Рабочая программа внеурочной деятельности Я — гражданин России 1-4 классы

МБОУ СОШ-детский сад «Малышок» с.Чал-Кежиг



Рассмотрено на Согласовано: Утверждено:
заседании МО зам.директора по УВР директор МБОУ СОШ-
Протокол № 1 ______ Оюн А.Ч. детский сад «Малышок» с.Чал-Кежиг
от 30.08.2014 года 30 августа 2014 г. _________ Хунажык Х.В.
30 августа 2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Я – гражданин России
1-4 классы














Учитель: Оюн А.Ч.





СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка..3
2. Содержание программы...12
4. Учебно-тематический план..17
5. Список литературы...25























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеурочной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка, а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Беседы
Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
Классный час
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в селе, районе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)

Место проведения: школа, семья

Программа “Я – гражданин России” используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».




Система контроля и оценки достижения
планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
Изучение самооценки личности младшего школьника;
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
Проектная методика «Автопортрет»;
Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
Социометрия;
Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);


Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».












СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12, практических -21

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени.
История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -10, практических -24

1.“Я и я”(3ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(4ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость.
Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Золотые бабушкины руки. Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка.
Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсии в вернисаж, библиотеку.
4.“Я и школа”(5ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Наша школа в будущем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант.
5.“Я и мое Отечество”(10ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Село, в котором я живу. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История Отечества. Путешествие по стране.
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Вам, защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(7ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Сад на окошке.
Животные из Красной книги.
Чем живет планета Земля?
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков.

4 класс «Я – гражданин России» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -12, практических -22

1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Письмо самому себе. Правила жизни. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья”(3ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Панорама добрых дел.
Моя семья. Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини – проект.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Как встречают Новый год в разных странах.
4.“Я и школа”(7ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика.
5.“Я и мое Отечество”(7ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Наше право и наш интерес.
Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Мы – россияне.
Герои Великой Отечественной войны.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(7ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Растения из Красной книги.
Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
























УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
Тема по программе. Тема и номер урока.
Всего
Теория
Прак-
тика

1. Праздник первого звонка.
1

1

2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе.
1
1


3. Моя семья – моя радость.
1
1


4. Правила поведения в школе. Урок – игра.
1

1

5. Экскурсия по школьному саду.
1
1


6. Я, ты, мы. Игра.
1

1

7. Кто что любит делать. Конкурс викторина.
1

1

8. Мисс Осени.
1

1

9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.
1

1

10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?
1
1


11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков.
1

1

12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.
1
1


13. История моего села. Экскурсия в музей
1
1


14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.
1
1


15. Законы жизни в классе. Урок – игра.
1

1

16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия.
1
1


17. Фотографии из семейного альбома..
1

1

18. Школа вежливости. Беседа.
1
1


19. Маленькая страна. Экологическая акция.
1

1

20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.
1

1

21. Они защищают Родину. Конкурс стихов.
1

1

22. Загляните в мамины глаза. Праздник.
1

1

23. Встречаем Масленицу.
1

1

24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.
1

1


25. Слушаем сказки моей бабушки.
1
1


26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина.
1

1

27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.
1

1

28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу.
1
1


29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка.
1

1

30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.
1
1


31. Десант чистоты и порядка.
1

1

32. Самый красивый школьный двор. Акция.
1

1

33. С чего начинается Родина? КВН
1

1






















2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч
Тема по программе. Тема и номер урока.
Всего
Теория
Прак-
тика

