ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В СПО


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В СПО
Саулина Юлия Павловна
преподаватель ФГБОУ ВПО МГТУ
Многопрофильный колледж
(г. Магнитогорск)
В настоящее время в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе средней профессиональной школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения, смещаются акценты в целях образования, планомерно наступает практический переход к обеспечению качества профессиональной подготовки обучающихся средствами электронных образовательных технологий в условиях неограниченного доступа к информации.
Компьютер становится посредником между преподавателем и обучаемым. Его применение не только облегчает процесс передачи знаний, позволяя использование современных технологий, но и воздействуя через зрительную, слуховую и механическую память, позволяет запоминать больший объем информации, а также допускает возможность организации учебного процесса по индивидуальной программе. Учащийся, находясь у монитора компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым в отдельности.
Проблема внедрения информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в практику среднего профессионального образования является актуальной, что обусловлено двумя направлениями:
первое вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене образа мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
второе вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первого направления, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных профессионально - правовых ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Успешное изучение правовых дисциплин возможно лишь при самостоятельной систематической работе студентов над источниками различных отраслей права, учебной, научной и учебно-методической литературой, а также над анализом имеющейся судебной практики, связанной с разрешением правовых споров.
Учебный процесс включает лекционные дискуссии и деловые игры, индивидуально-контрольные собеседования, консультации с преподавателем и проведение тестирования студентов. В ходе усвоения содержания правовых дисциплин студентам необходимо использовать знания, полученные ими при изучении лекционного материала и самостоятельной работы в домашних условиях, с использованием ИКТ.
Сущность методов ИКТ заключается в самостоятельной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессионально – правовой среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере.
ИКТ способствуют развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою, используя правовые системы Консультант - плюс, Гарант. С помощью этих способов студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Целью использования ИКТ является анализ профессионально - правовых ситуаций, проведённый студентами, возникающих при конкретном положении дел, и выработке практического решения.
Мотивация на регулярное использование информационных технологий студентами нередко зависит от качества предложенного методического и дидактического сопровождения занятия. Преподаватель правовых дисциплин должен обеспечить такое сопровождение с учётом изменений в Российском законодательстве.
Эффективность применения ИКТ обучения на занятиях правовых дисциплин должна выражаться в умении принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, ИКТ позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов, интересы, выработанный стиль мышления и поведения. Если систематически использовать на занятиях правовых дисциплин интерактивные методы обучения, то следует ожидать повышения уровня правовой компетентности будущих специалистов СПО, так как применение данных методов обучения способствует обогащению социального опыта студентов путем вживания в образ тех или иных проблемных ситуаций.
Использование ИКТ будет способствовать системному освоению знаний правовых дисциплин, их закреплению, а также вырабатыванию навыков анализа, оценки и разрешения правовых проблем в сфере профессиональной деятельности; изучение вопросов правового регулирования с учетом современных условий и развивающихся на их фоне тенденций; анализ становления и развития соотношения сфер государственного и негосударственного управления; выявление проблем применения методов убеждения и принуждения, особенностей правового статуса субъектов права и процесса; изучение взаимосвязи и разграничения таких понятий, как правовое регулирование профессиональных отношений и управление; выявление специфики правовых отношений в различных сферах российского права.