Рабочая программа Курса внеурочной деятельности по формированию универсальных учебных действий «Я – гражданин России»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРУТОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. директора по УВР На заседании ШМО
_______/Петрова Н.Е/ _______/Новоселова Л.В./ учителей начальных классов
Приказ № _______
«____»__________2014г. «____»_____________2014г. . «____»_____________2014г







Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности по формированию универсальных учебных действий «Я – гражданин России»






Атмановская Надежда Николаевна
Учитель начальных классов первой категории










2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер и является первой ступенькой на пути обучения школьников демократическим ценностям и правам человека на основе Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах.
«Азбука права» - интегрированный курс. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка.
Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.
Преподавание курса «Азбука права» в начальной школе строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой.

Целью курса «Я гражданин России» является расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине, с дополнением знаний по истории о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии с опорой на уроки и опыт прошлого.
Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я моя страна мой мир».
Цель курса конкретизируют следующие задачи:
- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;
- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

Содержание программы.
Кто Я? Какие мы? (4 ч) Занятия тренингового характера «Мы такие разные» (2 ч), «вот какой я!», «Мы все равны».
О человеческом счастье... (6 ч) Игровое занятие «Из чего складывается счастье?» (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.) Счастье в семье. Ролевые игры: Забота о детях и детей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия. Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав других. Уважение
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (5 ч) Анализ литературных произведений (Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?», рассказы В. Осеевой) Положительные и отрицательные герои сказок. Инсценировки и ролевые игры.
А нужны ли правила? (6 ч) Что такое правила? Правила игры. Правила дорожного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила общения. Правила поведения в школе. Составление собственных правил.
Царство Закон (4 ч) Игра «Остров туземцев». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими учащимися. Коллективное сочинение истории «В царстве Закона».
Царство Беззаконие (4 ч) Анализ литературных произведений (Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои-«освободители», которые навели порядок . Чуковский К. «Бармалей»). Просмотр тематических мультфильмов. Игра «День без правил», «Рынок». Беседа со школьным инспектором (Органы, состоящие на защите прав граждан).
Закон Для нас. Закон внутри нас (3 ч) Знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Встреча со школьным инспектором. Просмотр и обсуждение тематических мультфильмов.
Что мы знаем о правах человека? (3 ч) Культура поведения. Викторина по правам человека. Занятие-игра с приглашением родителей.
Требования к подготовке учащихся
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.





































Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).































Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.























Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
Декларация прав ребенка (1959 г.).
Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004
Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.
Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
«Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. – Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.
Хрестоматия «Твоя Россия»

























Номер урока
Раздел программы




Содержание


Форма проведения (аудит. или внеаудит.
занятие)
Кол-во часов

Дата проведе-ния

Оборудование урока

1
Кто Я? Какие мы?
(4 ч)
1
Кто я? Мы такие разные по внешности.
Тренгинговое занятие
1

Игровой инвентарь

2

2
Кто я? Мы такие разные по характеру.
Тренгинговое занятие
1

Игровой инвентарь

3

3
Кто я? Разные способности разных людей.
Тренгинговое занятие
1

Мультимедийное оборудование

4

4
Мы такие разные! Общие права для всех.
Тренгинговое занятие
1

Игровой инвентарь

5
0 человеческом счастье...
(6 ч)
1
Из чего складывается счастье? (Право на семью на достойный уровень жизни, мед. обслуживание)
Аудиторное занятие. Беседа
1

Андерсен Г.-Х. «Калоши счастья»

6

2
Из чего складывается счастье? (Право на отдых, развлечения, образование, труд и др.)
Аудиторное занятие. Беседа
1



7

3
Счастье в семье. Забота о детях и детей о родителях.
Аудиторное занятие. Беседа
1

Мультимедийное оборудование

8

4
Образование. Любимая профессия.
Аудиторное занятие. Беседа
1

Встреча с родителями учащихся.

9

5
Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности).
Тренгинговое занятие
1

Мультимедийное оборудование

10

6
Соблюдение прав других. Как проявить уважение к другому человеку.
Тренгинговое занятие
1

Игровой инвентарь

11
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
(5 ч)
1
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений.
Аудиторное занятие
1

Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

12

2
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений. Инсценировка.
Аудиторное занятие
1

Рассказы В. Осеевой

13

3
Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок.
Инсценировка.
1

Народные сказки.

14

4
Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок.
Инсценировка.
1



15

5
Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок.
Инсценировка.
1



16
А нужны ли правила?
(6 ч)
1
Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила дорожного движения.
Аудиторное занятие. Беседа
1

Мультимедийное оборудование

17

2
Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила противопожарной безопасности.
Аудиторное занятие. Беседа
1

Мультимедийное оборудование

18

3
Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила взаимоотношений между людьми.
Тренинговое занятие
1

Игровой инвентарь

19

4
Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила взаимоотношений между людьми.
Тренинговое занятие
1

Игровой инвентарь

20

5
Что такое правила? Обсуждение правил поведения в школе с точки зрения права.
Аудиторное занятие. Беседа
1



21

6
Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Обсуждение правил поведения в общественных местах с точки зрения права.
Экскурсия. Практика в применении полученных знаний
1



22
Царство Закон
(4 ч)
1
Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Права и обязанности школьника.
Тренинговое занятие.
1



23

2
Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Мои права и обязанности в семье.
Аудиторное занятие.
1



24

3
Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Мои права как ребенка.
Игра
1



25

4
Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Я – гражданин.
Отработка навыков в игре
1



26
Царство Беззаконие
(4 ч)
1
Раскрытие понятия «беззаконие». Игры «без правил».
Игра-инсценировка
1

Игровой инвентарь

27

2
Раскрытие понятия «беззаконие». Игры «без правил».
Игра-инсценировка
1

Игровой инвентарь

28

3
Неразрывность прав и обязанностей, необходимости уважения прав других.
Аудиторное занятие.
1

Игровой инвентарь

29

4
Органы, состоящие на защите прав граждан.
Встреча с инспектором ОПДН
1

Встреча с инспектором ОПДН

30
Закон Для нас. Закон внутри нас
(3 ч)
1
Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Кто пишет законы.
Аудиторное занятие.
1

А. Усачев «Приключения маленького человека»

31

2
Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Для чего пишут законы.
Аудиторное занятие.
1

Всеобщая декларация прав человека (в упрощенном варианте).

