Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Я — ГРАЖДАНИН РОССИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7» города Кирова




Утверждаю
Директор: А.Н.Лыскова.
______________________
Приказ № 1
от «28» августа 2015 года





Принято на педагогическом совете
Протокол № 1
от «28» августа 2015 года
Рекомендовано в качестве
рабочей программы по изучению внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления




Рассмотрено на заседании
методического объединения учителей начальной школы
«28» августа 2015 года
Протокол № 1
Руководитель МО:
Н.В. Катаргина

________________





Рабочая программа

по внеурочной деятельности
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
1 класс (33 часа) – базовый уровень


Составитель:
__Васильева Лариса Николаевна______ , учитель начальных классов
(фамилия, имя, отчество)





Киров
2015 год
Пояснительная записка
Программа «Я – гражданин России» реализует духовно-нравственное (духовно-нравственное и гражданско-патриотическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Интегрированный курс носит ознакомительный характер и является первой ступенькой на пути обучения школьников демократическим ценностям и правам человека на основе Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах.
Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. Само знакомство с этими основополагающими документами предусматривается только в конце 1 -го года обучения.
В следующих классах происходит более детальное изучение текста Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.
Возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т. п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.
Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.
Занятия кружка в начальной школе строятся на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой.
Целью курса «Я гражданин России» является расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине, с дополнением знаний по истории о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии с опорой на уроки и опыт прошлого.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я моя страна мой мир».
Задачи:
- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;
- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности;
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России;
уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины;
- начальные представления о традиционных для российского общества моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с традиционными нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям народов России;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательной организации, бережное отношение к ним.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
3. Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, на 4 года обучения. На реализацию внеурочного занятия «Я познаю мир» в 1 классе отводится 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах отводится по 34 ч в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания внеурочной деятельности должны отражать:
получение ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
формирование первоначальных нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, школе, одноклассникам;
формирование элементарных представлений о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;
получение представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация;
формирование интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательная организация;
формирование уважительного отношения к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
получение первоначальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
формирование первоначальных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
формирование уважительного отношения к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.
получение первоначальных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, нравственный выбор, достоинство, любовь и др.);
формирование первоначальных представлений о значении религиозной культуры в жизни человека и общества, связи религиозных культур народов России и российской гражданской (светской) этики, свободе совести и вероисповедания, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
получение первоначальных представлений о духовных ценностях народов России;
формирование уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
знание и выполнение правил поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
формирование уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
формирование бережного, гуманного отношения ко всему живому;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
формирование отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» обеспечивает достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны;
- приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Содержание внеурочной деятельности
1 класс
Кто Я? Какие мы? (3 ч) Занятия тренингового характера «Мы такие разные», «Вот какой я!», «Мы все равны».
О человеческом счастье... (5 ч) Игровое занятие «Из чего складывается счастье?» (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.) Счастье в семье. Ролевые игры: Забота о детях и детей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия. Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав других. Уважение
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (4 ч) Анализ литературных произведений (Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?», рассказы В. Осеевой) Положительные и отрицательные герои сказок. Инсценировки и ролевые игры.
А нужны ли правила? (5 ч) Что такое правила? Правила игры. Правила дорожного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила общения. Правила поведения в школе. Составление собственных правил.
Царство Закон (5 ч) Игра «Остров туземцев». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими учащимися. Коллективное сочинение истории «В царстве Закона».
Царство Беззаконие (5 ч) Анализ литературных произведений (Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои-«освободители», которые навели порядок. Чуковский К. «Бармалей»). Просмотр тематических мультфильмов. Игра «День без правил», «Рынок». Беседа со школьным инспектором (Органы, состоящие на защите прав граждан).
Закон Для нас. Закон внутри нас (4 ч) Знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Встреча со школьным инспектором. Просмотр и обсуждение тематических мультфильмов.
Что мы знаем о правах человека? (2 ч) Культура поведения. Викторина по правам человека. Занятие-игра с приглашением родителей.
2 класс
Царство Закон (2 ч) Игра «Остров туземцев». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими учащимися. Коллективное сочинение истории «В царстве Закона».
