Информационные технологии в начальной школе. Педагогический опыт по формированию информационной культуры младших школьников..


Информационные технологии в начальной школе. Педагогический опыт по формированию информационной культуры младших школьников..Об использовании информационных технологий для решения проблемы информатизации образования говорилось еще в конце 70-х – 80-е годы Ю.А. Первиным, Д. Сьюзел, Д. Ротерей. Они предлагали использовать обучающие среды для формирования умственных (познавательных) действий и умений использования информационных технологий. И лишь в последнее время данная проблема стала предметом активного обсуждения.
В проекте федерального компонента Государственного образовательного стандарта России для начального общего, основного общего и среднего (полного) образования содержится следующая характеристика информатики как образовательной области: «Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий» .Информационные технологии можно разделить на два вида:
1. Традиционные информационные технологии (основаны на использовании книг и другой книгоиздательской продукции);
2. Современные информационные технологии (Основаны на использовании компьютера).
Очень важным на сегодняшний день является обучение вступающих в жизнь молодых людей умению использовать информационные технологии. Распространенность компьютеров, роботов, микропроцессоров, программных исполнителей уже сегодня столь значительна, что умение использовать их в своей деятельности и повседневной жизни становится элементом общей культуры человека.
Умение грамотно работать с информацией, используя современные методы и средства, определяет уровень информационной культуры выпускника школы, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией на компьютере. Для того, чтобы дать полноценные знания молодому поколению, необходимо обучение информатике начинать в начальной школе.
В письме Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 © 957/13-13 написано, что информатика в начальной школе с 2002/2003 учебного года становиться отдельным предметом, который должен обладать собственной методикой изучения и иметь свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета “Информатика и информационные технологии” основной школы. Содержательные линии обучения информатике в начальной школе должны соответствовать содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализоваться должны на пропедевтическом уровне.
У детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение, то есть формируется учебная деятельность. Этим можно объяснить необходимость изучения информатики в начальных классах на пропедевтическом уровне.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
2. Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
3. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
4. Снижению дидактических затруднений у учащихся;
5. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно – коммуникационной компетенции;
6. Приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальному миру, а инструмент решения задач. Более того, большинство вводимых понятий (объект, управление, исполнитель и пр.) являются именно теми понятиями, с помощью которых формируются и решаются информационные и не только информационные задачи.
При построении курса информатики для начальной школы берутся следующие задачи:
- Формирование компьютерной интуиции: знание возможностей и ограничений использования ЭВМ как инструмента для деятельности; умение использовать ЭВМ на практике в тех случаях, когда эффективно, и отказ от компьютеризации там, где этого бессмысленно;
- Формирование операционного стиля мышления: умение формализовать задачу; выделить в ней логически самостоятельные части; определить взаимосвязь этих частей; спроектировать решение при помощи нисходящей и восходящей технологий; верифицировать результат. Отметим, что операционный стиль характерен для различных видов деятельности, а не только программирования, как это иногда однобоко понимается;
- Формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.
Здесь мы видим то, что при решении поставленных задач в полной мере формируются информационные технологии. То есть, учащиеся начальных классов учатся не только работать с компьютерами, но и оперировать с информацией различного вида. У учащихся формируется операционный стиль мышления, то есть умение анализировать условия любой задачи.
Как организовать применение современных информационных технологий на уроках математики, русского языка и других предметов, изучаемых в начальной школе?
В подавляющем большинстве учреждений образования созданы компьютерные классы, оснащенные 10-12 компьютерами. Как правило, в этих кабинетах проводятся уроки информатики. Класс делится на две подгруппы, занимающиеся поочередно.
Существует опыт проведения в кабинетах информатики уроков учителями – предметниками, для которых подобное деление не предусмотрено, равно как и для начальной школы. Это затрудняет организацию эффективного обучения с применением новых информационных технологий.
Кроме того, специфика преподавания в начальных классах предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока. Проведение же урока в кабинете информатики психологически настраивает учащихся на длительный контакт с компьютером и снижает мотивацию усвоения знаний, умений и навыков традиционными методами. При этом работа ученика начальной школы за компьютером по санитарным нормам не может продолжаться более 15-20 минут.
Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров, обучающих и контролирующих программ. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся с одной стороны отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы, а с другой стороны – повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.
Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассник.
Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.
На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.
Новые информационные технологии в образовании в органическом сочетании с традиционными методами обучения и воспитания повышают качество обучения, способствуя развитию ребенка как творческой личности. Каждому школьнику необходимо освоить в процессе непрерывного образования не только традиционные, но и новейшие технические средства для осуществления своей деятельности.
«В пропедевтическом курсе информатики большинство авторов, создающих программы по информатике, развивают содержательные линии “Алгоритмы и исполнители”, “Информация и информационные процессы”, “Компьютер”, “Информационные технологии”. При этом чаще всего отдается предпочтение первым двум из перечисленных линий, а в некоторых программах вообще не предусмотрено изучение компьютера, то есть чаще всего обучение направлено на использование традиционных информационных технологий».
Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.