Моя педагогическая концепция Деятельностный подход в обучении младших школьников

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Озёрская средняя общеобразовательная школа им.Сергея Аникина» Бутурлиновского муниципального района

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
«Деятельностный подход в обучении младших школьников»
Титовой Ольги Михайловны
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории












2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность выбора темы концепции.....................3
Основная идея моей педагогической деятельности.4
3. Системно-деятельностный подход – основа ФГОС..5
4. Практическое применение деятельностного метода в программе
«Школа России».7
Заключение..11
Литература ......12
Приложение.13












АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ТЕМЫ КОНЦЕПЦИИ
Любая школа начинается с начальной. Роль начальной школы в развитии личности трудно переоценить. В последние время усилилась активность учителей начальных классов в направлении поиска путей улучшения состояния обучения и воспитания. Это связано с переменами, происходящими в мире. В наш век информатизации соответствует ли уровень знаний, который даёт ребёнку школа, требованиям нового времени? Ответом на этот вопрос стал новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, представленный введением нового государственного стандарта общего образования. Главной целью образования в условиях введения ФГОС становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, «способность его к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений, доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности»[6, статья 14].
Чтобы научить ребёнка учиться по-новому, мне самой нужно знать: чему учить и как. Я поставила перед собой цель: всё, что касается нового Стандарта, изучить, понять, осмыслить, решить. Перед приходом детей в первый класс я изучила сборник нормативных документов ФГОСНОО. Сколько было воп-росов! Искала ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами: быть готовой к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самооб-разования и самосовершенствования, быть способной сотрудничать с колле-гами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей. Помогли мне понять и принять новые требования к современной школе курсы повышения квалификации, проводимые ВОИПКиПРО и ВГПУ, заседания районного методического объединения учителей начальных классов, семинары в округе, мастер-классы учителей района «Урок в незнакомом классе».
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
Учитель – это тот человек, который способен повести детей в эту загадочную страну и вместе с ними совершить восхождение к вершине Знаний. Вот на этом и основывается моя педагогическая концепция. Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Моя педагогическая концепция, базирующаяся на научных источниках, несёт в себе и мой практический обобщённый опыт, которым я могу делиться с другими педагогами! Она не может быть оторвана от реальной жизни и условий, в которых растёт и получает образование ребёнок.
Учитель должен воспитывать личность, вернее, учить детей, как стать личностью, которая сможет поставить нужные цели и не побояться трудностей жизни. Поэтому я определила для себя цель и задачи, которые я стараюсь решать каждый день:
Моя цель, как учителя: понимать и беречь, любить и уважать, развивать и
воспитывать ребёнка, то есть формировать самостоятельную личность, способную к саморазвитию.
Основные принципы моей деятельности:
1. Внимание и уважение к ребенку.
2. Диалог и сотрудничество.
3. Успех и творчество.
Основные задачи моей работы:
1. Формировать познавательный интерес, желание учиться.
2. Формировать самостоятельную учебную деятельность.
3. Укреплять здоровье, обеспечивать эмоциональное благополучие детей.
4. Развивать творческие способности.
5. Воспитать класс как дружный самостоятельный коллектив.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - ОСНОВА ФГОС
В целях решения этих задач работаю над проблемой «Деятельностный метод как условие формирования УУД младших школьников». Это диагностика изучения детского коллектива, работа по развитию речи, оптимального чтения, технология УДЕ, логические задачи, уроки-зачёты, уроки-семинары, интегрированные уроки, исследования и проекты. В своей работе я использую новые образовательные технологии, позволяющие достигать поставленных программой и стандартом образования целей по предметам.
В настоящее время разработана технология деятельностного метода, которая позволяет объединить все известные ныне системы, осуществляет синтез новых идей и не разрушает то лучшее, что есть в традиционной школе. Деятельностный метод - это то, что объединяет все имеющиеся системы разви-вающего обучения – понятие деятельности. Системно-деятельностный под ход – это философия образования, базис, на котором строятся различные обра-зовательные технологии. Авторы-разработчики Центра системной деятель-ности педагогики под руководством доктора педагогических наук Л.Г.Петерсон рассматривают учение «как процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом»[2].
Новый Стандарт являет собой целостную систему, которая охватывает все ступени образования  от дошкольного до профессионального. ФГОС НОО включает три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Начнём с последних.
Требования к результатам (личностные, метапредметные и предметные) включают не только знания, но и умения их применять. Это предполагает, что дети должны приобретать в результате обучения не просто знания, а компетенции (умения и навыки, норма). При этом под компетенцией мы понимаем способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области [1].
Так, выпускник начальной школы должен владеть пятью компетенциями: образовательной, коммуникативной, информационной, социальной, толерантностью. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность, то есть УУД.