Царство Беззаконие (2 ч) Анализ литературных произведений (Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои-«освободители», которые навели порядок. Чуковский К. «Бармалей»). Просмотр тематических мультфильмов. Игра «День без правил», «Рынок». Беседа со школьным инспектором (Органы, состоящие на защите прав граждан).
Закон Для нас. Закон внутри нас (3ч) Знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Встреча со школьным инспектором. Просмотр и обсуждение тематических мультфильмов.
Всеобщая декларация прав человека (10ч)
Всеобщая декларация прав человека – что это? Беседа. Встреча с работником школьной библиотеки.
Чем каждый человек отличается от других людей? (игры – тренинги и ролевые игры).
Чем мы похожи? Игровое занятие.
Чем я горжусь? Выставка моих достижений и достижений моей семьи.
Люди с ограниченными физическими возможностями. Как вести себя, чтобы нам было комфортно.
Право на жизнь и личную неприкосновенность. Игровое занятие.
Развитие общества в историческом разрезе (рабовладельчество, крепостное право в России; случаи рабства в современной жизни - нарушение прав человека. Просмотр и обсуждение видеороликов
Равенство всех перед законом. Конституция - основной закон государства.
Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Решение и разыгрывание ситуаций.
Право на неприкосновенность жилища. Разыгрывание ситуаций.
Меры предосторожности и правила безопасности.
Посягательство на доброе имя (честь и репутацию), клевета. Обсуждение примеров из литературных произведений.
Вскрытие корреспонденции, вмешательство в личную жизнь.
Свобода передвижения внутри своей страны и за ее границы. Свобода выбора места жительства.
Разыгрывание и обсуждение ситуаций.
Право на гражданство. Свобода бракосочетания.
Право на владение имуществом. Анализ и обсуждение примеров из литературных произведений.
Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания.
Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения.(тренинг. Отработка умения спорить , доказывать, уступать)
Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты. Дума. Президент. (ролевая ирга)
Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение
Право на образование (обсуждение ситуации на примере своей школы).
Право свободного участия в культурной жизни общества, пользования благами научного прогресса.
Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. Ограничение прав в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других граждан (тренинг толерантного поведения)
Конвенция ООН по правам ребенка. (10 ч)
Значение имени и гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношения и «обидные слова». Игровой тренинг.
Родословная. Праздник моей семьи.
Право на достойное жилище. Что могут сделать дети, чтобы улучшить условия жизни, поддерживать порядок. Школа - второй дом. Игра «Дом, который построим мы»
Право на медицинское обслуживание. Здоровье. Развитие. Здоровый образ жизни.
Материнство и детство Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства. Совместное детско-родительское занятие.
Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о ком-либо?
Семья. Семейные узы. Многодетные семьи и социальная помощь детям. Дети сироты.
Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье. Коллективный проект.
Право на получение обязательного и бесплатного образования. Предоставление равных возможностей для развития и становления личности.
Ответственность родителей и государства за образование и обучение детей. Усилия самих детей
Равноправие среди других детей и других социально не защищенных слоев общества.
Совесть. Мораль.
Занятия вредные и полезные.
Непосильный труд. Помощь по дому. Самообслуживание. Оказание помощи нуждающимся (пожилым, маленьким) и т. п.
Право на защиту от расовой, национальной и иной дискриминации. Тренинг толерантного поведения.
Предубеждения по признаку пола. Игровой тренинг «Мальчики – девочки»
Взаимоотношения в классе. Тренинг толерантного поведения.
Подведение итогов изученного за год . Интеллектуальный марафон по правам человека.
Россия моя Родина (7 ч) Государственное устройство России (Российская Федерация, Конституция). Россия многонациональное государство. Москва столица России. Современная карта России. Народы России (расы, языки, религии; разность традиций, обычаев на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка младшего школьника. Государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная. Президент). Государственная символика (герб, флаг, гимн). Государственные праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).
3 класс
Без прошлого нет настоящего и будущего (11 ч) Человек самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии).
Далекая Россия становится близкой (11 ч) Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Письменность.
Россия и мир (12 ч) Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля наш общий дом. Общечеловеческие проблемы (созидание и творчество, сохранение мира и здоровья, формирование экологического сознания), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. «Чудеса света» (искусство, наука, культура на примере России и ряда других стран). Международное сотрудничество. Я живу в России.
4 класс
Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1ч)
Древняя Русь (7 ч) Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы, Юрий Долгорукий. Древнерусские города и села: жизнь, быт, занятия, культура. Родной край в древности.
Монголо-татарское нашествие. Борьба жителей Руси против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва, Дмитрий Донской.
Московское государство (7 ч) Первый Русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства, жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров. «Смутное время». Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.Минин и Д.Пожарский. Иван Сусанин. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII в.
Российская империя (6 ч) Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Новая столица России. Полтавская битва. Послепетровская Россия. Екатерина II. М.Ломоносов. А. Суворов. Жизнь и быт населения. Культура России.
XIX век России (5 ч) Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. Кутузов. Николай I и декабристы.
Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Развитие промышленности. Жизнь и быт населения. Культура России.
XX век. История и современность (8 ч) Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь и быт людей. Великая Отечественная война. Основные сражения великой Отечественной войны. Городагерои. Герои фронта и тыла. Ордена и оружия Победы. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. Культура России в XX веке. Новая Россия. Начало века. Войны и Революции.
Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности обучающихся
Тема раздела
№ урока
Тема занятия
Содержание ФГОС
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
ИКТ, ресурсы

