Рабочая программа по внеурочной деятельности Я — гражданин России (4 класс)




Рабочая программа внеурочной деятельности кружка
«Я – гражданин России!»























Разработала Суржикова Ж.И.
учитель начальных классов
Куйбышевская ОШ

2014-2015 уч.г.


Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я – гражданин России!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Форма организации внеурочной деятельности: кружок
Социальные связи:
- школьный музей;
- Совет Ветеранов;
- комитет по делам семьи и опеки.
Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственности за будущее своей страны.
Цель: организация занятий патриотической направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
формирование патриотизма, активной гражданской позиции, понимание прав и свобод личности;
формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;
формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
формирование гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;
формирование творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
формирование трудовой мотивации, приобретение основных навыков поведения в социуме.
формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех занятий кружка.
Программа разработана для учащихся 7 – 11 лет и рассчитана на 4 года обучения и воспитания.
Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся Куйбышевской СОШ.
Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы школа стала вторым домом, и внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования. Интенсивное развитие системы дополнительного образования позволит более полно выявить индивидуальные способности, интересы, склонности детей.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования. В связи с ведением Стандартов второго поколения появилась возможность использовать часы дополнительного образования по разным направлениям воспитательной деятельности: духовно – нравственное, интеллектуальное, здоровье - сберегающее и др. значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи только нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям.

Планирование реализации программы.

Поставленные задачи
Мероприятия, запланированные для решения поставленных задач


Изучить особенности данного детского коллектива, выявить и сформулировать конкретные воспитательные задачи; познакомить родителей с содержанием работы кружка «Я – гражданин России»;
Мониторинг запросов родителей и детей на оказание образовательных услуг (социологический опрос).
Праздник первого звонка.
Опрос «Что понравилось в первые дни в школе» и др.
Ежегодный праздник День рождения класса.
Родительское собрание «Воспитание патриота – гражданский долг»

Познакомить детей и родителей с содержанием работы кружка, с построением занятий, обеспечивающими единство педагога, детей и родителей в воспитательном процессе
Знакомство с содержанием работы кружка «Я – гражданин России»
Оформление уголка: «Я – гражданин России»
Конкурс на самое доброе название классного коллектива


Познакомить учащихся с историей своей семьи, школы, города, округа
НПК «История моей семьи»
Беседа «Моя школа. Спортивные достижения и интересные факты из истории»
Подготовка к конкурсу «Семейный портрет»
Участие в проекте «История моей семьи в истории страны»
Конкурсы рисунков «Моя семья», «Герб моей семьи»
Очные и заочные экскурсии по городам России.

Сформировать доброжелательное и заботливое отношение детей друг к другу, к родителям, к школе, к своей “малой” родине, расширить представления о нашей Родине – России;
формировать чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).


Круглый стол – контроль психологического климата в коллективе
Выпуск газеты «Оранжерея добрых дел»
Беседы: «Фотографии моей Родины»
Научно – практическая – конференция: «Летопись природы родного края»
Конкурс рисунков «Нет войне!», «Память жива!»
Конкурс чтецов:
1-4 классы « Строки, опаленные войной »
Участие в дистанционном конкурсе «Война входила в каждый дом»
Акция «Пусть праздник для вас не станет горем для леса»
Экологический форум «Зеленая планета »,
Игра-путешествие «Моя Родина»
Тематический классный час «Моя малая Родина». Игра – конкурс «Герб школы».
Праздник «День народного единства»
Беседы «История создания герба», «История появления флага России», «История создания гимна России»
Словесные игры «Города России»
Беседы «Я берегу школьное имущество», «Правила поведения в школе», «Я помогаю родителям по хозяйству»
Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья»


Включить в программу комплекс трудовых дел для формирования трудоспособности и трудолюбия, умения взаимодействовать с другими в процессе жизнедеятельности
Участие в акции «Школьный двор»
«Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев родителями и учениками), «Чистый двор», «Твори добро» - учимся ухаживать за комнатными растениями, акция «Письмо ветерану».
Благотворительные акции «Твори добро» - изготовление игрушек для ёлки, изготовление поздравительных открыток, сувениров для ветеранов и т.п.


