Статья Использование информационно – коммуникационных технологий на уроке экономических дисциплин

Дербисинова Венера Куздибаевна
преподаватель экономических дисциплин,
Прикаспийский современный колледж, г. Атырау
Использование информационно – коммуникационных технологий на уроке экономических дисциплин
Сегодня большое внимание уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать студентам знания, но и в том, чтобы научить своих студентов искать информацию и осваивать ее самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
Однако не всегда студенты владеют информацией в достаточной степени, результаты традиционных и новых форм промежуточной аттестации свидетельствуют о небольшом словарном запасе, недостаточном развитии речевой культуры выпускников, навыков восприятия текста. В связи с этим считаю, что использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) актуально, поскольку направлено на успешное овладение основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, развитие технологических, стилистических, содержательных аспектов коммуникативной компетенции студентов.
Цель применения ИКТ: повышение эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей деятельности и самопознания, развития личности студента.
Компьютер можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом он выполняет различные функции: педагога, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
Основные направления использования ИКТ на занятиях специальных дисциплин: визуальная информация, интерактивный демонстрационный материал, тренажер, контролирующий умения, навыки студентов, самостоятельная поисковая, творческая работа. Предлагаю некоторые примеры использования ИКТ на занятиях специальных экономических дисциплин.
Презентация – опоры к занятиям:
Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как студент учителя, как проходит его становление. Использование компьютера на занятиях позволяет преподавателю общаться со студентами на современном технологическом уровне, сделать занятие более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к учению. Выделяют несколько типов компьютерных средств используемых в обучении. Это презентации, электронные учебники и т.д.
Мультимедийная презентация дает возможность донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Корме того, презентация имеет сюжет, сценарии и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Но в не зависимости от исполнения каждая самостоятельная презентация должна четко выполнять поставленную цель: помочь донести требуемую информацию об объекте презентации.
Я считаю, что презентация с включением дополняющих технологии – самая удобная и не сложная форма для преподавателя при проведении занятия. Применять компьютерные технологии я начала 5 лет тому назад. На начальном этапе своей работы я готовила презентации к урокам, которые могли быть использованы в различных режимах.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску
- технические средства, позволяющие показать презентации в кабинете. На занятии целью презентации может быть: 1) актуализация знаний; 2) сопровождение объяснения преподавателем нового материала; 3) первичное закрепление знаний; 4) обобщение и систематизация знаний.
Главное в презентации это – тезисность для преподавателя и наглядность для студента.
В качестве примера могу привести разработанный мною урок – презентацию по дисциплине «Принципы бухгалтерского учета» на тему «Казахстанские стандарты бухгалтерского учета».

Вот некоторые слайды из этой презентации:

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд 1 Слайд 2





13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд 5 Слайд 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 Слайд 19 Слайд 21
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд 23 Слайд 24

Не буду останавливаться на содержании компьютерного урока, просто хочу отметить следующее:
- объем полученной информации (по сравнению с классическим уроком) увеличился в два с лишним раза
- усвоение (понимание) материала – 100 %
- качество знаний по данной теме на следующий урок – 100 %
- остаточные знания по теме через месяц – 93 %
Положительные эффекты применения презентаций.
По сравнению с традиционной формой ведения занятия, заставляющей преподавателя постоянно обращаться к нему и доске, использование презентации на уроках высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения учебного материала.
К положительным примерам применения презентаций можно отнести, когда они создаются студентами для подведения итогов собственной научно – исследовательской или проектной работы. В данном случае презентация необходима.
- они улучшают качество усвоения материала;
- ускоряют процесс обучения;
- делают доклад интересным, живым, продуктивным;
- способствуют повышению мотивации к дисциплине;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- дают возможность избежать субъективности оценки;
- развивают творческие способности учащихся.
Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет студентам с интересом и быстро усваивать больший объем научно – познавательной информации, занятие становится более интересным и увлекательным, качество облученности студентов повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти.
Работа с видеосюжетом на занятиях специальных дисциплин с целью развития и совершенствование речевых навыков студентов, умения наблюдать, видеть, анализировать.
Особое значение играют анимационные сюжеты, позволяющие проиллюстрировать те объекты и процессы, которые, как правило, описываются вербально или с помощью достаточно приближенных схем. Компьютерная графика позволяет рассмотреть эти объекты и процессы как бы изнутри, на уровне микромира. В этих случаях анимационные сюжеты просто незаменимы.
Таким образом, ИКТ является одним из эффективных способов организации учебного процесса. И поскольку в стране идет модернизация образования, одним из основных требований в профессиональной деятельности преподавателя является информационная компетентность.

Список использованной литературы:
С.А.Илюшин, Б.Л.Собкин. Персональные ЭВМ в учебном процессе. – М.,1992;
В.А.Трайнев, И.В.Трайнев. Информационно – коммуникационные технологии. – М., 2005;
Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» №234 от 28.02.2007г.
Правила ведения бухгалтерского учета

Root Entry