«Куклы из бабушкиного сундука »

Тема: «Куклы из бабушкиного сундука »
Цель занятия:
Формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
Задачи:  способствовать –

· воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

· бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;

· расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

· развитию эстетического и художественного вкуса;

· развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-  объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.
Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий. 
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно; 
- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на занятии; 
- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
-  работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и  инструменты),
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
Познавательные УУД
- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;
- Развивать творческие способности при работе;
Коммуникативные УУД
- уметь работать в группе,
- договариваться друг с другом,
- участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении,
- слушать и понимать других,
- аргументировать свое мнение.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.
Оборудование и материалы: 
1. Лоскуты разноцветной ткани круглой и квадратной формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см.
2. Лоскуток белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук.
3. Лоскуток треугольной формы для платка.
4. Кусочек ваты или другой  наполнитель.
5. Нитки.
6. Ножницы.
7. Мультимедиа.
9. Презентация кукол.
10. Иллюстрации народных кукол.
11. Сундучок с обереговыми куклами.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1






2
Организационный момент.




Мотивация и целеполагание.
Здравствуйте ребята.
Сегодня у нас необычное занятие.
Мы будем отвечать активно,
Хорошо себя вести, чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

- Дорогие девочки, приглашаю всех на новую встречу, где будем продолжать творить чудеса нашими руками. Ведь не зря гласит народная мудрость «Умелые руки .. не знают суки!» - Давайте возьмём эти слова за девиз сегодняшнего занятия. Согласны?

«Посмотрите, у нас в мастерской сундучок стоит,
Я уверена, много тайн он хранит,
К сундуку я сейчас пойду,
Может, что-нибудь в нём найду.
В сундучок я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть:
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.»

-Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идёт речь? (о кукле). Об этой игрушке нам расскажет .

- Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, он по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живет человек, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

А вот эта кукла мне знакома. (.. берет в руки современную куклу)
Таких кукол мы просим мам купить нам. Барби, Мокси, Монстр-Хай . но мне мама рассказывала, что раньше они играли другими куклами. Эти куклы отражали наши традиции, несли в себе тепло души того, кто их сделал. Сейчас в основном продаются куклы производства Китая, Кореи, Америки, изготовленные из экологически вредных материалов. Они отражают в себе лишь современную эпоху.

(мама).. Правильно Полина, куклы нашего детства были вот такими (показывает). Но такими они были не всегда. Самой распространённой игрушкой ваших прабабушек была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу своей дочке передаёт. Такая кукла жила в каждой семье, в иных домах их было до сотни. Дети делали их сами. Они начинали их «вертеть» лет с пяти.

- Девочки, зачем мы говорим о тряпичных куклах, попробуйте предположить, какова будет тема нашего занятия.
(Учащиеся высказывают свои предположения. Пытаются определить тему занятия.)
-Ваши предположения подтвердились, сегодня наша речь вновь пойдет не о простых куклах, а о куклах наших пробабушек! СЛАЙД 1.

..
А собрались мы для забавушки
Чтоб узнать, как жили наши прабабушки,
Как делали кукол ярких,
Да самим смастерить подарки.
- Я предлагаю вам продолжить знакомство с тряпичными куклами и стать юными мастерицами и открыть новые секреты кукол из бабушкиного сундука.

3
















4
















































5
Совместное исследование проблемы.














Актуализация опорных знаний.














































Практическая работа в группах.
- Посмотрите как много кукол и у каждой есть своя особенность, какая-то загадка и прелесть.

- На Руси каких только кукол не придумал народ. Каждая из них имеет собственную историю, свой обряд приготовления и определенное значение.
СЛАЙД 2.
- На прошлом занятии мы с вами говорили о куклах игровых и обрядовых, а сегодня узнаем еще об одной группе тряпичных кукол.
- Этим куклами приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

- Как вы думаете, как называли таких кукол?

