семьями с целью объединения учеников и их родителей в единую классную семью, участвующую в воспитании личности каждого ребенка.
Задачи воспитательной системы определяют ее уровни:
диагностика, систематизация полученных данных в единой таблице;
определение индивидуального пути развития каждого учащегося в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями;
планирование воспитательных мероприятий на уроке и во внеурочной деятельности;
реализация запланированных мероприятий в индивидуальных и коллективных формах с учетом текущих задач и социальной ситуации, в которой находится ученик в данный момент времени;
трансляция результатов участия во внеклассных и внешкольных мероприятиях через «Экран успехов».

Воспитательная работа планируется и реализуется в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Структура воспитательной системы:
1. Урочная деятельность (проектная и исследовательская деятельность, уроки-суды, уроки-праздники).
2. Внеурочная деятельность (кружок «Умелые руки», клубы «Маска» и «Юный исследователь»).
3. Внешкольная деятельность (участие в интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятиях).
Каждый элемент структуры воспитательной системы включает в себя 5 направлений, которые пронизывают структуру системы воспитания и позволяют расширять и углублять содержание дела, переходя из одного уровня деятельности в другой:
- духовно-нравственное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
- социальное
- спортивно-оздоровительное.
Каждое из направлений развивает и реализует определенные задатки и способности учащихся. В совокупности эти направления способствуют гармоничному развитию личности каждого учащегося и классного коллектива в целом.
Таким образом, создается интегрированное воспитательное пространство, которое позволяет ребенку проявить свои способности и реализовать свои потребности. Используя интегрированную систему воспитания, я добиваюсь высоких результатов в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, а ученики побеждают в творческих, интеллектуальных конкурсах различных уровней.
2. Содержательный блок программы
2.1. Перечень оборудования:
Материально-техническая база учреждения отвечает современным требованиям: два стационарных компьютерных класса, объединённых в локальную сеть, имеется доступ в Интернет, 1 переносной компьютерный класс, 2 интерактивные доски, кабинет технических средств обучения, кабинеты с мультимедиатехникой и веб-камерами, два спортивных зала, библиотека, столовая, актовый зал.
2.2. Программа стажировки:
Раздел 1: Диагностическая работа:
1) Чтобы развивать ребенка всесторонне, необходимо изучать его со всех сторон (подбор методик диагностики индивидуально-психологических особенностей воспитанников и типа семейного воспитания, интерпретация и систематизация полученных данных в диагностических таблицах; работа с данными диагностических таблиц и индивидуальных карт детей для установления индивидуального пути развития каждого ученика и отслеживания динамики развития личности ребенка и коллектива) – 6 часов.
Раздел 2: Планирование, организация и оценка воспитательной работы в классе:
1) Внеурочная деятельность – неотъемлимая часть новых стандартов обучения (концепция организации воспитательной деятельности с учетом требований ФГОС; планирование и организация внеурочной воспитательной деятельности) – 4 часа;
2) Проектная и исследовательская деятельность в урочной и внеурочной деятельности (мастер-класс по подготовке и проведению уроков и внеурочных занятий исследовательского характера, презентация детских работ) – 4 часа;
3) Развитие мотивации к обучению через внеурочную деятельность (теоретическое и практическое обоснование, знакомство с «Экраном успешности») – 4 часа;
4) Интеграция урочной и внеурочной деятельности как залог успешности ребенка (знакомство со способами и условиями интеграции урочной и внеурочной деятельности; практическое занятие по составлению программы внеурочной деятельности) – 4 часа;
5) Классный руководитель, ученики и их родители как члены классной семьи (решение проблемы сотрудничества учителя, воспитанников и их родителей; обзор нетрадиционных форм работы с коллективом родителей и учеников) – 4 часа.
2.3. Учебный план:

Тема
Количество часов



Лекция
Семинар
Стажерская проба
Он-лайн занятие

1
Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть новых стандартов обучения





2
Проектная и исследовательская деятельность в урочной и внеурочной деятельности





3
Развитие мотивации к обучению через внеурочную деятельность





4
Интеграция урочной и внеурочной деятельности как залог успешности ребенка





5
Чтобы развивать ребенка всесторонне, необходимо его изучать со всех сторон





6
Классный руководитель, ученики и их родители как члены классной семьи






3. Способы оценки результатов стажировки
3.1.Внешняя оценка результатов.

Высказывания
Ответы



Согласен
Не совсем согласен
Не согласен

1
Внеурочная деятельность – неотъемлимая часть обучения.




2
Успешность во внеурочной деятельности способствует развитию уровня учебной мотивации детей.




3
Использование в урочной и внеурочной деятельности активных методов способствует развитию интеллектуальной сферы учеников.




4
Диагностика и учет динамики развития личности учеников – первая ступень к воспитанию.




5
Интеграция основного и дополнительного образования – ключ к успешности школьников.




6
Сплачивание родительского коллектива способствует адаптации детей к школе.




7
Системный подход позволяет рационально распределять педагогические усилия.




8
Интегрированная система воспитания отражает суть системно-деятельного подхода.




Внешняя оценка результатов стажировки проводится педагогами учебного заведения в виде рецензии проектных работ, которые будут выполнять стажеры во время практических занятий.
Так же внешняя оценка результатов работы стажёров будет оценена руководителем стажировочной площадки с помощью анкеты, представленной выше.

3.2. Самооценка
Самооценка производится с помощью анкеты представленной ниже.
Инструкция: поставьте знак в той колонке, которая соответствует вашему отношению к выказыванию.

№№
Высказывания
Ответы



Да
Не совсем так
Нет

11
Я хорошо владею методиками диагностики личности.




22
Я владею технологией исследовательской и проектной деятельности.




33
Я умею систематизировать данные диагностики.




44
Я умею анализировать диагностические данные и определять в соответствии с ними индивидуальный путь развития личности ученика




55
Я умею организовывать воспитательные занятия исследовательского характера.




66
Я умею организовывать мероприятия с родителями и детьми.




77
Я умею интегрировать воспитательные и учебные мероприятия.




88
Я умею интегрировать занятия основного и дополнительного образования.





Ответу «Да» соответствуют 2 балла, ответу «Не совсем так» - 1 балл, «Нет» - 0 баллов. После подсчета всех баллов определите уровень овладения программой стажировки: низкий уровень (0 – 6); средний (7 – 11 ); высокий (12 – 17).










15