Правописание слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме.








МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92
г. о. Тольятти
(МОУ начальная школа № 92)


Урок по русскому языку

Правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме.
(2 класс)

Провела:
учитель начальных классов
Зайнетдинова Р. Р.





г.о.Тольятти
Урок русского языка с использованием информационных технологий и технологии оценивания.

Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Цели:
1. Предметные:
- повторить позиции написания мягкого знака показателя мягкости, разделительного мягкого знака расширить знания учащихся по данной теме; закрепить умения детей в правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать умение слышать звучащее слова; повышать уровень самостоятельности и творческой активности учащихся; формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову.
2. Формировать УУД
Личностные: - мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные: - строить высказывания в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать аналогии.
Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: тетрадь, доска, компьютер, медиапроектор

Ход урока:


1. Орг. момент. Психологический настрой. 1 минута
- Добрый день, уважаемые гости! Мы приветствуем Вас на нашем уроке!
-Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение: ( слайд)
(заставка песни «От улыбки»)
На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Ребята, подарите улыбку мне, друг другу, нашим гостям. Улыбка может согреть других своим теплом и улучшить всем настроение, а хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
Спасибо, всем. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок. (слайд)
- Проверим готовность к уроку.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

2. Сообщение темы урока. Целеполагание. 2, 5 минуты
Учитель:
-Сегодня у нас необычный урок
На нём мы, ребята, подводим итог,
О многом интересном поговорим
И гостей во всё посвятим.

Учитель:
- А необычен он тем, что сегодня мы отправимся в гости к героям вашего любимого мультфильма. Отгадайте кто это.
Нарисована страна Милых кругленьких зверьков Из конца в конец она В тысячу кроличьих прыжков. (слайд)
(На экране появляются герои мультфильма «Смешарики».)
Учитель:  Совершенно верно это СМЕШАРИКИ. Давайте вспомним, как их зовут?
 
Ученик. Бараш, Лосяш, Нюша, Совунья, Крош, Пин.
 
Учитель. Ребята, герои мультфильма пригласили нас в гости в свою страну Смешариков и приготовили для нас испытания. Нам предстоит не только выполнить задания, но и будем учиться оценивать их. А поможет нам в этом алгоритм.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415- Я справился с заданием самостоятельно и без ошибок.

- Я справился с заданием самостоятельно, но допустил ошибки.

- Я справился с заданием с помощью учителя (ребят), допустил ошибки.

-А на какую тему будут эти задания определите сами. Послушайте, что нам говорит Бараш.
Мягкий знак, мягкий знак - Без него нельзя никак! Без него не написать "Тридцать", "двадцать", "десять", "пять". "Банька" в "банку" превратится. Вот что может получиться.
- О какой букве шла речь в загадке Бараша?
- А теперь послушайте Нюшу.
Перед Е, Ё, И, Ю, Я В корне я стою друзья. Воробьи, семья, жильё - Перед Я, Ю, И, Е, Ё.
-О какой букве говорила Нюша?
-Итак, кто сможет сказать какова тема урока?
-Совершенно правильно, путешествуя мы повторим правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме.
-Отправляясь в путешествие, нам необходимо поставить цели. Смешарики предлагают следующие цели.
Учитель:
- Принимаем эту цель?
3. Минутка чистописания. Актулизация знаний. 2 минуты
Учитель:
- Цели поставлены, добро пожаловать в страну Смешариков.
- И первый кто нас встречает это БАРАШ - тонкая поэтическая натура, который предлагает нам заняться каллиграфией, красивым правильным письмом.
Учитель:
А чтобы правильно, красиво Вы записали всё в тетрадь. Вам пальчики необходимо Как следует размять.

а) Пальчиковая гимнастика.
Шарик.
Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел - Стал он тонкий и худой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рыбки в озере купались-
В чистой, тепленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке /дети изображают движением рук рыбок/

Учитель:
- Откройте тетради, вспомним правила письма:
Дети (хором):
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

На 1 строчке
ть нь ль вь пь

- Рассмотрите 1 строчку.
-Что объединяет эти соединения?
Дети: В соединениях ь
Учитель:
-Когда пишется ь? ( пишется в конце и в середине слова после мягкой согласной )
- Для чего служит? (служит для смягчения.)

Учитель: Какое соединение. Запишите по одному разу.

На 2 строчке
тья нье льё вьи пью


- Рассмотрите вторую строчку.
-Что объединяет эти слоги?
Дети: В соединениях разделительный ь
Учитель:
-Когда пишется ь? (Пишется после мягких согласных перед йотированными гласными)
- Для чего служит? (служит для разделения согласного от гласного)

Учитель: Запишите по одному разу. Какое из соединений является словом?

- Молодцы, ребята. Бараш благодарит вас за работу и просит вас оценить себя по заданному алгоритму. (я писал соединения с ь и разделительным ь, я написал красиво и аккуратно свою работу я оцениванию на)
- Выставьте свою отметку в маршрутном листе.