1 класс

Кто Я? Какие мы? (3ч)
1
Мы такие разные.
Каждый человек особенный. Все равны перед законом
Понимать учебную задачу. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся



2
Вот какой я.





3
Мы все равны.




О человеческом счастье (5ч)
4
Игровое занятие «Из чего складывается счастье?»
Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.




5
Счастье в семье. Забота о детях и детей о родителях.
Семья. Забота о членах семьи.




6
Здоровье. Образование. Любимая профессия.
Здоровый образ жизни. Важность получения образования. Профессии
Понимать учебную задачу;  рассказать о своём режиме дня ; составлять рациональный режим дня для школьника; обсуждать сбалансированное питание школьника; работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; демонстрировать умения чистить зубы; формулировать выводы; оценивать свои достижения; рассказывать о труде людей известных детям профессий , о профессиях своих родителей и старших членов семьи , о том, кем бы детям хотелось стать; определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях; обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий.



7
Отдых, развлечения.
Семейный досуг. Соблюдение правил безопасности
Понимать учебную задачу. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся



8
Соблюдение прав других. Уважение.
Права и обязанности. Уважение прав и свобод
Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.


Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (4ч)
9-10

Что такое хорошо и что такое плохо?
Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Анализировать литературные произведения; понимать учебную задачу.



11-12
Посмотри на себя со стороны
Рассказы В. Осеевой
Понимать учебную задачу; анализировать литературные произведения.


А нужны ли правила? (5ч)

13

Что такое правила? Правила игры.
Правила
Понимать учебную задачу;  моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги , осуществлять контроль и коррекцию; выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся по пути в школу ; формулировать правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения; характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь); запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС; работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»; работать со взрослыми : находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае; участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации



14
ПДД. ППБ.
ПДД, ППБ. Пассажир. Пешеход. Велосипедист. Пожарная безопасность дома и на улице.




15
Правила общения.
Вежливость. Этикет
Понимать учебную задачу и стараться её выполнить; обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой , мужчины с женщиной ;моделировать ситуации общения в различных ситуациях; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения



16
Правила поведения в школе.
Школа. Перемена. Урок.
Понимать учебную задачу; рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; оценивать с нравственных позиций формы поведения , которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;  моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения



17
Составление собственных правил.
Свод правил



Царство Закон (5ч)

18-19
Игра «Остров туземцев».
Закон. Ответственность
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране. Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу; предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций. Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.