32

3
Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Где хранится закон?
Аудиторное занятие.
1

Всеобщая декларация прав человека (в упрощенном варианте).

33-34
Что мы знаем о правах человека?
(2 ч)
1-2
Итоговое занятие. Викторина «Что мы знаем о своих правах?»
Викторина
2



















Приложение:
Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия

Возраст ребенка
Права, обязанности, ответственность


С рождения
Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст. 20 Конституции РФ).

Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
Право на самостоятельное обращение в орган опеки попечительства за защитой своих прав.
Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ).

Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54, 57, 60 СК РФ).

Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право на отдых и досуг.
Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка).


С 6 лет
Право на образование (обязанность получить основное общее образование – ст. 43 Конституции РФ).
Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ).


С 8 лет
Б°Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях).
Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

С 10 лет
Право давать согласие на изменение своего имение и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)


С 11 лет
Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»)


С 14 лет
Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»).

Право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ).

Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ).

Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами.
Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности.
Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ).

Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ).

Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ).

Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ).

Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ).

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ).

Право на объединение в профсоюзы.
Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ).

Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).

Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).

Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ.


С 15 лет
Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ).

С 16 лет
Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ).

Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ).

Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ)

С 17 лет
Обязанность юношей встать на воинский учет /пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство/ (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе).

С 18 лет
Право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ).

Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ).

Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).

Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).

Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ)


РФ – Российская Федерация ТК – Трудовой кодекс
ГК – Гражданский кодекс СК – Семейный кодекс
УК – Уголовный кодекс
КоАП – кодекс административных правонарушений.
Основные понятия
«Я – гражданин России»
Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к людям, бескорыстное служение им и готовность к самопожертвованию во имя блага и счастья.
Благодеяние – действие, направленное на благо другого человека или общности и реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу.
Благо – объективная ценность для человека. Благо субъективно связано с чувством удовлетворения от его достижения или получения.
Гарантии социальные – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав человека.
Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.
Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству.
Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественного отношения.
Декларация – объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая декларация прав человека содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах.
Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан по расовой, национальной принадлежности или по каким-либо убеждениям (религиозным, политическим).
Достоинство – уважение к себе, осознание своих прав, своей ценности.

Желание – внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо.
Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением.
Законность – строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Законодательство – единая и взаимосвязанная система нормативных актов государства.
Истина – то, что существует в действительности, правда.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт – та же конвенция, только неоднородного содержания.
Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.
Миролюбие – стремление человека к миру, согласию.
Миротворчество – социально-психологическая позиция личности, имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе.
Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения).
Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
Обязанность – определенные действия и поступки, которые должен выполнять человек, живя в государстве.
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.
Права человека – охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено
Правонарушение – нарушение определенных норм права.
Расизм – идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших на основе расовых черт и признаков.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Совершеннолетие – возраст, по достижении которого человек становится полностью дееспособным гражданином.
Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.
Толерантность – терпимость, снисходительность.
Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями.
Устав школы – свод правил, который устанавливает порядок деятельности и поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на педсовете.
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.
Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества.
Эксплуатация – использование чужого труда с целью наживы; присвоение результатов чужого труда.
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой
Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
Отношение к обществу, патриотизм
Отношение к умственному труду
Отношение к физическому труду
Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
Саморегуляция личности (самодисциплина)
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом формируется  оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения Показатели воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность
3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении
3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде
3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда
3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.  Самообладание и сила воли
3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;
2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность
3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе
3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.


Анкета «Необитаемый остров»
Цель: выявление межличностных отношений и направленности личности.
1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали?
2. Какие три вещи вы взяли бы с собой?
3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове?
4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь?
5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему?
6. Хотели бы вы вернуться домой?
7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете?
8. Ваши любимые предметы в школе и почему?
9. Ваши нелюбимые предметы и почему?
10. Что вы прочитали за последние два месяца?
11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)?
12. На кого хотели бы быть похожим?
13. Какие качества характера вы цените а) в себе, б) в людях?
14. Что вы презираете а) в себе, б) в людях?
15. В чем вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут?
16. Чем вы занимаетесь в свободное время?
17. Чем бы вы хотели заниматься?
Бланки с напечатанными вопросами предлагаются каждому ребенку индивидуально. Можно анкеты не подписывать, чтобы ответы были откровеннее. Это зависит от морально-психологического климата в классе. Но необходимо очень корректно подходить к сообщению результатов анкеты. Детям предлагается обобщенная картина, в которой они узнают о названиях острова, о том, что берут с собой и т.д. Но главная задача – выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают, чтобы корректировать морально-психологическую атмосферу в группе школьников. В основном результаты анкеты подвергаются качественному содержательному анализу.

Изучение самооценки личности младшего школьника.
Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".
Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть. 
"Идеал"                       "Антиидеал"
Смелость 
Хвастовство

доброта
грубость

любознательность
лень

трудолюбие
трусость

вежливость
зависть

усидчивость
лживость

честность
жадность

правдивость
драчливость

настойчивость 
жестокость

активность
обидчивость

Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе "Идеал" подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по "Антиидеалу" такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.


















































МКОУ Крутоярская сош


Атмановская Надежда Николаевна



15