Тренировочные упражнения. 1, 5 минуты
Учитель:
А) - Продолжаем наш путь. А следующая встреча с девочкой -принцессой, которая считает, что в каждой девушке должна быть загадка, а лучше тайна. Нюша, как и любая девочка любит заниматься цветами. Помогите Нюше собрать букеты, расставив необычные цветы со словами в нужную вазу.
- Для этого вставь в слова букву и соедини цветок с нужной вазой.
- Прошу выйти к доске. Остальные работают на местах.
(Две вазы в первой разделительный ь, во второй мягкий ь)
Один ученик у доски, дети работают самостоятельно
Объяснение учеником В этом слове я слышу звук [й] после согласного  [в] и перед гласным [у]. Значит, здесь орфограмма – разделительный ь знак. Пишу, обозначаю: завьюжило.









листья пальма
уменье горький
бельё дверь
Учитель: Ребята, а теперь проверьте себя, сверяя с образцом.
- Нюша благодарит вас за работу и просит вас оценить себя по заданному алгоритму.
- Выставьте свою отметку в маршрутном листе.

3 минуты
Б)Учитель: Продолжаем наше путешествие. А тропинка нас привела к домику самого веселого и жизнерадостного героя. Он весельчак, балагур и любитель шуток и загадок. Ну, конечно же это КРОШ.
Крош предлагает вам разгадать кроссворд. А чтобы вам было веселее предлагаю поработать в паре ( работа в паре)


П

Ш





Л

М

В


в
А
р
е
н
Ь
е


Т
Ы
Л

Ю



Ь
С
ь

Г



Е
Ь


а



Проверка.
- Заканчиваем работать. Проверим как вы выполнили задание КРОША.
Кроссворд


1

3









4


5

2































Женская одежда, верхняя часть которой, соответствующая кофте, и нижняя, соответствующая юбке, составляют одно целое.
Кто это?

Зимняя буря, погода со снегом, метель.

Кто это?

Сваренные плоды или ягоды.

- Еще раз посмотрите на алгоритм и оцените себя.
- Выставьте общую отметку в маршрутном листе.

Физминутка. 3 минуты
Учитель:
- Продолжаем наше путешествие. Но мне кажется вы немного устали. Чтобы наш организм мог продолжить работу, отдохнём немного и выполним вместе с ПИНОМ и БАРАШЕМ энергетическую гимнастику и гимнастику для глаз:
В)Учитель: 5-7 минут
- Отдохнули? Продолжаем путешествовать по стране СМЕШАРИКОВ. А встречает нас на пороге своего дома самый старший, умный и интеллигентный из СМЕШАРИКОВ. Кто же это может быть?..
- Вы правы это КАР КАРЫЧ.

Интеллигент...Талант! Умен... Всегда окажет помощь он. Но он способен и на шалость - Частичка детства в нем осталась...
Учитель:
- Вот и сегодня КАР КАРЫЧ решил немного пошалить. Из-за его шалости в предложениях исчезли слова. А исчезли они в упражнении 205 на с. 120 учебника.
- Откройте учебники на странице 120. Прочитайте задание.
- Итак, помогите восстановить предложения, вставляя слова с разделительным ь, которые подходят по смыслу.
(некоторое время работают самостоятельно)
Проверка.
- Какие предложения у вас получились?
- Запишите 2 любых составленных предложения. Выделите орфограмму разделительный ь.
- А теперь поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего соседа.
- Выставьте свою отметку в его маршрутном листе.

Г) - Продолжаем путешествовать по стране СМЕШАРИКОВ. А вот домик еще одного героя.
В этом доме много книжек, И планеты сей муляж, Называет его глобус Ну конечно же – Лосяш!
- Как вы знаете, Лосяш это забывчивый и рассеянный учёный. Он много читает, а потом увлечённо рассказывает своим друзьям о прочитанном.
- Вот что вам хочет рассказать ЛОСЯШ.

-У вас на столах лежат тексты.
- Прочитайте текст. Вставь, где нужно букву ь.
Внимание
1 вариант выписывает предложение с ь-показателем мягкости, 2 вариант-с разделительным ь.

Прошли метел _ и. Наступила весна. Март-первый месяц весны. Днем на солнце тают сосул_ки. Скоро потекут руч _и. Прилетят птицы с юга.

-Проверим как вы справились с заданием.
- Выставьте свою отметку в маршрутном листе.

5.Итог. Рефлексия.
- На этом наше путешествие заканчивается. Вернемся к началу урока и вспомним наши поставленные цели.
- Удалось ли вам достичь цели урока?
- Что вызвало затруднение? Что нужно сделать чтобы в следующий раз вам все удалось?
-Смешарики благодарят Вас за ваши ответы, за активность. Желают вам удачи и побольше заслуженных пятерок на уроках. А теперь каждый из вас нашему солнышку-настроению прикрепит лучик. У вас два лучика желтый и голубой.
На доске прикреплён круг от солнышка, у каждого лежат лучики жёлтого и голубого цветов.
Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне урок понравился, все удалось, у меня отличное настроение; голубого цвета- мне было трудно на уроке, с урока я ухожу в плохом настроении.
За работу на уроке получают отметки





разделительный ь

ь




15