20-21
Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими учащимися.
Закон. Ответственность. Права и обязанности учащегося, сына/дочери, внука/внучки




22
Коллективное сочинение истории «В царстве Закона».
Закон. Ответственность. Права и обязанности



Царство Беззаконие (5ч)

23

Беззаконие и закон
К. Чуковский «Бармалей»
Анализировать литературные произведения.



24-25
Закон и беззаконие в мультфильмах.
Просмотр тематических мультфильмов.
Анализировать поступки и поведение героев.



26
Игра «День без правил», «Рынок».
Закон. Наказание.
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем.



27
Беседа со школьным инспектором
Органы, состоящие на защите прав граждан



Что мы знаем о правах человека? (4ч)

28
Культура поведения.
Поведение. Нормы поведения. Уважение. Этикет
Понимать учебную задачу и стараться её выполнить; обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой , мужчины с женщиной ;моделировать ситуации общения в различных ситуациях; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения



29
Викторина по правам человека.
Права человека
Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.



30-31
Занятие-игра с приглашением родителей.
Все равны перед законом



Закон Для нас. Закон внутри нас (2ч)

32


Знакомство с понятием «Всеобщая декларация прав человека».
Всеобщая декларация прав человека




33
Знакомство с понятием «Конвенция о правах ребенка».
Конвенция о правах ребенка



2 класс

Царство Закон (2 ч)
1
Игра «Остров туземцев».
Закон. Ответственность
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране. Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу; предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций. Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.



2
Викторина «В царстве Закона».
Закон. Ответственность



Царство Беззаконие (2 ч)
3
Закон и беззаконие
Закон. Преступление. Проступок. Ответственность




4
Игра «День без правил», «Рынок».
Закон. Преступление. Проступок. Ответственность



Закон Для нас. Закон внутри нас (3ч)
5
Беседа со школьным инспектором
Инспектор ПДН. Права и обязанности




6
Знакомство с понятием «Всеобщая декларация прав человека».
Всеобщая декларация прав человека




7
Знакомство с понятием «Конвенция о правах ребенка».
Конвенция о правах ребенка



Всеобщая декларация прав человека (10ч)
8
Всеобщая декларация прав человека – что это?
Всеобщая декларация прав человека
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране. Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу; предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций.



9
Чем каждый человек отличается от других людей?
Игры – тренинги и ролевые игры




10
Чем мы похожи?
Особенности каждого человека. Одинаковые права у каждого




11
Чем я горжусь?
Выставка личных достижений и достижений семьи.
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края



12
Люди с ограниченными физическими возможностями. Как вести себя, чтобы нам было комфортно.
Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Решение и разыгрывание ситуаций.
Право на неприкосновенность жилища. Разыгрывание ситуаций.
Меры предосторожности и правила безопасности.
Посягательство на доброе имя (честь и репутацию), клевета. Обсуждение примеров из литературных произведений.
Вскрытие корреспонденции, вмешательство в личную жизнь.
Свобода передвижения внутри своей страны и за ее границы. Свобода выбора места жительства.
Разыгрывание и обсуждение ситуаций.
Право на гражданство. Свобода бракосочетания.
Право на владение имуществом. Анализ и обсуждение примеров из литературных произведений.
Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания.
Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения.(тренинг. Отработка умения спорить , доказывать, уступать)
Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты. Дума. Президент. (ролевая ирга)
Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение
Право на образование (обсуждение ситуации на примере своей школы).
Право свободного участия в культурной жизни общества, пользования благами научного прогресса.
Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. Ограничение прав в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других граждан (тренинг толерантного поведения)
Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране. Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу; предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций. Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.



13
Право на жизнь и личную неприкосновенность.





14
Развитие общества в историческом разрезе (рабовладельчество, крепостное право в России; случаи рабства в современной жизни - нарушение прав человека)





15
Равенство всех перед законом. Конституция - основной закон государства.





16-17
Права, свободы, обязанности.




