Конспект урока алгебры по теме Решение задач из модуля Реальная математика

Решение задач из модуля "Реальная математика".

Цели:
образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся; усиление практической направленности изученных тем математики, проверка общих знаний, умений и навыков;
развивающие: формирование способности анализировать, обобщать;
воспитательные: воспитывать культуру общения, развитие внимания, аккуратности при выполнении заданий, самоконтроля.
Задачи урока:
обобщить изученный по теме материал;
систематизировать, расширить и углубить знания и умения применять различные способы решения задач на проценты;
формировать умения применять полученные математические знания на практике;бережное отношение к энергоресурсам;
развивать познавательную активность, творческие способности.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: компьютер, проектор, Презентация по теме “Задачи реальной математики”, карточки-задания, приложения.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация урока
Учитель: (Слайд 2) В своей семье вы наверняка слышали о понятии «семейный бюджет». Из чего же он состоит? Расходы каждой семьи можно представить в виде диаграммы. Перед вами пример статей расходов, доля которых для каждой семьи может быть разной –для одних большая доля дохода тратится на питание и коммунальные услуги, у других - на иные статьи расходов. (Слайд 3)
Стоимость услуг ЖКХ постоянно растет, а зарплаты родителей, к сожалению, не всегда за ней поспевают. Как сократить эту статью расходов семейного бюджета? Сегодня на уроке мы будем искать ответы на этот вопрос, решая задачи из раздела « “Реальная математика” ОГЭ.

II. Проверка опорных знаний учащихся
Процент – это 1/100 часть от целого.
Процент от числа находится действием .
Число по его проценту находится действием .
Чтобы найти, сколько процентов одно число составляет от другого, надо найти отношение этих чисел и результат умножить на 100%.
1. Представьте в виде десятичной дроби (:100): на доске
65% =    0,65
7%  =   0,07
2. Выразите в % десятичные дроби (х100):
0,04 = 4%
0,035 = 35%
3. Выразите % в обыкновенных дробях
50% = 50/100 = 1/2
10% = 10/100 = 1/10
Далее задания из презентации.
III. Решение задач
(Слайд 4)№1. Расходы на оплату коммунальных услуг составляют 6,3% семейного бюджета. Выразите эту часть бюджета десятичной дробью.
(Слайд 5)№2. На круговой диаграмме представлены результаты опроса на тему "Ваш семейный бюджет", проведенного среди 200 жителей города Q. Голубым цветом обозначена часть жителей, у которых большая часть средств расходуется на питание; оранжевым – на покупки; желтым – на транспорт; зеленым – на отдых; фиолетовым – на квартиру.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Отметьте ВСЕ верные утверждения.
1. Доля опрошенных,расходующих большую часть бюджета на отдых меньше, чем доля любителей покушать.
 2.Из числа опрошенных жителей более 55 тратят больше всего на транспорт.
 3.Количество любителей делать покупки меньше, чем количество человек, тратящих большую часть доходов на квартиру.
4.Более ста жителей больше всего средств тратят на питание, транспорт и квартиру. (Ответ:14)
(Слайд 6)3. Перед вами диаграмма, отражающая статьи расходов на коммунальные услуги. Какую примерно часть расходов составляет электроэнергия? (Ответ: примерно четверть)
Учитель: Четверть – это немало. Из чего же складываются расходы на электроэнергию? (Слайд 7) (обсуждение )
(Слайд 8) Основные электроприборы и их расход.
(Слайд 9) Одна из целей экономии – возможное введение социальной нормы потребления электроэнергии, которая уже опробируется в отдельных регионах.
№4. Глядя на диаграмму, скажите, пропорционально ли увеличение количества зарегистрированных человек в доме увеличению кВт*ч ?
(Ответ:нет).
(Слайд 10) №5. На графике изображена зависимость потребления электроэнергии (в процентах) от высоты времени суток (в часах). В течение скольких часов потребление электроэнергии составляло 100%? На сколько процентов потребление в 8 часов утра было больше потребления в 16 часов?(Ответ:1; 60)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(Слайд 11) №6. На графике изображена зависимость среднемесячного потребления электроэнергии (в кВт*ч) от времени года (в месяцах). В каком месяце потребление электроэнергии составляло 200 кВт*ч? В каком месяце оно было максимальным?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(Слайд 12) №7.В таблице представлены тарифы на электроэнергию в городе и селе до подорожания (январь-июнь) и после (июль-декабрь). Вычислите на сколько рублей и процентов произошел рост тарифов на электроэнергию в июле 2015 г. (1 вариант – в городе, 2 вариант – в селе). Ответ запишите через точку с запятой, проценты округлите до целого числа. (Ответ:1 вар. 0,28; 9.
2 вар. 0,2; 9)
Услуга
Ед. изм.
Тариф на 2015 г.,руб.
Рост тарифа с 1 июля 2015 г.



Январь-июнь
Июль-декабрь
Руб.
%

Электро-энергия с газ. пл.
(город)
кВт*ч
3,07
3,35
 
 

Электро-энергия с газ. пл.
(село)
кВт*ч
2,15
2,35
 
 


Учитель: (Слайд 13) Как же уменьшить расходы семьи на электроэнергию?
IV.Выступления обучающихся
(Слайд 14) 1. Энергосберегающие лампы (достоинства, недостатки).
(Слайд 15-16) 2. Виды счетчиков. Выбор оптимального.
VI. Итог урока
Учитель: С помощью чего можно реально экономить электроэнергию?
(Слайд 17) Выводы обучающихся:
-энергосберегающие лампы;
- выбор счетчика;
- выбор техники с низким классом энергопотребления;
-отключение приборов от сети.

Учитель: На следующих уроках мы поговорим о том, как можно сократить расходы на газ и воду.
VII. Домашнее задание.
Посчитать расходы вашей семьи на освещение квартиры за месяц, за год (в кВт*ч, в рублях).
2*. Посчитать экономию за месяц, за год после выключения электроприборов из сети (в кВт*ч, в рублях).
Список литературы
Лысенко Ф.Ф, Математика. ГИА 9. Тренажер по новому плану экзамена [Текст] /Лысенко Ф.Ф., Тренажер по новому плану экзамена. Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014. – 160 с.
Ковалева Г.И., Тесты для текущего и обобщающего контроля. Геометрия 7-9 классы/ [Текст]: Геометрия 7-9 класс. / Г.И. Ковалева. - М: Волгоград, 2008. – 175 с.
Электронные образовательные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30, свободный.
Уроки математики [Электронный ресурс]: автор проекта Жабровский Игорь Вячеславович, - Режим