1. Урок Мира.
1
1


2. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
1
1


3. Обязанности ученика в школе. Беседа.
1
1


4. Осень в родном селе.
1

1

5. Подумай о других. Беседа с элементами игры.
1
1


6. Я – ученик. Беседа с творческим заданием.
1
1


7. Родной край в древности. Экскурсия в музей.
1
1


8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.
1
1


9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.
1

1

10. Мой портфель. Игра – экспромт.
1

1

11. Моя любимая мамочка.
1

1

12. Школьная символика (гимн, герб, флаг)
1
1


13. Мой любимый город. Беседа.
1
1


14. Наш город. Конкурс визиток.
1

1

15. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.
1


1

16. Самый уютный класс. Конкурс.
1

1

17. Экология нашего города. Беседа.
1
1


18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.
1

1

19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.
1
1


20. Мы и наши права. Урок – игра.
1

1

21. Игры на развитие произвольных процессов.
1

1

22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.
1

1

23. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.
1

1

24. По каким правилам мы живем в школе? Игра.
1

1

25-26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.
2

2

27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.
1

1

28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.
1

1

29. День птиц. Выставка рисунков.
1

1

30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.
1
1



31. Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.
1
1


32. Открытка ветерану. Акция.
1

1

33. Десант чистоты и порядка.
1

1

34. Знай и люби свой край. Викторина.
1

1























3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч

Тема по программе. Тема и номер урока.
Всего
Теория
Прак-
тика

1. Знакомства с символами Российского государства.
1
1


2. Мой класс – моя семья. Беседа.
1
1


3. Ты и твои друзья. Игра.
1

1

4. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала.
1

1

5. Каков я в школе? Анкетирование.
1

1

6. Животные из Красной книги.
1
1


7.Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен под караоке.
1

1

8. Мои любимые книги. Выставка книг.
1

1

9. Мы все такие разные. Конкурс рисунков.
1

1

10. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов.
1

1

11. Село, в котором я живу. Конкурс рисунков.
1

1

12. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.
1
1


13. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием.
1
1


14. Новогодние зарисовки. Конкурс газет.
1

1

15. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие.
1

1

16. Новогодняя сказка. Праздник.
1

1

17. Чем живет планета Земля? Игра
1

1

18. Мастерская по изготовлению сувениров.
1

1

19. Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж.
1

1

20. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.
1

1

21. Народный лечебник. Бабушкины советы.
1
1


22. Быть человеком. Дискуссия.
1
1


23. Дорогая моя столица. Заочное путешествие.
1

1

24. Спешите творить добро! Ситуативный практикум.
1

1

25. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.
1
1


26. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений.
1

1

27. День птиц. Викторина.
1

1

28. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов.
1

1

29. Дети войны. Литературное чтение.
1
1


30. Вам, защитники Отечества! Акция.
1

1

31. Флаги России. Беседа с творческим заданием
1
1


32. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
1

1

33. Сад на окошке. Акция.
1

1

34. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра.
1

1


















4 класс «Я – гражданин России» - 34ч

Тема по программе. Тема и номер урока.
Всего
Теория
Прак-
тика

1. Поговорим о толерантности.
1
1


2. Символы нашего края.
1
1


3. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала.
1

1

4. Моя семья. Мини – проект.
1

1

5. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов.
1

1

6. Десант чистоты и порядка.
1

1

7. Я и мой класс. Конкурс рисунков.
1



1

8. Правила жизни. Беседа с элементами игры.
1
1


9. Тест «Познай себя».
1

1

10. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо.
1

1

11. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
1

1



12. День пожилого человека. Акция «Доброта души».
1

1

13. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина.
1

1



14. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
1

1

15. Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие.
1

1

16. Растения из Красной книги.
1
1


17. Самое сильное звено. Игровая программа.
1

1

18. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.
1

1

19. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием.
1
1


20. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение.
1

1

21. Природа в поэзии. Конкурс стихов.
1

1

22. Мой лучший школьный друг. Письмо другу.
1

1

23. Герои России. Сообщения учащихся.
1
1


24. Образ русской женщины. Беседа – диалог.
1
1


25. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут.
1

1

26. Семь чудес света.
1
1


27. Геральдика – наука о гербах. Беседа.
1
1


28. Берегите природу. Конкурс экологических сказок.
1

1

29.Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества.
1

1

30. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества.
1

1



31. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа.
1

1

32. Школьный двор. Защита проекта.
1

1

33. Школьный двор. Акция.
1

1

34. Я – гражданин России. Игра – викторина.
1

1































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715








15