Конвенция ООН по правам ребенка (10ч)
18-19

Право на что?
Право на достойное жилище. Что могут сделать дети, чтобы улучшить условия жизни, поддерживать порядок. Школа - второй дом. Игра «Дом, который построим мы»
Право на медицинское обслуживание. Здоровье. Развитие. Здоровый образ жизни.
Право на получение обязательного и бесплатного образования. Предоставление равных возможностей для развития и становления личности.
Ответственность родителей и государства за образование и обучение детей. Усилия самих детей.
Равноправие среди других детей и других социально не защищенных слоев общества.
Непосильный труд. Помощь по дому. Самообслуживание. Оказание помощи нуждающимся (пожилым, маленьким) и т. п.
Право на защиту от расовой, национальной и иной дискриминации. Тренинг толерантного поведения.




20
Игровой тренинг «Мальчики – девочки»
Предубеждения по признаку пола.
Взаимоотношения в классе. Тренинг толерантного поведения.




21-22
Имя. Гражданство. Изучение компьютерной грамотности по теме «Мое имя»
Значение имени и гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношения и «обидные слова». Проект по теме «Мое имя»




23-24
Родословная. Праздник моей семьи.
Материнство и детство Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства. Совместное детско-родительское занятие.
Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о ком-либо?
Семья. Семейные узы. Многодетные семьи и социальная помощь детям. Дети сироты.
Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье.
Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений.



25-26
Совесть. Мораль.
Совесть. Мораль. Стыд. Ответственность
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.. Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.



27
Интеллектуальный марафон по правам человека.
Права человека



Россия моя Родина (7ч)
28
Государственное устройство России (Российская Федерация, Конституция).
Государственное устройство России (Российская Федерация, Конституция). Россия многонациональное государство.
Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.



29
Москва столица России.
Москва столица России. Московский Кремль
 Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;  рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы;
работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей - своих сверстников; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения



30
Россия многонациональное государство.
Современная карта России. Народы России (расы, языки, религии; разность традиций, обычаев на отдельных примерах).
Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом. Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. Подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. презентация, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России.



31
Права и обязанности граждан России, ребенка младшего школьника.
Гражданин РФ. Правовое государство
Объяснять значение понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны.



32
Государственная власть.
Законодательная, исполнительная, судебная власти. Президент
Объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество».



33
Государственная символика.
Герб, флаг, гимн
Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран. Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз). Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона; а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации. Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран. Участвовать в коллективном исполнении гимна России.



34
Государственные праздники.
Общероссийские, национальные, региональные праздники
Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации. Участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников. Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников. Описывать свои эмоции, чувства и личные впечатления, от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников.


3 класс

Без прошлого нет настоящего и будущего (11ч)
1-4

Человек самое необычное существо на Земле.
Человек. Особенности
Приводить примеры особенностей человека как разумного существа. Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры. Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях. Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам.



5-8

Связь настоящего с прошлым.
Связь поколений. Предки. Потомки




9-11
Представления о происхождении, становлении человека
Научная и религиозно-мифологическая версии.



Далекая Россия становится близкой (11ч)

12
Как воскресить прошлое.
История. Прошлое.




13-14
Археология.
Раскопки. Археология




15
Этнография.
Этнография.




16-17
Топонимика.
Топонимика.




18-19
Имена и фамилии.
Имена и фамилии.




20-21
Время и пространство в истории
Хронология, историческая карта




22
Письменность.
Славянская азбука. Кириллица. Кирилл и Мефодий



Россия и мир (12ч)
23
Россия и другие страны мира
Историческая карта мира. Политическая карта мира.
Активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками. Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.



24-25
Земля наш общий дом.
Планета Земля. Глобальные проблемы. Экология. Мировой океан. Воздух
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.



26-27

Общечеловеческие проблемы
Созидание и творчество, сохранение мира и здоровья, формирование экологического сознания
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения. Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества. Принять посильное участие в их охране. Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях. Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.



28-31

«Чудеса света»
Искусство, наука, культура




32
Международное сотрудничество.
Международное сотрудничество.




33-34
Изучение компьютерной грамотности по теме «Я живу в России»
Проект по теме «Я живу в России»

Выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).


