Диагностическая работа на определение уровня развития информационной компетенции младших школьников.


Диагностическая работа
На определения уровня информационной компетенции младших школьников, русский язык в 4 классе.

Знание об информации:
1. Тебе нужно узнать значение слова зычный. В каком из словарей ты будешь искать ответ:
-орфографическом
-фразеологическом
-толковом
-словаре архаизмов?
Подчеркни правильный ответ.

2. О чем должен рассказать ученик, который начал свое сочинение со слов:
«Красив лес в сентябре! Каких только красок здесь нет!»
Выбери наиболее полный ответ:
- об осени
-о лесе осенью
-о пестроте и яркости осеннего леса.

3. Какое из предложений соответствует схеме?

подлежащее сказуемое

Зима надоела.
Мы многое б дали.
Чтоб стали, как прежде,
Зеленые дали.

Действия с информацией

4. Замени одним словом:

Задача, загадка, которая заставляет задуматься, поломать голову


Человек, который не хочет работать, даром ест хлеб



Выполненное руками шитье_____________________________________



5.Объясни происхождение значения прилагательного лукавый (человек). Для рассуждений используй информацию из толкового словаря: «Лука -извилина, изгиб, крутой поворот. Лукавый- извилистый, кривой путь).

6. Назови фразеологизмы, в основе которых лежат данные жизненные ситуации:

Человек, который съел ягоды белены, теряет рассудок
_____________________________________________________________

Так говорят, когда человека очень хорошо знают, понимают его мысли, чувства, намерения
_____________________________________________________________
Выбери, в каком из словарей ты сможешь уточнить информацию?
-словаре антонимов
-толковом словаре
-словаре фрезеологизмов.
7. «По лесам гуляет осень». Как можно сказать по-другому о том же
самом?
___________________________________________________________________

8. Подбери антонимы к словам:
Талант-
Благо-
Разлука-
Старший-
Грубый-
Свобода –
По какому словарю ты сможешь себя проверить? Ответ напиши.
__________________________________________________
9. Кто в каком городе живет?
Пермяки-
Пензяки-
Костромичи-
Омичи-
Устюжане-
Ценностное отношение к информации
10. Как ты понимаешь пословицу «Грамоте учиться -всегда пригодится» Для чего, на твой взгляд, следует учиться грамоте:
1. Чтобы без ошибок писать диктанты
2. Чтобы всегда получать только пятерки
3. Чтобы быть лучшим учеником в классе
5. Чтобы быть образованным человеком


Критерии оценивания
Знание об информации
баллы

Задание 1. Проверяется готовность выбрать источник информации (словарь) в соответствии с учебной задачей.

Словарь архаизмов
3

Толковый словарь
1

Учащийся выбрал неправильный ответ
Учащийся не приступал к выполнению задания
0
0

Задание 2. Проверяется способность понимать и фиксировать информацию точно.

о пестроте и яркости осеннего леса
3

о лесе осенью
2

Об осени
1

Учащийся не приступал к выполнению задания
0

Задание 3. Проверяется умение извлекать информацию из схемы.


Зима надоела.

1

Учащийся не приступал к выполнению задания
Учащийся выбрал неправильный ответ
0
0

Действия с информацией
баллы

Проверяется способность анализировать, подбирая фразеологизму семантическую замену (головоломка, дармоед, рукоделие).


Учащийся дал три правильных ответа
3

Учащийся дал два правильных ответа
2

Учащийся дал один правильный ответ
1

Учащийся не приступал к выполнению задания или не дал ни одного правильного ответа.
0

5. Задание. Проверяется способность сравнивать прямое и переносное значение слова. Построение рассуждения. ( Человек, который не говорит прямо, обманывает)


Учащийся дал правильный ответ
3

Учащийся не приступал к выполнению задания или его рассуждения лишены логики.

0

6.Умение интерпретировать полученную информацию в соответствии с поставленной задачей. Перенос предметных результатов на решение жизненных задач, знание источников информации

Учащийся дал два правильных ответа на две части вопроса.
2

Учащийся дал ответ на одну часть вопроса.

1

Учащийся не нашел правильного ответа
Учащийся не приступал к выполнению задания

0
0

7.Умение интерпретировать полученную информацию в соответствии с поставленной задачей

Учащийся семантически правильно перефразировал предложение.
1

Учащийся не понял задание или ответил неправильно
Учащийся не приступал к выполнению задания

0
0

8. Способность пользоваться словарем для получения необходимой информации, знание источников информации.

Учащийся ответил правильно на обе части задания
2

Учащийся ответил правильно на одну часть задания
1

Учащийся не нашел правильного ответа
Учащийся не приступал к выполнению задания
0
0

9. Способность анализировать и синтезировать информацию в соответствии с поставленной задачей

Учащийся дал пять правильных ответа
1

Учащийся допустил ошибки при ответе
Учащийся не приступал к выполнению задания
0
0

10.Ценностное отношение к информации

Учащийся выбрал ответ №5
3

Учащийся выбрал ответ №1
2

Учащийся выбрал ответ №3
1

Учащийся выбрал ответ №2

0

Максимальное количество баллов -19
15-19 баллов –высокий уровень
10-15 баллов – средний уровень
6-9 баллов –низкий уровень
5 и менее пяти баллов- неприемлемый уровень


15