Рабочая программа по внеурочной деятельности Я- гражданин России -2 класс.


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36

«Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ № 36
Приказ от __________2015 №______
________ Сирота Л.И.
Подпись директора
МП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Я – Гражданин России»
(указать внеурочный курс)
Уровень общего образования(класс)
________начальное общее образование 2 класс_______________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов__34 часов_
Учитель ___Борцова Ольга Ивановна____________________________________
(ФИО)
Программа разработана на основе
-авторской программы «Я - гражданин России» С.В. Сабиной.


(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – Гражданин России» для 2 класса разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 классы), (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Основной общеобразовательной программы начального общего образования/ основного общего образования/ среднего общего образования на 2015-2016 учебный год, (Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации)- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию ( письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»)
- Примерной общеобразовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год);
- Авторской программы по внеурочной деятельности «Я - гражданин России» С.В. Сабиной.
Цели реализации программы:
 - формирование гражданско-патриотического сознания
-формирование нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека
- формирование историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников
Задачами реализации данного курса являются:
-содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
-обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали
и нравственности;
-создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
      Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».
Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом. «Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы»
           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  
           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
3 . Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 34 занятия для обучающихся 2 класса по 1ч. в неделю.

4 . Содержание курса внеурочной деятельности

5. Результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
-формирование уважение к членам семьи;
-воспитание семьянина, любящего своих родителей;
-формирование у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери,
сына, мужа, жены.
Метапредметные результаты
- формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу,
стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию
атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитание сознательное отношение к учебе, развитие познавательной
активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору
профессии;
Предметные результаты
- воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;
- вырабатывание потребности учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитание сознательной готовности выполнять Устав школы
6 .Тематическое планирование
Раздел программы Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности ученика УУД
Я и я 4 встреча с одноклассниками, учителем, школой, учебниками и т.д.
знакомство с символикой Ростовской области, знакомство справилами поведения в школе,
наблюдение за природой и деление мнениями об увиденном. знать символику родного края-Ростовской области, уметь себя правильно вести себя в школе
Я и семья 5 беседа с элементами игры.
знакомство с правами  и обязанностями детей.
знакомство с правилами счастливого человека
написание сочинений
знать свои права и обязанности в семье
Я и культура 4 наблюдение за самим собой
экскурсия в музей
обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо»,
рассказ о своей маме,
выставка рисунков.
уметь себя вести в общественных местах, уметь отличать хороший поступок от плохого
Я и школа 6 конкурс рисунков, стихотворений на тему  «Школа» знать историю своей школы и её традиции
Я и мое Отечество 9 выяснение  истории  города Таганрога, выполнить коллаж « Мой город»;
изучение истории города, составление  визитки «Наш  город»,
исследование истории улиц города,
экскурсия в природу.
выявление экологических проблем нашего города,
вывешивание кормушек.
рассказ о своих домашних питомцах
знакомство с народными играми,
создание фотоколлажа.
анализ примеров использования человеком богатств природы. уметь найти сведения о своём городе, уметь составлять визитки, используя достопримечательности Таганрога
Я и планета 6 чтение стихотворений о ВОВ,
рассказ о своей Родине,  чтение стихов, пение песен.
уметь рассказывать о своей родине, планете; выделять основные исторические моменты страны.

7.Календарно –тематическое планирование
№п/п Дата Тема Кол-во часов Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты освоения материала Виды контроля
Я и я 4 встреча с одноклассниками, учителем, школой, учебниками и т.д.
знакомство с символикой Ростовской области, знакомство справилами поведения в школе,
наблюдение за природой и деление мнениями об увиденном. знать символику родного края-Ростовской области, уметь себя правильно вести себя в школе 1 09 Праздник первого звонка. 1 2 05.09 Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг Ростовской обл.). 1 тест
3 12.09 Я – ученик. Беседа с творческим заданием. 1 4 19.09  Осень в родном городе. Фотоконкурс.   1  Я и семья 5 беседа с элементами игры.
знакомство с правами  и обязанностями детей.
знакомство с правилами счастливого человека
написание сочинений
знать свои права и обязанности в семье
5 26.09  Я помощник в своей семье. 1 6 03.10  Мы и наши права. Урок – игра. 1 7 10.10 Психологический практикум «Правила счастливого человека» 1 тест
8 17.10 Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. 1 9 24.10  Мама, папа, я – дружная семья. 1 Я и культура 4 наблюдение за самим собой
экскурсия в музей
обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо»,
рассказ о своей маме,
выставка рисунков.
уметь себя вести в общественных местах, уметь отличать хороший поступок от плохого 10 27.10  Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. 1 11 29.10 Я люблю свою школу. 1 12 31.10  Мой портфель. 1 13 07.11 Моя любимая мамочка. Презентация. 1 Я и школа 6 конкурс рисунков, стихотворений на тему  «Школа»
знать историю своей школы и её традиции
14 14.11 Я люблю свою школу. 1 15 21.11  Мой портфель. 1 16 28.11  Школьная символика (гимн, герб, флаг) 1 тест
17 05.12  Мой любимый город.  Беседа. 1 18 12.12.  Наш город. Конкурс визиток. 1 19 19.12 Что я знаю о своей школе? 1 Я и мое Отечество 9 выяснение  истории  города Таганрога, выполнить коллаж « Мой город»;
изучение истории города, составление  визитки «Наш  город»,
исследование истории улиц города,
экскурсия в природу.
выявление экологических проблем нашего города,
вывешивание кормушек.
рассказ о своих домашних питомцах
знакомство с народными играми,
создание фотоколлажа.
анализ примеров использования человеком богатств природы. уметь найти сведения о своём городе, уметь составлять визитки, используя достопримечательности Таганрога
20 26.12  О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков. 1 21 09.01 «Зимушка- зима». 1 22 16.01 Экология нашего города. Беседа.   1 23 23.01  День добрых волшебников. 1 24 30.01 Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. 1 25 06.02  Широкая Масленица. Игра. 1 27 13.02 Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. 1 28 20.02  День птиц. Выставка рисунков. 1  Я и планета 6 чтение стихотворений о ВОВ,
рассказ о своей Родине,  чтение стихов, пение песен.
уметь рассказывать о своей родине, планете; выделять основные исторические моменты страны.
29 27.02  След Великой Отечественной войны в жизни родного края. 1 тест
30 05.03  Герои ВОВ– наши земляки. 1 31 12.03 Открытка ветерану. 1 32 19.03 Десант чистоты и порядка. 1 33 26.03 Знай и люби свой край. 
Викторина. 1 34 02.04 Десант чистоты и порядка. 1 8. Учебно –методическое и материально –техническое обеспечение внеурочной деятельности
№ Название Авторы
8.1Учебно- методическое пособие
1 «Я - гражданин России С.В. Сабиной.
2
9Дополнения и изменения в Рабочей программе
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания
методического совета
МОБУ СОШ № 36
от __________20______года № ___
_________ ______________
подпись расшифровка подписи
руководителя МС СОГЛАСОВАНО:
Заместитель
директора по УВР
____________ ________________
подпись расшифровка подписи
___ ___________20____года