4 класс

Введение.
От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1ч)
1
Введение.
От прошлого к будущему. Зачем мне история?
История. Значение науки для человечества
Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры. Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий. Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях. Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам. Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным). Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом». Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции; свои чувства и личные впечатления от увиденного. Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Принять посильное участие в их охране. Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах, традициях и порядках родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками. Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом. Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и родного края, народов России, всей страны.


Древняя Русь (7ч)
2
Восточные славяне и их соседи.
Славяне. Территория




3
Образование Древнерусского государства.
Древнерусское государство.




4
Древнерусские города и села
Жизнь, быт, занятия, культура




5
Киевская Русь.
Крещение Руси. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый




6

Основание Москвы, Юрий Долгорукий.
Кремль. Москва




7

Трудные времена.
Объединение русских земель вокруг Москвы.
Александр Невский. Золотая Орда




8
Изучение компьютерной грамотности по теме «Древняя Русь»
Проект по теме «Древняя Русь»



Московское государство (7ч)
9-10
Первый Русский царь Иван Грозный.
Царь Иван Грозный. Расширение границ государства, жизнь и быт людей.




11
Первопечатник Иван Федоров.
Апостол. Первопечатник




12
«Смутное время».
К.Минин и Д.Пожарский




13

Иван Сусанин. Степан Разин.
Народное недовольство. Крестьянские восстания




14

Жизнь, быт и культура России в XVII в.
России в XVII в.




15
Изучение компьютерной грамотности по теме «Московское государство»
Проект по теме «Московское государство»



Российская империя (6ч)

16-17
Петр I
Преобразования в России. Расширение границ Российской империи




18
Екатерина II.
Преобразования в России. Расширение границ России




19

М.Ломоносов. А. Суворов.

М.Ломоносов. А.Суворов




20

Культура России.

Культура страны




21
Изучение компьютерной грамотности по теме «Великие люди»
Проект по теме «Великие люди»



XIX век России (5ч)


22-23
Отечественная война 1812 года.
Наполеон Бонапарт. Совет в Филях




24

Бородинское сражение.
М. Кутузов.




25

Николай I и декабристы.
Восстание декабристов




26
Изучение компьютерной грамотности по теме «Жизнь и быт населения».
Проект по теме «Жизнь и быт населения».



XX век. История и современность (8ч)

27

Падение царской власти.

Гражданская война. Красные и белые. Ленин




28

Образование СССР.

СССР, советы, пролетариат. Ликбез




29-30

Великая Отечественная война.

1941 – 1945 гг. Битва под Москвой. Битва под Сталинградом, Курская дуга. Г.Жуков. Полководцы ВОв.




31

Изучение компьютерной грамотности по теме «Города-герои».
Проект по теме «Города-герои».




32

Освоение космического пространства.

Ю.А. Гагарин. Искусственный спутник. Космическая станция




33

Новая Россия.
Технический прогресс в стране. Политика




34
Изучение компьютерной грамотности по теме «Достижения науки и техники».
Проект по теме «Достижения науки и техники».



Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Что я знаю о России// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 1, январь. – 2010
И мужество, как знамя, пронесли// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 7, апрель. – 2010
Мы – дети Победы// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 6, март. – 2009
Классные часы в 1-4 классах./ Сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград.: Учитель. – 2007
Классные часы. 1-4 класс. Выпуск 3./ Сост. Н.И. Усцова и др. – Волгоград.: Учитель. – 2008
Соловьева Т.А. Библиотека «Первого сентября». – М.: «Первое сентября». - № 32
Имена героев на карте Кировской области. – Киров.: ООО «Вятский издательский дом». – 2014
Конституция РФ
Сказка на новый лад «Федорино горе» // газета «ПедСовет». – М.: «Первое сентября». - № 12, декабрь. – 2008
Конкурс знатоков русской истории // газета «ПедСовет». – М.: «Первое сентября». - № 12, декабрь. – 2001
Колесо истории// газета «Педагогическое творчество». – М.: «Первое сентября». - № 3, март. – 2008
Компьютер, демонстрационный экран, проектор.
Заголовок 1 Заголовок 2‹ђ Заголовок 3‹ђ Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615