Вторая группа требований - к условиям реализации основных образо-вательных программ начального общего образования. Особое место в реалии-зации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД). Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, то есть учить себя, а также приме-нение полученных в школе знаний в жизни «Универсальные учебные действия - это система, совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность» [5, 9]. Авторы стандарта рассматривают УУД как умение учиться, как обеспечение возможностей учащегося самостоя-тельно действовать при получении образования. В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личност-ные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности. Таким условием является системно-деятельностный подход. Важно изменить сам образова-тельный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду. Учитель при системно-деятельностном подходе и выполняет эту задачу – вовлечение обучающихся в учебную деятельность.
Системно - деятельностный  подход лежит в основе ФГОС и предполагает «ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универ-сальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [5, 6].
Таким образом, системно-деятельностный подход –позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.
Отсюда – ещё одно требование – к содержанию и структуре образова-тельных программ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА
Я, работая по УМК «Школа России», хорошо изучила примерные про-грамммы по предметам, на основании которых составляла свои рабочие про-граммы. Для себя я «открывала» то, что предлагали авторы:
1. Для реализации программы по формированию УУД разработчики ввели в тематическое планирование специальную структурную единицу - характеристику деятельности обучающихся, в которой раскрывается деятельностный компонент содержания начального образования. Причём, деятельность характеризуется как обязательное содержание образования младшего школьника: этому учитель должен учить, он должен так строить процесс обучения! В этом новизна, современность и психологическая обоснованность примерных программ, по которым мы работаем!
2. Впервые наряду со знаниевым компонентом ясно прослеживаются основные содержательные линии и дидактические единицы.
3. В программном содержании представлена номенклатура общеучебных умений, навыков, то есть результаты.
4. Перечисляются основные виды деятельности, которыми занимается младший школьник.
5. Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
Например, программа русского языка нацеливает обучение на формиро-вание таких интеллектуальных умений, как: обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, умения, связанные с информационной культурой (читать, писать, работать с книгой, пользоваться словарями и др.)
На уроках литературного чтения дети научатся характеризовать текст, конст-руировать монологическое высказывание, сравнивать художественный и научно – популярный тексты.
При изучении математики обучающимся начальной школы предоставляется возможность заниматься моделированием, прогнозированием, накоплением опыта решения разнообразных математических задач и его самостоятельное использование в учебных ситуациях, прогнозировать результат.
На уроках технологии обучающиеся будут осваивать сравнение различных видов конструкций и способов их сборки, характеризовать основные требования к изделию, моделировать несложные изделия с разными конструкторскими особенностями.
На уроках окружающего мира обучающиеся научатся исследовать связи живой и неживой природы, классифицировать, сравнивать и различать объекты, характеризовать природные сообщества, наблюдать за погодой.
Даже беглый анализ приведённых примеров показывает, что учебные умения, формирующиеся сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений» [4 ].
Учебно-методический комплекс «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями и требованиями стандарта, при этом в нём сохранены лучшие традиции российской школы. Данный УМК полностью удовлетворяет меня и моих коллег. Учебники, тетради на печатной основе, электронное сопровождение по 5 предметам - всё построено на принципах восприятия и обучения младших школьников: доступно, красочно, удобно, материал в достаточном количестве для урока, наличие дополнительного материала, связь с жизнью, выдержана степень сложности для комплекта каждого класса. Всё это позволяет в полной мере использовать УМК на уроках и при выполнении домашних заданий.
Урок в школе был и остаётся основным элементом образовательного процесса. Но на этапе реализации ФГОС НОО урок должен быть новым, отвечающим принципам развивающего обучения. Для себя я искала ответы на вопросы: Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы?
Применяя деятельностный метод, стараюсь не давать детям новое знание в готовом виде, а организую процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. То есть применяю проблемно – диалогическую технологию. Ученик на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает и проверяет гипотезы. Учебная проблема уже в 3 классе часто формулируется самими учащимися. Суть поиска решения учебной проблемы проста: посредством диалога помогаю ученикам самим «открыть» новые знания. Такие знания гораздо легче и прочнее усваиваются учащимися, чем знания, преподнесённые учащимся в готовом виде. При таком обучении считаю результативной работу в группах, включение в урок дифференцированных заданий. Это даёт возможность ученикам с разным уровнем обученности активно участвовать в учебном процессе. Ученик действует по принципу: «я учусь», а не «меня учат».
Главная методическая цель современного урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Поэтому при организации урока я продумываю следующие моменты: постановка и решение проблем-ных ситуаций, увеличение заданий творческого характера, разнообразие форм и методов деятельности, повышение степени самостоятельности, организация сотрудничества учителя и учеников, учеников между собой.
Приведу примеры заданий, которые я использую для формирования УУД:
Регулятивные: участие в проектах; диспут; заучивание материала наизусть в классе; задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию; взаимоконтроль и взаимооценка; задания, содержащие элементы исследовательской деятельности; поиск информации в разных источниках.
Личностные: участие в проектах; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; выразительное чтение; подведение итогов урока.
Предметные: «найди отличия»; сравни; «на что похоже?»; поиск лишнего; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с таблицами, словарями; распознавание диаграмм.
Коммуникативные: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание; диспуты; «подготовь рассказ.», «опиши...», «объяс-ни».
Таким образом, учебно-методический комплекс «Школа России» сориен-тирован на личностно-развивающее образование младших школьников» [3, 5]










ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каких же результатов мы достигли за 2,5 года, на сегодняшний день? У детей сформирован познавательный интерес к учебному процессу. Был создан положительный эмоциональный фон и атмосфера психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах. Повысился уровень успеваемости и эффективности учебного процесса. Приёмы личностно-ориентированного подхода показали, что каждый может быть успешным: достижения каждого сравниваются не с достижениями других, а с его вчерашними успехами.
Активность класса во внеклассных мероприятиях показывает, что классному руководителю есть на кого опереться. Дети с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Класс имеет достаточный уровень развития куль-турных навыков. Применение здоровьесберегающих технологий позволило снизить заболеваемость простудными заболеваниями.
Но не всё у нас ещё складывается удачно. Перед нами ещё много проблем, задач, которые предстоит решить, но я верю, что мои дети будут добры, воспитаны, самодостаточны, смогут всегда отстоять свою точку зрения, помочь попавшим в беду, научатся сочувствовать и сопереживать, а значит, у них впереди счастливое будущее. Уже сейчас я думаю о том, как быстро летит время, что через полтора года нам предстоит расстаться с моим первым выпуском по ФГОС, и думаю я об этом с грустью, но, с другой стороны, впереди ещё много новых встреч и открытий.
И мне кажется, что хорошим учителем быть трудно. У него должно быть доброе сердце и щедрая душа. Доброе - по отношению к своим ученикам и щедрое – на отдачу своих сил и знаний. А главное качество – это любовь. Любить детей всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, и неряшливых, хорошеньких и не очень. Любить детей, школу, своё дело! Вот это и есть – хороший учитель!
Я в школе, чтобы уважать и любить всех детей, помочь каждому ребёнку вырасти из малыша в личность.
Литература:
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности личности.// Высшее образование сегодня. – М., 2003. – № 5, с 34-42
2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2006.
3. Плешаков А.А. Концептуальные основы УМК «Школа России» - М.: Просвещение, 2009.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальные классы.- М.: Просвещение, 2010.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - 2012.



















Приложение.
Список технологий формирования УУД у обучающихся
начальных классов на уроках
Учитель отмечает успехи ребёнка в сравнении с его прошлыми результатами.
2.Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
3.Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
4.Учитель обучает детей приёмам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.
5.Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
6.Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
7.Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – «чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока».
8. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
9.Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
10. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации –и обучает детей применению обобщённых способов действий.
11. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

12. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
13. Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
14. Учитель считает, что ребёнку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
15. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
16. Учитель всегда даёт шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.
17. Учитель помогает ребёнку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
18. Учитель учит ребёнка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
19. Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать.
20. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.
21. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
22. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
23. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
24. Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
25. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
26. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
27. Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.
28. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.
29. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.
30. Учитель даёт детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.









13PAGE 15


13PAGE 14715







Рисунок 12 Заголовок 215