Предоставить детям возможность для участия в разных видах исследовательской деятельности, способствующих творческому самовыражению и личностному развитию участников
Участие в научно – практических конференциях «Первые шаги в науку», молодёжная научно – практическая конференция «НАШЕ БУДУЩЕЕ – КРЫМ»
Информационный проект «Непридуманные рассказы о войне»
Исследовательский проект «Брешь в зелёном царстве»
Исследовательский проект «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух».
Конкурс «Мы за здоровый образ жизни»
Городские ученические чтения «Я гражданин России».
Интеллектуально-познавательная игра «Умники» « Священная война».
- 1 тур «Битвы и сражения»
- 2 тур « Они сражались за Родину»
- 3 тур «Никто не забыт, ничто не забыто »
Поездки в музеи
Пополнение школьного сайта собранными материалами об участниках ВОВ.
Спортивные игры на свежем воздухе. «День здоровья» , «Весёлые старты».


Механизм реализации Программы кружка «Я – гражданин России».
         Координацию деятельности по реализации Программы внеурочной деятельности осуществляет администрация школы.   Основным исполнителем мероприятий Программы является педагог – руководитель кружка, обучающиеся и их родители. Педагог разрабатывает программу внеурочной деятельности кружка, которая рассматривается на методсовете и предоставляет её на согласование и утверждение администрации школы. Педагог – руководитель кружка обеспечивает освещение реализации гражданско-патриотического воспитания в средствах массовой информации и интернет-ресурсах. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.  При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения  институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах. Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство школы, сотрудничество библиотеками, общественными организацией:: «Совет ветеранов».
Оценка эффективности программы «Я – гражданин России!»
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно – нравственные и количественные.
Осуществляется в конце четвёртого года занятия в кружке.
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования.
Уровень эффективности процесса гражданско – патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности кружковой работы в конце каждого года обучения.
Количественные параметры приведены в таблице.
Оценочные показатели эффективности Программы



Духовно – нравственные параметры
Количественные параметры


Уровни
(для духовно – нравствен. параметров)
Уровень развития и проявления патриотизма личности
Уровень эффективности процесса


Высокий
Учащийся проявляет уважение к старшим, к людям труда, участникам ВОв.
Понимает и владеет понятиями «Родина», «мужество», «патриотизм»
Учащийся отстаивает свою точку зрения
Проявление социальной активности, желание участвовать в делах класса, школы.
Выполняет исследовательские проекты с высокой долей самостоятельности.
Взаимоотношения между участниками процесса достаточно гармоничны, мотивация позитивная и устойчивая.



Ожидаемый результат является достижимым.
Количество мероприятий проведённых по гражданско – патриотическому воспитанию.
Количество учащихся, принявших участие в мероприятиях по по гражданско – патриотическому воспитанию.

Средний
Ответственное, но без проявления инициативы выполнение учебных и общественных поручений.
Выполняет исследовательские проекты, принимая помощь.
Позитивная мотивация проявляется непостоянно
Ожидаемый результат достигается частично.
Количество учащихся, выполнивших исследовательские работы по патриотической тематике.


Низкий
Низкая ответственность при выполнении общественных поручений.
Выполняет только информационные проекты.
Позитивная мотивация проявляется редко, бывает негативной.
Взаимодействие между субъектами процесса отсутствует.
Ожидаемый результат не достигается частично.
Процент привлечения родителей к подготовке и проведении мероприятий








ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемый результат
Критерии и показатели
Доказательства

1. Создано воспитывающее игровое пространство, для занятий.
Определёны направления деятельности кружка. Акцентировано внимание на яркие события: социальные акции, экскурсии, запланированы проекты, праздники.
Разработаны правила игры (нравственные нормы) как пространство ценностных отношений
Активизация деятельности родителей по воспитанию детей на патриотической, нравственной, культурной основе.
Оздоровление внутрисемейных отношений, формирование позитивного влияния на личность ребёнка через общую культуру семейных отношений.
Сформировано положительное отношение школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям, к родному краю
Реализовано содержание воспитательной работы за 4 года обучения
Проведены внеклассные мероприятия с участием детей, педагога и родителей
Результаты педагогического наблюдения и диагностики
Опросы и отзывы родителей

2. Достигнута– идея деятельности –
воспитание личности и гражданина








Сформировано представление о единстве семьи и школы, школы и родного города, городов России; о единстве людей разных национальностей
Учащиеся ознакомлены с историей и традициями своей семьи, школы, родины; знают названия российских городов, городов Крыма, местоположение их на карте РФ; знают президента России, а также государственные символы Крыма и РФ.
Сформировано умение видеть красоту родного края, чувство гордости за свою малую родину и желание о ней заботиться и сохранять.
Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
Фоторепортажи о посещении городов, музеев.
Освещение кружковой деятельности через СМИ.

