Понятие «экология» перестает быть только частью биологии и становится понятием, характеризующим культуру современного человека. Статья познакомит вас с некоторыми математическими заданиями на экологическую тему.


ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ПРИРОДОЙТомникова Светлана Ивановна;
учитель математики.
«В задачах, которые ставит перед нами жизнь,
экзаменатором является сама природа» У. Сойер.
Понятие «экология» перестает быть только частью биологии и становится понятием, характеризующим культуру современного человека.
Экологическое воспитание – это формирование единства сознания и поведения, гармоничного с природой. Задачи экологического воспитания предполагают формирование:
интереса к познанию законов и явлений природы;
установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
убеждения в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы.
Экологическое воспитание имеет междисциплинарный характер (допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую), помогает понять нашу зависимость от окружающей среды. Свой вклад в решении вопросов экологии я вижу в том, чтобы привлечь внимание детей к тому, что происходит вокруг них.
На первый взгляд, математика является одним из предметов, который недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки переплетаются. Величайшим научным открытием всех времен следует считать осознание того, что законы природы можно записать с помощью математического кода. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Задача учителя – вводить экологический материал в содержание урока (возможность есть практически на всех уроках и ее необходимо использовать). Такие уроки интересны и способствуют формированию экологического сознания.
В литературе можно найти большое количество методических пособий для уроков математики. Я хочу познакомить вас с некоторыми математическими заданиями на экологическую тему, которые я использую в своей работе.
Математические раскраски - это комплексные задания, в которых необходимо выполнить математические действия, выбрать цвет для раскрашивания, который зависит от результата действий. В них изображаются как редкие, так и часто встречающиеся растения и животные. Ребята с ними могут работать как самостоятельно, так и в группах.
В учебниках математики много задач с экологическим содержанием, но учителю необходимо обратить внимание ребят на экологическую мораль, показать, что решение связано с реальными жизненными ситуациями. Например, при изучении темы «Умножение и деление натуральных чисел» предлагаю решить задачу: Один десятилетний тополь выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько надо посадить молодых тополей, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных десятилетних деревьев? Для усиления экологического аспекта задаю вопросы: С какой целью высаживаются деревья? Почему необходимо проводить посадку после вырубки деревьев?
Задание при изучении темы «Натуральные числа и нуль. Запись и чтение чисел». Напишите числами запись:«Больше всего деревьев — как отмечают ученые, около двух триллионов — произрастает в тропических и субтропических зонах планеты. В России растёт примерно двадцать процентов всех деревьев планеты (около шестисот сорока миллиардов). Исследователи подсчитали, что ежегодно на планете вырубается около пятнадцати миллиардов деревьев, а высаживается не более пяти миллиардов».
20кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 400кг макулатуры?
Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем, муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?
Для борьбы с вредителями садов приготовлен известково-серный раствор, содержащий 6 частей серы, негашеной извести 3 части и 50 частей воды. Сколько кг раствора получится, если серы взять на 68,4 кг больше, чем негашеной извести?
Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды? Сколько литров воды проходит через очистительные сооружения за час?
В квартире протекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?
Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?
За час летучая мышь может съесть 165 комаров. Сколько вредных насекомых она уничтожает за месяц?
Я предлагаю своим ученикам для решения текстовые задачи, содержание которых позволяет раскрыть вопросы о среде обитания, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств; заставляет обучающихся проникнуться проблемами экологии и не допускать в будущем ошибок, связанных с непродуманным, злостным разорением природы. После каждой задачи предлагаю обсудить ситуацию или прокомментировать своё мнение. В ходе дискуссии у обучающихся формируется экологическое сознание.
Знания, не прошедшие через эмоции, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения. Урок-исследование математической стороны одного из законов экологии не оставит равнодушным обучающихся. Закон внутреннего динамического равновесия помогает понять, что в случае незначительных вмешательств в естественную среду ее экосистемы способны восстанавливаться, но если эти вмешательства превышают определенные границы (которые человеку следует хорошо знать) и уже не могут «угаснуть» в цепи иерархии экосистем, они приводят к значительным нарушениям энерго- и биобаланса на значительных территориях и во всей биосфере. На уроке класс делится на исследовательские группы, каждая из которых изучает последствия определённого влияния человека на окружающую среду.
49917352326005-9525323215Например, водоемы загрязняются в основном в результате спуска в них сточных вод от промышленных предприятий и населенных пунктов. В результате изменяются физические свойства воды (повышается температура, уменьшается прозрачность, появляются окраска, привкусы, запахи); на поверхности водоема появляются плавающие вещества, а на дне образуется осадок; изменяется химический состав воды (увеличивается содержание органических и неорганических веществ, уменьшается содержание кислорода); появляются болезнетворные бактерии. Загрязненные водоемы становятся непригодными для питьевого, а часто и для технического водоснабжения; теряют рыбохозяйственное значение. За урок решаются задачи, где учащиеся узнают о предельно допустимом сбросе, о методах очистки сточных вод, о мерах и сроках восстановления свойств загрязнённых водоёмов.
Другой урок посвящен Красной книге Саратовской области. Учащиеся решают задания и узнают о растениях, занесенных в Красную книгу Саратовской области и причину занесения.
В процессе экологического воспитания навыки исследовательской, проектной деятельности способствуют формированию адекватных экологических и природоохранных представлений; мировоззренческих позиций в отношении к природе; стратегии практической деятельности, направленной на природные объекты; экологически целесообразных действий и поступков, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение.
Проектная деятельность–это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Обучающиеся 6 класса подготовили проекты в рамках участия в акции «Хранители ВОДЫ» по темам: «Бесконечна ли вода на Земле?», «Человек на 70% состоит из воды», «Кругом вода, а с питьём беда?».
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного отношения к окружающему миру. Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества школьников.
48628301431925Результатом использования экологического материала на своих уроках считаю активное отношение учащихся к защите среды обитания , рост их самостоятельных инициатив. Обучающимися бала организована акция «Живи, родник!». Изучив дополнительную литературу, каждый участник акции понимал, что родник сложное и очень хрупкое природное образование, любое неквалифицированное вмешательство может стать для него роковым. Ребята провели уборку прилежащей территории и исследование родника на реке Аткара.
Хорошей традицией стала забота о птицах в суровые зимние месяцы. Рациональное использование детьми бумаги (меньше мусора в кабинетах) и сбор макулатуры.
Использование заданий с экологическим содержанием преподавания курса математики в школе предоставляет возможность:
воспитания у учащихся экологической культуры;
создания в их сознании целостной картины мира;
выявление связи между математическими понятиями и окружающей реальностью;
повышения интереса к предмету математики.
Мир, окружающий человека, хранит много загадок и интересных моментов. Законы природы постижимы для человеческого разума, и математика является одним из ключей к их познанию.
Литература:
Детская энциклопедия «Я познаю мир: экология» - М. «Астрель», 2003.
Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. – № 3.
Шаронова Е.Г. Определение феномена «социально-экологическое» в педагогической теории // «Вестник Челябинского государственного педагогического университета» № 9, 2010.
Суравегина И.Т. Система экологического образования в школе: Концепция и модель// Экология, культура, образование: материалы научно-практич. конф. М., 1989.
Ферб П. Популярная экология. М., Мир. - 1971.
Чижевский А. Е. Экология у нас дома. // НШ. - 1998. №6.
Чистякова Л. А.Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. -,1998.
http://pandia.ru/text/78/097/12075.phphttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8Fhttp://5fan.ru/wievjob.php?id=8001