Конспект урока по технологии на тему Ткацкая мастерская. Оберег Божье око


Тема урока: Ткацкая мастерская. Оберег «Божье око».
Класс: 4 а
Учитель: Балаухина Т.А.
Цель: способствовать формированию представлений о культуре древних славян, изготовление куклы-оберега своими руками
Задачи:
1.Познакомить учащихся с историей оберега «Божье око».
2.Развивать творческую индивидуальность, любознательность, самостоятельность и аккуратность.    
3.Воспитывать уважение к народным традициям, умение работать в коллективе.
Оборудование: две палочки, пряжа разных цветов, ножницы, образцы готовых оберегов..Ход занятия
I. Организационный момент.
(проверка готовности к занятию)
II. Вступительная беседа.
Ребята, а кто из вас знает, что такое оберег? Как вы думаете? (ответы детей). Правильно оберег – это предмет для защиты. Оберег – оберегать, обладает способностью оберегать, спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве. Поэтому люди делали себе такие обереги сами.
Сообщение подготовленного ребёнка.
В славянской традиции  существует оберег «Божье око». В древней славянской культуре люди опасались сглаза, порчи, а особенно сглаза маленьких детишек. Чтобы избежать дурного глаза, над кроватью вешался этот самый оберег "око бога". Славяне верили, что яркий и привлекающий внимание оберег заберет на себя негативную энергию случайного взгляда зашедшего в помещение человека. "Божье око" оберегает и всех остальных жильцов дома от недоброго взгляда.
Делается этот оберег на основе равностороннего креста, основы праиконы. Такой крест - один из древнейших символов солнца. Именно крест, а не кружок с лучиками. Кружок с лучиками, как раз наоборот, считался у славян символом дождя.
Самое интересное, что подобные обереги от сглаза встречаются в различных культурах и даже называются одинаково 
Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.
Это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око.
III. Работа по теме занятия
Правила безопасной работы с ножницами.
Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
Перед работой проверь исправность инструмента.
Следи за движением лезвий во время работы.
Ножницы клади кольцами к себе.
Подавай ножницы кольцами вперёд.
Не оставляй ножницы открытыми.
Не играй с ножницами, не подноси их к лицу.
Используй ножницы по назначению.
IV.ФизминуткаV. Практическая работа
Для оберега нужно:
а) две палочки;
б) пряжа разных цветов;
в) палочки сложить вместе, по середине обвязать нитью, а затем расположить в форме креста. Закрепить и начать оплетать пряжей по кругу, оборачивая нитку вокруг каждой палочки;
г) потом привязать нить другого цвета и продолжать;
д) обратная сторона имеет такой вид, а лицевая – такойПри сотворении Божьего Ока необходимо руководствоваться прежде всего своим желанием, т.к. человек интуитивно чувствует, в какой поддержке он нуждается и оберег через усиление определённого цвета дает ему это.Белый – связан со светом, чистотой, истинойКрасный – огонь, солнце как небесный огонь, кровь (жизненная сила)Зелёный – жизнь, природа.Чёрный – земляЗолотой – солнцеСиний – цвет неба, воды.
1 шаг: Соедините крест на крест две палочки. Завяжите их в середине узлом. Для закрепления обмотайте по диагонали 5-6 раз, затем по другой диагонали. Палочки не должны шататься.

2 шаг: Начинаем плести по кругу. Нить всегда накладывается сверху, делаем полный оборот вокруг палочки. Нить перекидываем сверху на следующую палочку. В результате должен получиться квадрат. Его размер зависит от вашего желания.
3 шаг: Если вы желаете сменить цвет, то закрепите обрезанную с небольшим запасом нить одинарным узелком на палочке с которой начинали плетение. Теперь можно прикрепить другую нить (к этой же или другой палочке). Продолжаем движение по кругу ( по часовой стрелке), пряча все оставшиеся хвостики обрезанных нитей под оплетку.

4 шаг: Меняем цвета по желанию, пока не оплетем палочки до конца. На палочках можно перед работой сделать отметки карандашом, чтобы полоски одного цвета нитей были одинаковыми.

VI. Подведение итогов
Сегодня на занятии мы узнали с вами:
- историю оберега «Божье око»
- для чего нужен оберёг
- виды оберегов
VII. Выставка поделок
Ф.И.________________________________. Класс____________
Контрольная работа (тест) по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.
Вариант 1
А1 Укажите стихотворение Ф.И. Тютчева
1.»Ель рукавом мне тропинку завесила…»
2. «Учись у них- у дуба, у березы…»
3. «Неохотно и несмело…»
4. «Еще майская ночь»
А2 О чувствах лирического героя, который оказался один в лесу, рассказывается в стихотворении:
«Еще майская ночь»
« С поляны коршун поднялся…»«Листья»
.»Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А3 Какой художественный прием использован в строках?
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы
1.метафора
2.олицетворение
3.антитеза
4.сравнение
А4 В стихотворении «С поляны коршун поднялся…» поэт говорит о :1. быстротечности человеческой жизни
2. гармонии в природе
3. недосягаемости для человека желаемого идеала
4. беззащитности человека перед природой
А5  В стихотворении «Неохотно и несмело солнце смотрит…» описано явление природы. Какое?
метель 
рассвет     
гроза    
снегопад
А6  Какое чувство возникло у одинокого человека в лесу? (стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»)?
страх заблудиться       
восторг при виде леса       
тоска по родине
Б1 Из какого стихотворения эти строки? Запишите автора и название.
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Б2 Какова основная мысль стихотворения «Учись у них-у дуба, у березы..»
Б3 Кто из поэтов провел 22 года на дипломатической службе за границей?
Б4 Определите стихотворный размер.
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился…
Ф.И.________________________________. Класс____________
Контрольная работа (тест) по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.
Вариант 2
А1 Укажите стихотворение А.А. Фета
1. «Листья»
2. « С поляны коршун поднялся…»
3. «Еще майская ночь»
4. «Неохотно и несмело…»
А2 О грозе рассказывается в стихотворении:
1. «Неохотно и несмело…»
2. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
3. «Учись у них- у дуба, у березы…»
4. «Листья»
А3 Какой художественный прием использован в строках?
Ель рукавом мне тропинку завесила…
Эпитет
Метафора
Сравнение
Олицетворение
А4 В стихотворении « Учись у них- у дуба, у березы…» поэт призывает учиться у природы:
1.мужеству и стойкости
2. гармонии
3. умению жить недолго, но ярко
4. стремлению к свободе
А5 О каком времени говорится в стихотворении А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»?
зима         
весна         
лето         
Осень
А6 О чем говорит поэт в строке «Сладостен зов мне глашатая медного!»?
о гудке парохода         
о звуке охотничьего рога          
о звоне колокольчика
Б1 Из какого стихотворения эти строки? Запишите автора и название.
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим…
Летите, летите!
Мы с вами летим!...Б2 Какова основная мысль стихотворения «С поляны коршун поднялся…»
Б3 Кто из поэтов мог сменить фамилию?
Б4 Определите стихотворный размер.
Какая ночь! На всем такая нега!
Благодарю, родной полночный край!

Ключ к тесту:
Вариант 1:
А1.3
А2.4
А3.2
А4.3
А5. 3
А6. 1
Б1. А.А. Фет «Еще майская ночь»
Б2Б3. Ф.И. Тютчев
Б4. Ямб.
Вариант 2:
А1.3
А2.1
А3.4
А4.1
А5.1
А6. 3
Б1. Ф. И. Тютчев «Листья»
Б2.
Б3 . А.А. Фет
Б4. Ямб.