3. Осуществлён личностный рост и предваритель-ное самоопреде-ление детей
Подготовлен отчёт – характеристика класса по преемственности со школой 2 ступени. Определены области деятельности, наиболее интересной и успешной для детей. Заведены портфолио как место сбора достижений и побед
Сформировано ответственное отношение к учебной деятельности и такие трудовые навыки, как: прилежание, целеустремлённость, настойчивость, ответственность
Развита потребность учеников анализировать и оценивать собственное поведение и стремиться стать более честным, добрым, умелым, грамотным, ответственным
Сформировано умение учащихся работать с различными источниками информации.
Учащиеся способны провести небольшое исследование по заданной теме, соответствующей возрасту
Сформирована готовность проявлять творческую активность на мероприятиях школьного, муниципального, окружного, всероссийского уровней.
Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики
Подготовлены результаты анкетирования и диагностики, проводимой психологом школы
Оформлены портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива. Представлены на сайте класса.
Участие учащихся в общественных, социальных акциях, проводимых в школе и в городе, округе.
Участие и достижение детей в научно-практических конференциях класса, школы, города.
Публикация работ учащихся.



4. Будет закончено создание методического пособия
Подготовлены методические разработки всех мероприятий и игр, проведённых за 4 года
Систематизировано наглядное оформление программы на 4 года
Опубликованные статьи по программе в научно-методических изданиях
Подготовка методического пособия к печати


При организации работы кружка по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
последовательности;
поэтапности





Основные направления работы кружка:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
«Я и моя семья» (изучение своей родословной; способствовать развитию у детей доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни).
«Я – человек» (воспитание культуры личности; уважение к старшим, к людям воинам).
Я и Отечество. (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине, любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству; проявление уважения к людям пожилого возраста).
Я и природа (расширение представления школьников о природных особенностях своей Родины; стимулировать осознание о необходимости охранять и беречь природу своей страны и формирование способов экологической деятельности;




Содержание программы:
4 класс
«Моя семья» (4ч). Доброе семя – добрый и всход (представление о родословной семьи). Моя семья в годы Великой Отечественной войны. КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья» (семейные творческие работы).
Задачи:
формирование представлений о родословной семьи;
воспитание интереса к истории своей семьи;
развитие потребности к изучению истории и традиции своей семьи.
«Я – человек» (9 ч ). Я имею право. Кодекс моих прав. «Благодарность – это». Умеем ли мы обижаться. «Мои мечты – мои желания». Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?». Круговая беседа – представление «Я и мои таланты».
Задачи:
формирование представлений о Кодексе прав ребёнка, нормах школьного
поведения;
формирование понятия «культурный человек»;
развитие способностей в определении собственных творческих возможностей;
воспитание потребности к самовоспитанию.
«Я и Отечество» (15 ч). Я – гражданин России. Символы Российских городов. (рассматривание видеороликов, составление ребусов, головоломок, лабиринтов, кроссвордов по теме, словесные игры). Природное наследие России. Чудо, сотворенное когда-то (интерактивное занятие, памятники духовной и материальной культуры России). Известные люди России. Женщины – космонавты. Женщины – современности. Я бы с песни начал свой рассказ (история создания военных песен, исполнение военных песен). Города - герои (слайд – шоу). Война глазами детей. Юные герои Великой Отечественной войны (фотовыставка). Они защищали нашу Родину. Жертвы Великой Отечественной войны. Города Крыма. Экскурсия в музеи.

