Диагностическая работа на определение уровня развития информационной компетенции младших школьников.
Диагностическая работа
На определения уровня информационной компетенции младших школьников, русский язык в 4 классе.
Знание об информации:
1. Тебе нужно узнать значение слова зычный. В каком из словарей ты будешь искать ответ:
-орфографическом
-фразеологическом
-толковом
-словаре архаизмов?
Подчеркни правильный ответ.
2. О чем должен рассказать ученик, который начал свое сочинение со слов:
«Красив лес в сентябре! Каких только красок здесь нет!»
Выбери наиболее полный ответ:
- об осени
-о лесе осенью
-о пестроте и яркости осеннего леса.
3. Какое из предложений соответствует схеме?
подлежащее сказуемое
Зима надоела.
Мы многое б дали.
Чтоб стали, как прежде,
Зеленые дали.
Действия с информацией
4. Замени одним словом:
Задача, загадка, которая заставляет задуматься, поломать голову
Человек, который не хочет работать, даром ест хлеб
Выполненное руками шитье_____________________________________
5.Объясни происхождение значения прилагательного лукавый (человек). Для рассуждений используй информацию из толкового словаря: «Лука -извилина, изгиб, крутой поворот. Лукавый- извилистый, кривой путь).
6. Назови фразеологизмы, в основе которых лежат данные жизненные ситуации:
Человек, который съел ягоды белены, теряет рассудок
_____________________________________________________________
Так говорят, когда человека очень хорошо знают, понимают его мысли, чувства, намерения
_____________________________________________________________
Выбери, в каком из словарей ты сможешь уточнить информацию?
-словаре антонимов
-толковом словаре
-словаре фрезеологизмов.
7. «По лесам гуляет осень». Как можно сказать по-другому о том же
самом?
___________________________________________________________________
8. Подбери антонимы к словам:
Талант-
Благо-
Разлука-
Старший-
Грубый-
Свобода –
По какому словарю ты сможешь себя проверить? Ответ напиши.
__________________________________________________
9. Кто в каком городе живет?
Пермяки-
Пензяки-
Костромичи-
Омичи-
Устюжане-
Ценностное отношение к информации
10. Как ты понимаешь пословицу «Грамоте учиться -всегда пригодится» Для чего, на твой взгляд, следует учиться грамоте:
1. Чтобы без ошибок писать диктанты
2. Чтобы всегда получать только пятерки
3. Чтобы быть лучшим учеником в классе
5. Чтобы быть образованным человеком
Критерии оценивания
Знание об информации
баллы
Задание 1. Проверяется готовность выбрать источник информации (словарь) в соответствии с учебной задачей.
Словарь архаизмов
3
Толковый словарь
1
Учащийся выбрал неправильный ответ
Учащийся не приступал к выполнению задания
0
0
Задание 2. Проверяется способность понимать и фиксировать информацию точно.
о пестроте и яркости осеннего леса
3
о лесе осенью
2
Об осени
1
Учащийся не приступал к выполнению задания
0
Задание 3. Проверяется умение извлекать информацию из схемы.
Зима надоела.
1
Учащийся не приступал к выполнению задания
Учащийся выбрал неправильный ответ
0
0
Действия с информацией
баллы
Проверяется способность анализировать, подбирая фразеологизму семантическую замену (головоломка, дармоед, рукоделие).
Учащийся дал три правильных ответа
3
Учащийся дал два правильных ответа
2
Учащийся дал один правильный ответ
1
Учащийся не приступал к выполнению задания или не дал ни одного правильного ответа.
0
5. Задание. Проверяется способность сравнивать прямое и переносное значение слова. Построение рассуждения. ( Человек, который не говорит прямо, обманывает)
Учащийся дал правильный ответ
3
Учащийся не приступал к выполнению задания или его рассуждения лишены логики.
0
6.Умение интерпретировать полученную информацию в соответствии с поставленной задачей. Перенос предметных результатов на решение жизненных задач, знание источников информации
Учащийся дал два правильных ответа на две части вопроса.
2
Учащийся дал ответ на одну часть вопроса.
1
Учащийся не нашел правильного ответа
Учащийся не приступал к выполнению задания
0
0
7.Умение интерпретировать полученную информацию в соответствии с поставленной задачей
Учащийся семантически правильно перефразировал предложение.
1
Учащийся не понял задание или ответил неправильно
Учащийся не приступал к выполнению задания
0
0
8. Способность пользоваться словарем для получения необходимой информации, знание источников информации.
Учащийся ответил правильно на обе части задания
2
Учащийся ответил правильно на одну часть задания
1
Учащийся не нашел правильного ответа
Учащийся не приступал к выполнению задания
0
0
9. Способность анализировать и синтезировать информацию в соответствии с поставленной задачей
Учащийся дал пять правильных ответа
1
Учащийся допустил ошибки при ответе
Учащийся не приступал к выполнению задания
0
0
10.Ценностное отношение к информации
Учащийся выбрал ответ №5
3
Учащийся выбрал ответ №1
2
Учащийся выбрал ответ №3
1
Учащийся выбрал ответ №2
0
Максимальное количество баллов -19
15-19 баллов –высокий уровень
10-15 баллов – средний уровень
6-9 баллов –низкий уровень
5 и менее пяти баллов- неприемлемый уровень
15