Моя статья на темуИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.
А.А.Петрова, учитель начальных классов,
МКОУ МСОШ №1 имени генерал- майора Г.Ф.Тарасова,
с. Мокроусово.
Использование современных информационных технологий является одним из основных направлений информатизации образования. Это – путь повышения качества образования и выполнения целей развивающего обучения. Высшая цель образования, согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Применение ИКТ на уроках и во внеурочное время создает новые возможности для передачи и восприятия знаний, развития личности, улучшения информационной насыщенности урока. Сочетание прежних методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями обеспечивает высокую мотивацию, делает учебный процесс гибким. Большие возможности дают уроки с использованием презентаций, где широко применяются фотографии, видеофрагменты, звуковые эффекты и многое другое.
В начальной школе ИКТ использую на всех уроках, в частности, на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности в рамках кружка «Хочу всё знать». Применение ИКТ позволяет дать целостное представление об окружающем мире, развить чувство национальной гордости, любви к стране и своему краю. В сопровождение уроков входят фотографии, иллюстрации, презентации, занимательные задания, фрагменты фильмов, карты края, энциклопедические данные. Использование вышеуказанного материала помогает шире иллюстрировать изучаемую тему, тем самым, повышая эффективность урока. Дополнительный материал, данный в презентации, можно использовать в распечатанном виде на уроке и дома.
Уроки с применением ИКТ обеспечивают высокий темп урока и позволяют рационально организовать учебный процесс. Исчезает необходимость в изготовлении наглядности. Появляется возможность сбора краеведческого материала и разнообразное его использование.
Работая над темой по краеведению, я определила следующие этапы:
1. Анализ программы по окружающему миру, государственных стандартов (пояснительной записки, требований к знаниям и умениям обучающихся по предмету).
2. Сбор информации о своём селе (Мокроусово, Карпунино, д. Чесноково), о Курганской области.
3. Накопление дидактического материала происходит по следующим параметрам:
- составление алгоритма выполнения работы;
- рекомендации;
- изучение памятки-инструкции;
- план описания.
4. Создание мультимедийных презентаций по изучению родного края.
5. Участие детей в научно-практических конференциях муниципального уровня - «Мой первый доклад», учрежденческого уровня «Неделя науки в школе».
Для работы по краеведению на урокахи во внеурочное время я создала ряд мультимедийных презентаций по изучению родного края:
- «Русь. Россия. Россияне» (окружающий мир,1 класс);
- «Природа Курганской области» (окружающий мир, 1 класс);
- «Озёра Мокроусовского района» (окружающий мир, 2 класс);
- «Зауральская поэзия» (литературное чтение, 2 класс);
- «Путешествие по озёрам Мокроусовского района» (окружающий мир, 4 класс);
- «Наши любимые сказки» (литературное чтение, 1 класс);
- «Живопись художников села Мокроусово, д. Чесноково» (ИЗО, 3класс).
Наработки с применением ИКТ также можно использовать для изучения нового, повторения и закрепления пройденного материала и осуществления контроля.
Неотъемлемой частью краеведческого направления является исследовательская деятельность учащихся. Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем.
Основная цель исследовательской деятельности – реализация детьми своих способностей и потенциала личности. Проектно-исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных видов УУД, помогает сформировать у него учебную мотивацию.
Очень важно правильно выбрать тему исследования. Она должна быть интересной для учащегося. Материалов исследования обычно бывает недостаточно, здесь могут оказать помощь материалы музеев, воспоминания очевидцев, интернет источники.
При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Это могут быть темы, связанные с историей села, семьи. Итогом всей работы над проектом учащихся является его защита.