Задачи:
формирование понятия «гражданин», «город-герой»;
знакомство с юными героями Великой Отечественной войны;
развитие активной гражданской позиции в борьбе за сохранение мира на Земле, готовности к защите своей Родины.
«Я и природа» (5 ч). Экологическая игра «Тайны и загадки природы». В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! Деловая игра: «Природа вокруг нас». Мы в ответе за планету! (сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему).
Задачи:
формирование экологической культуры, представлений о взаимосвязях между человеком, обществом, природой;
воспитание потребности в бережном отношении к окружающему миру-источнику радости и творчества людей;
развитие активной гражданской позиции в борьбе за сохранение мира на Земле;
развитие желания наблюдать за объектами природы;
формирование умений оценивать своё поведение в природе;
Формы работы:
конкурсы;
игры;
тематические беседы;
коллективные творческие дела;
викторины;
проекты.
Предполагаемый результат деятельности:
сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.


Календарно – тематическое планирование для 4 класса.


Дата
Тема занятия
Кол –во

План
факт
План
факт




направление «Моя семья»

1,2

04.09
11.09

Доброе семя – добрый и всход.
( представление о родословной семьи)
2

3

19.09

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
1

4

22.09

КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья»
(семейные творческие работы)
1


направление «Я – человек»

5

03.10

Я имею право. Кодекс моих прав.
1

6

10.10

«Благодарность – это»
1

7

17.10

Умеем ли мы обижаться.
1

8

24.10

«Мои мечты – мои желания»
1

9

07.11

Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»
1

10

14.11

Круговая беседа – представление «Я и мои таланты»
1

11-13

21.11
28.11
05.12

Встреча с интересными людьми.
(конкурс интервью людей разных профессий нашего поселка)
3


направление «Я и Отечество»

14

12.12

Я – гражданин России.
1

15,16

19.12
26.12

Символы Российских городов. (рассматривание видеороликов, составление ребусов, головоломок, лабиринтов, кроссвордов по теме, словесные игры).



2

17


16.01



Природное наследие России.
Чудо, сотворенное когда-то.
1

18

23.01

Культурное наследие России.
Чудо, сотворенное когда-то.
1

19



Известные люди России
1

20



Женщины - космонавты
1

21



Женщины -современности
1

22



Я бы с песни начал свой рассказ.
(история создания военных песен)
1

23



Города - герои (слайд – шоу)
3

24



Война глазами детей
1

25



Юные герои Великой Отечественной войны. (фотовыставка)
1

26



Они защищали нашу Родину.


27



Жертвы Великой Отечественной войны


28



Города Крыма. Экскурсия в школьный музей.
1


направление «Я и природа»

29



Экологическая игра «Тайны и загадки природы»
1

30



В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно!
1

31



Деловая игра: «Природа вокруг нас»
1

32-34



Мы в ответе за планету!
(сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему)

3







Комплексно – методическое обеспечение воспитательного процесса.

Библиотечный фонд (для учителя)
Электронные книги:
Иоффе А.Н , Крицкая Н.Ф, Мостяева Л.В. «Я – гражданин России».
Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Презентации и видео по темам курса
Библиотечный фонд (для учеников)
Тетрадь для учащихся «Я – гражданин России».
Индивидуальные карточки.
Технические средства обучения.
Классная доска.
Ноутбук.
Фотокамера цифровая.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.
Держатели для схем и таблиц (магниты) и т.п.
Полка для выставки книг по теме урока