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь благодаря людям, которые увлечены этим делом. Мы с вами тоже принимаем в этом участие. Народная кукла не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.
О том, какие куклы обереги делают современные мастерицы, нам расскажет Наталья Леонидовна.

- На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет».
Уже с 7–9 лет девчушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, - были куклы. Это были не просто игрушки, а куклы – обереги. Учила делать кукол своих дочерей мама.
Вот и мы с вами сегодня станем маленькими мастерицами и доделаем куклы обереги.
- Скажите, а в наше время кого мы считаем для себя оберегом?
В начале занятия я вам сказала, что занятие будет необычным. Догадались почему? Сегодня продолжат вас учить делать кукол не я, а ваши мамы. Работать мы продолжим в группах.
Но перед работой вспомним, с каким настроение нужно делать куклу?

Давайте с вами построим пирамиду добра. Для этого нужно совсем немного. Подумайте, чтобы вы доброе и хорошее пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выходит в круг, произносит свое доброе пожелание, вытягивает руку вперед и кладет ее сверху на мою ладонь.
После того, как все дети выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра из своих ладошек. Педагог тихонько раскачивает пирамиду рук со словами: «Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! » - подталкивает лежащие ладони детей вверх, рассыпая пирамиду добра.
СЛАЙД 3 Издавна на Руси люди в любом городе, деревне, семье, во время работы и после нее пели русские народные песни. Это тоже было традицией. Давайте и мы последуем этой традиции, вспомним песни, которые пели наши бабушки, тем самым поднимем нам настроение. (девочки исполняют русскую народную песню «Было у матушки 12 дочерей»)

СЛАЙД 4. Итак, первая группа у нас начала на прошлом занятии делать куклу «Колокольчик», группа 2 «Берегиню», третья группа мастерили «Крупеничку», на у 4 – «На удачу». Сядьте пожалуйста по группам.
Девочки, у нас сегодня приступит к работе еще одна группа – 5. Это будут наши гости. Поможет им в работе Наталья Леонидовна. Дорогие гости просим вас занять рабочее место.

- прежде приступить к в группе, давайте ещё раз повторим о правилах.
Уважай – не перебивай.
Слушай – запоминай.
Действуй – помогай.

- Наша кукла состоит из нескольких основных частей. Попробуйте их определить.
У нас с вами уже готово:
Тулово, голова, руки. Эти части куклы у нас с вами уже готовы. Нам осталось одеть куклу. Юбка и платок. У каждой группы своя кукла.
Давайте вспомним Правила ТБ при работе с ножницами.
Перед вами технологические карты, рассмотрите их.
Девочки работают совместно с мамами в группах.

6
Применение общего способа действия для решения частных задач.
- Попробуйте составить кластер под названием «Куклы», используя подсказки: игровые, обрядовые, обереги, Пеленашка, Барби, Братц, Многоручка, матрешка, Петрушка, Масленица, Крупеничка
Куклы

Игровые Обрядовые Обереги

Петрушка Барби Братц Масленица

Пеленашка Многоручка
СЛАЙД 5.
.
Будем знать теперь и мы:
Куклы тайнами полны
И дома оберегают,
И удачу зазывают.
Куклы в доме всем нужны
В них секреты старины!

8
Рефлексия.
- Девочки, у каждой из вас дома есть куклы. Все они красивые и очень вам нравятся, правда? А зачем же мы с вами сделали сегодня тряпочных кукол?
- А как вы думаете, эта тема будет интересна вашим друзьям, одноклассникам?
- Смогли бы вы провести теперь такой мастер-класс самостоятельно?
- Молодцы, вы прекрасные мастерицы.
- Народная мудрость гласит: «Твори добро и будь счастлив». Я хочу, чтобы каждый из вас был счастлив. И если сегодняшний день не прошел для вас даром, то буду счастлива и я. Спасибо всем за урок. СЛАЙД 6.










Домрачева Т.Н
Учитель начальных классов
Занятие кружка «Умелые руки»