Мы начинали работу над проектами со 2 класса. За три года работы ученики моего класса приняли участие в осуществлении следующих проектов: Литературное чтение: «Устное народное творчество», «Сказки Пушкина»,Русский язык: «Родственные слова», «Словарные слова». «Антонимы».Окружающий мир: «Красная книга Курганской области», «Азбука дорожных знаков в моём селе», «Животные нашего края», «Моя семья», «Мир профессий». Мои ученики приняли участие в школьном Дне науки с такими проектами как «Школьные годы моей мамы» (исследования провёл Гилёв Андрей). В своём проекте Андрей рассказал историю детства мамы .Его заинтересовала часть истории, наполненная интересными и яркими событиями, впечатлениями, интересными встречами. Оно было тесно связано с детскими организацией советского времени. Его интерес к данной теме вызван многими причинами. Во-первых, октябрятами, пионерами, комсомольцами были его мама и бабушка, родственники, учителя, во вторых в нашем районном музее собран интереснейший материал об истории пионерской дружины и комсомольской организации школы. Андрей поставил перед собой цель – изучить историю советских детских и молодежных организаций на примерах из школьной жизни его мамы. Андрей начал свою работу с составления плана . Для этого мы определили,  какими  методами можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Список доступных методов:
·          подумать самостоятельно;
·         посмотреть книги;
·         спросить у других людей;
·         познакомиться с кино - и  телефильмами;
·         обратиться к компьютеру; Интернету;
·         понаблюдать;
Изучив и собрав нужную информацию, приступил к оформлению.
Проект «Школьные годы моей мамы» Гилёва Андрея был представлен на муниципальную краеведческую конференцию «Мой первый доклад», где он стал призёром.
Был отмечен почётной грамотой по школе очень интересный проект по краеведению «Летопись села Карпунино» (исследования Смольниковой Ксении). Ксения очень увлечена изучением истории. Выбирая тему проекта мы выяснили ,что о её малой родине очень мало информации.
Село Карпунино- это маленькая точка на карте страны, но история его- яркое отражение народа. Оно образовалось в 18 веке, примерно в 1752 году.
Об истории образования села информацию собирали по крупицам. Главными источниками стали старожилы села – люди ,которые знали исторические факты из рассказов своих родственников, архивных справок. В истории села множество белых пятен, это связано в первую очередь с отсутствием традиций и пренебрежением к прошлому. Начав эту работу для доклада, мы продолжим ее вне учебного плана. Думая о будущем, необходимо хорошо знать и помнить прошлое.
Закончила свой проект Ксения стихами пожилой женщины, которой уже нет с нами, Нины Тихоновны Кишеевой, которая выражала любовь к малой родине в творчестве.
Люблю тебя, моя деревня,
Люблю безумно край родной.
Не променяю я деревню
На знатный городок большой.
Люблю поля свои, просторы,
Люблю леса, люблю луга.
Но больше всех люблю деревню,
Она мне с детства дорога.
Н .Т.Кишеева В современном мире технологий результатом выполнения проектов может быть выпуск фильма, создание презентации, компьютерного альбома-альманаха, выставка работ.Закончив работу над проектом «Летопись села Карпунино» мы оставили альбом с мультимедийной презентацией в сельской библиотеке.
Главное для меня, как учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Они ходят с нами на экскурсии, присутствуют на наших отчётах и праздниках, помогают найти и оформить нужный материал, презентацию. Привлечение родителей учащихся способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, при создании проектов исследовательского характера: «Истории рождения семьи», «Историю моей малой родины».
Это является отражением стихов песни самодеятельного поэта:
Мокроусово, Мокроусово - край лесов и озер голубых.
Мокроусово, Мокроусово - нет прекрасней просторов твоих.
Таким образом, образовательный процесс в современных условиях немыслим без использования информационно-коммуникационных технологий. ИКТ играют важную роль для повышения качества обучения и воспитания в начальной школе.
Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении обеспечивает следующие эффекты: в рамках урока и во внеурочной деятельности открывается перспектива использования разнообразных методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение; энциклопедичность содержания, развивающее эрудицию пользователя в различных предметных областях.
Литература
1. Козлова Ю.В. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии: методическое пособие. – Москва, 2007. – 128с.2. Куликовских Ю.В. Организация и проведение исследовательской деятельности младших школьников по предмету окружающий мир. – Курган, 2005. – 46с.3. Краеведческая работа в начальных классах. Из опыта работы. – Москва, Просвещение, 1977. – 224с.4. Буковская Г.В.Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – Москва, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 192.