Приложение: Игра «Почта России»
1.Москва. Примите посылку у отправителя и пропустите два хода. Вам всё равно, а отправителю приятно.
2.Нижний Новгород. На Волге паводки. Посылку смыло в Астрахань (17).
3.Казань. Рамадан. До первой звезды работать нельзя. Пропустите ход.
4.Киров. В НИИ микробиологии МО РФ произошла утечка безопасных неболезнетворных бактерий. Проведите два хода в карантине.
5.Сыктывкар. Убегая от медведя, вы очутились в Салехарде (22).
6.Архангельск. На попутном теплоходе переправьтесь в Мурманск (10).
7.Канин Нос. Встречный оленевод сказал, что почтового отделения тут нет. Вернитесь в Архангельск (6).
8.Воркута. Нелётная погода. Пропустите два хода.
9.Диксон. Аэропорт не работает. Дождитесь начала навигации. Бросьте кубик, чтобы определить количество пропускаемых ходов.
10.Мурманск. Вам повезло – вы попали на экспериментальный сверхзвуковой самолёт Почты России. Бросьте кубик дважды и сложите результаты.
11.Пермь. Парусная регата «Кубок Камы». Переправьтесь в Казань (3).
12.Самара. Помогите местным краеведам с поисками клада Степана Разина. Почте России до всего есть дело. Пропустите ход.
13.Воронеж. Отпразднуйте с коллегами годовщину вручения международного приза «Золотой Меркурий» за успешную автоматизацию процессов и внедрение новых услуг. Пропустите два хода.
14.Волгоград. Попутный сталинобус подбросил вас в Казань (3).
15.Ростов-на-Дону. По программе культурного обмена отправьтесь с донским казачьим хором на Кубань (16).
16.Краснодар. Посетите музей почтовой связи на Кубани. Пропустите ход.
17.Астрахань. Вы получили солнечный удар. Отправляйтесь охлаждаться на Таймыр (26).
18.Уфа. На фасаде Главпочтамта посмотрите расстояние от «Нулевого километра» до Мурманска. Отправляйтесь проверять (10).
19.Екатеринбург. По Транссибирской магистрали отправляйтесь в Омск (24).
20.Челябинск. Шальным метеоритом вас снесло в Самару (12).
21.Ханты-Мансийск. Вы стали жертвой гостеприимства местных жителей. Пропустите два хода и с надежным провожатым отправляйтесь в Сургут (23).
22.Салехард. Из-за проблем с Интернетом трекинг почты не работает. Можете отдохнуть и пропустить три хода.
23.Сургут. Экспериментальной газопроводной почтой отправляетесь в Челябинск (20).
24.Омск. По следам Колчака вернитесь на Таймыр (26).
25.Норильск. Восстановите линию тропосферной связи Норильск-Красноярск (41).26.Озеро Таймыр. Вам не нужно было на Таймыр. Откочуйте с оленеводами в Диксон (9).
27.Анабарское плато. Вы попали в место, куда не ступала нога сотрудника Почты России, и чудом остались живы. Киньте кубик, чтобы определить, куда вас вывез вертолёт МЧС.
28.Тунгусское плато. Экспедиция британских ученых наконец-то нашла тунгусский метеорит и обнаружила, что он попал не туда. Помогите доставить его адресату (20).
29.Сортировочный центр под Тикси. Здесь скучно и совершенно нечего делать. Дождитесь своего хода и идите дальше.
30.Мирный. Вам поручили доставить партию алмазов на огранку, потому что это срочно и всё равно по пути. Отправляйтесь в Москву (1).
31.Якутск. Аэропорт не принимает. Отправляйтесь на запасной аэродром в Читу (38).
32.Хребет Черского. По колымской трассе отправляйтесь на Анабарское плато (27).
33.Магадан. Вам как-то не по себе. Отправляйтесь на байдарке в Охотск (34).
34.Охотск. Вы не можете добраться до аэропорта во время отлива. Дождитесь высокой воды. Пропустите один ход.
35.Южно-Сахалинск. Воспользуйтесь дельтапланом, чтобы помочь стерхам долететь до Хабаровска (36).
36.Хабаровск. В местном почтовом отделении обнаружили посылку с ясаком, которую атаман Хабаров отправил царю Алексею Михайловичу. Восстановите доброе имя и доставьте посылку по адресу (1).
37.Благовещенск. Угроза китайского вторжения. Эвакуируйтесь в Якутск (31).
38.Чита. Телеграфист Мирного заснул и не принимает срочную телеграмму. Разбудите его (30).
39.Иркутск. На Байкале шторм. К вам это не имеет никакого отношения, но на всякий случай пропустите ход.
40.Братск. Из ворот севера ощутимо дует. Отправляйтесь греться в Астрахань (17).
41.Красноярск. По Енисею сплавьтесь в Диксон (9).
42.Томск. Вы перепутали место назначения. Отправляйтесь в Омск (24).
43.Барнаул. Вы перемещались так быстро, что интернет-трекер от вас отстал. Дождитесь, пока он вас догонит. Пропустите два хода.
Ф. Санкт-Петербург. Поздравляем! Вы достигли Финиша. Переходите на карту Санкт-Петербурга.
Источник: kinoida.livejournal.com
Гражданин и патриот России

Я - человек

Я и Отечество

Моя семья

Я и природа



Заголовок 115