Формирование информационной компетенции у младших школьников


Формирование информационной компетенции у младших школьников.
«Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!»
( англ. писатель А́ртур Чарльз Кларк)
Готовясь к очередному уроку, каждый раз учитель задает себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?         Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают, значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - вот чему необходимо учить наших ребят. В современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.
Под компетенциями понимают совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у обучающегося формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.
Андрей Викторович Хуторско́й  (доктор педагогических наук ) выделил основные ключевые компетенции, в перечень которых входят: 1.ценностно-смысловая (это компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.) , 2.общекультурная (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека)  ; 3. учебно-познавательная (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор) , 4.информационная(способность результативно мыслить и работать с информацией) , 5.коммуникативная (способность общаться и взаимодействовать с людьми). , 6.социально-трудовая (выполнение роли гражданина, наблюдателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения ) , 7.личностная компетенция. (направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки).
Более подробно я расскажу об информационной компетентности.
Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.
Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.
Информационная компетентность характеризуется как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде.
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.
Информационные компетенции включают в себя: 
владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернетом;самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема;применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту.
Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.
Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления, т.к. именно в этой технологии представлены приемы, направленные на формирование информационных компетенций.
На примере урока русского языка.
Одним из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала является :1.Таблица “З-Х-У” (“Знаю – Хочу знать – Узнал”)
Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Цели ее применения:
1. Обучение умению определять уровень собственных знаний.
2. Пробуждение интереса к получению новой информации.
3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
Пошаговое описание метода.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики “Знаю”, “Хочу узнать”.
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу “Узнали”.
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – “источники информации”, “что осталось не раскрыто”.
На уроке обобщения знаний о глаголе используется интерпретация таблицы :  Знаю Умею Хочу узнать
1) Понятие о глаголе как часть речи.      
2) Глаголы и фразеологизмы.      
3) Изменение глаголов по числам.      
4) Понятие о временных формах глагола.      
5) Неопределенная форма глагола.      
6) Изменение глаголов по временам.      
7) Употребление и правописание частицы не.      
2.Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, “с высоты птичьего полёта”. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала.
Слово “кластер” происходит от английского cluster – гроздь, рой, скопление. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д. Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность.Важно и то, что построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в интернете, а также для определения основных направлений исследований учащихся, выбора тем учебных проектов.
Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. Эти факторы способствуют усвоению нового материала на уровне понимания и осмысления, развитию учебно-познавательной мотивации и активности (особенно у тех, кто плохо вписывается в систему традиционного, иллюстративно-объяснительного обучения). И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.
Возможности использования кластера:
​ При систематизации, повторении материала;
​ При работе с текстом;
​ При повторении в начале урока;
​ При введении в тему;
​ При сборе необходимого языкового материала;
​ При контроле;
Пример: Пользуясь кластером, расскажите о формах глаголов:
Пошаговое описание метода.
​ В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение).
​ Далее предлагаем учащимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.
​ По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).
​ Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.
Вышеописанная технология обучения на основе творческой переработки текста позволяет учить интересно, быстро, качественно и даёт учащимся чувство удовлетворения.

На примере урока окружающего мира.
1)При изучении темы « Земля в космосе», учащимся необходимо прибегнуть к различным источникам информации (Интернет, справочники, словари, энциклопедии и  т.д.), чтобы узнать о планетах солнечной системы – используется информационная компетенция.
2)Урок окружающего мира  по теме: «Органы чувств человека». Итогом этой темы должно быть выполнение творческого задания - составить памятку «Как сохранить здоровыми органы чувств». Учащиеся разбиваются на команды, каждая выбирает соответствующий орган чувств человека и результат - разработанную памятку представить классу.
Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки.
Вот такие правила могут предложить ребята одной из групп, составив памятку «Как сохранить зрение»:
• книгу надо держать на расстоянии 30см от глаз;
• телевизор можно смотреть не более 1 часа в день, располагаясь не ближе двух метров от экрана; 
• заниматься у компьютера нужно не более 30минут в день, делая зарядку для глаз,которую мы делаем в классе на уроках;
• нельзя читать лежа;
• есть больше ягод черники и морковь.
  Формировались такие компетенции, как:
коммуникативные – умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей;
информационные – для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги. Необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую нашли ученики.
Учебно-познавательные - само задание уже носит познавательный, творческий характер;
Социальные– надеемся, зная, что органы чувств человека нужно беречь, ученики поведут здоровый образ жизни, ответственнее будут относиться к своему здоровью.
На примере урока математики.
Тема: « Как быстро выучить таблицу умножения на 9?»
Давайте понаблюдаем, проведём эксперименты, найдём секреты лёгкого запоминания и расскажем всему классу.
Каждая группа исследует свой секрет и поделится с нами.
Учитель даёт задания группам:
1 группа получает книгу и ищет информацию, как запомнить таблицу умножения на 9.
2 группе учитель раздаёт стихи. Выберите, которые помогут быстро выучить таблицу умножения на 9.
3 группа получает таблицу умножения на 9. Ваша задача понаблюдать за ответами. Что интересного заметили?
Кому какой секрет понравился больше? Поможет он вам запомнить таблицу на 9?Также ученикам было предложены задания: «Найдите информацию о древнегреческом учёном Пифагоре». Кто он?
Для создания проблемной ситуации предлагает сравнить:
8-3+4=9 8-3+4=1
Из за чего получились разные ответы?Дети предлагают варианты, затем совместно с учителем формулируем правило. Интерес и радость открытия – вот те основные параметры, которые способствуют развитию критического и логического мышления, а также формируют информационные коммуникативные компетенции
 Таким образом, на данных этапах урока формировались учебно-познавательная, информационная компетенция, коммуникативная( работа в группах), социально-трудовая.
На примере урока литературного чтения.
​ Требования к результатам изучения этого предмета включают формирование всех видов ключевых компетенций.
На данном уроке применяются различные техники игрового обучения (карточки)., создаём проблемно-поисковые ситуации, беседы-дискуссии о прочитанном., элементы драматизации., на стадии рефлексии хорошо составить синквейн.Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций. 
Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?» Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы. 
Урок литературного чтения -это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения, которые и позволяют нам развивать ключевые компетенции учащихся. Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия.
Таким образом, формируя информационную компетентность учащихся начальной школы, учителя должны осуществлять развитие компетентности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе.
Литература
Лайма Спиргене “Возможность перемен: Что может сделать библиотека для развития критического мышления”. – “Библиотека в школе”, № 6–2001
Лайма Спиргене. Развитие критического мышления через чтение и письмо– “Библиотека в школе”, № 12–2001 и № 22–2001
Хуторской А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект “Стандарт общего образования”. — М., 2002.