Конспект урока русского языка по теме: Царица фонетика 2 класс


Русский язык.
2 класс.
Фролова М. В.
Тема: Царица Фонетика. (2) – 2.
Цели:
- развивать умение производить фонетический анализ, деление слов на слоги и правильный перенос.
Оборудование: мультимедийные слайды, памятка «Схема фонетического разбора», памятка «Перенос слов», карточки, самостоятельная работа.Ход урока.
Орг.момент.
Сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были гласные и согласные звуки. Жили они по соседству. В одном домике жили гласные, в другом – согласные. Гласные звуки очень гордились тем, что хорошо поют. Они всем рассказывали о своих музыкальных способностях.
Согласные звуки скромно говорили, что и они музыкальные. Они ведь могут быть звонкими, как ручеёк, глухими, как шелест трав. Но гласные звуки только смеялись в ответ. Обиженные согласные шипели, кряхтели, рычали и даже мычали от такого нахальства. И решили они к царице Фонетике обратиться за помощью.
Услышала царица их спор и засмеялась. Она велела жить гласным и согласным парами – слогами. И в царстве звуков стало очень весело и интересно. Пары-слоги объединились в слова, и каждый звук стал очень нужным, значимым. И поняли гласные и согласные, что все они важны и необходимы для образования слов, и стали жить дружно.
Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой: Гласные, согласные звуки и буквы. Будем развивать умение производить фонетический анализ, деление слов на слоги и правильный перенос слов.

Мин.чистописания.
Второй урок и вторая буква алфавита .Б б Б бБайконур
Пишем с большой буквы, так как это название чего?
-
В 191 году весной ракета Байконур взвилась в космос.
Байконур – гордость казахов!
Сколько в этом слове букв? Сколько в этом слове звуков?
- 8б., 8зв.
З. Повторение.
Тест.
Звуки и буквы.
Мы слышим и произносим.
А) буквы
Б) звуки
Мы пишем и видим.
А) буквы
Б) звуки
З. Отыщи лишний звук.
А) а А) к’ А) р А) цБ) у Б) л Б) л Б) к
В) ы В) з’ В) м В) ч
Г) д Г) э Г) н Г) с
Д) и Д) г Д) с Д) ш
4.Найди слово только с твёрдыми согласными звуками.
А) водопад
Б) синий
В) помощь
Г) Митя
Д) метель
5.Выбери слово только с мягкими согласными звуками.
А) город
Б) любить
В) зелёный
Г) цепь
Д) друг
6.Найди слово только со звонкими согласными звуками.
А) хохот
Б) топот
В) печаль
Г) берёза
Д) пух
7.Найди слово только с глухими согласными звуками.
А) гордый
Б) поездка
В) сетка
Г) паровозик
Д) леший
Найди слово в котором букв больше, чем звуков.
А) юнга
Б) жучок
В) рука
Г) якорь
Д) радость
8.Найди слово в котором звуков больше, чем букв.
А) вечер
Б) поёт
В) жизнь
Г) вьюга
Д) ключ
Произведи фонетический анализ слова.
ПОЕЗД –
Памятка!
Поставь знак ударения, раздели слово на слоги, укажи ударный.
Запиши слово в транскрипции.
Дай характеристику каждому звуку.
Укажи количество букв и звуков.
Молодцы!
4. Закрепление.
А теперь откройте учебник на стр.5 упр.9.
Гласные буквы образуют слог. И говорят, что сколько в слове гласных, столько и ... .
Прочитай слова по слогам.
У-доч-ка, о-кунь-ки, реч-ной, путь, пе-сок, у-лов, ве-те-рок, лёг-кий.
стр.4 упр.6
Работа по карточкам.
Карточка1.
Выпиши слова, в которых 1 и З слога.
В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит
Малым детям спать велит!..
«Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю...»
(А. Блок.)
Карточка2.
Выпиши только те слова, в которых З и 4 слога.
Ходит дождь по переулку
И до самой темноты
Приглашает на прогулку
Сапоги, плащи, зонты.
Что в домах сидите, братцы?
Что пылитесь по углам?
Не пора ли прогуляться
Вам по рощам и полям?
(И. Мазнин)
Очень хорошо!
А какие правила нужно знать чтобы верно переносить слова?
Памятка!
1. Слово переносится по слогам. (мир-ный).
Слово из одного слога не переносится. (день, шью, вьёт)
2.Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.
(идут, стою, Юлия, язык)
Буквы Ь, Й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы. (пись-мо, строй-ка)
При переносе слов с двойными согласными одна согласная остаётся на строчке, а другая переносится. (кас-са, кол-лекция)
Отгадай загадки, напиши отгадки, разделяя их на слоги для переноса.
Падает горошком,
Скачет по дорожкам.
(град)
Висит дед,
В скорлупу одет.
(орех)
Белокрылая птица
Над морем летает.
Рыбу увидит –
Сразу хватает.
(чай-ка)
Висит за окном кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(со-суль-ка)
Зверь мохнатый, косолапый.
Он сосёт в берлоге лапу.
(мед-ведь)
6. Итог.
Самостоятельная работа.
Раздели слова для переноса.
1 вариант 2 вариант
осень иней
дорогой учительница
пальто суббота
улей юла
балалайка около
долька апельсин
ёжик идёт
ранний рейка
весёлая чайка
опять очень
7.Пауза отдыха.
Разгадай кроссворд.
1 2 З 4 5 6 антоним слова «ложь».
стихотворное творчество.
человек, который много кричит.
антоним слова «тихо».
антоним слова «вражда».
овечий сыр.
8.Домашнее задание.
*Спиши. Раздели слова для переноса.
Счастье, осенний, цветок, рассказ, обезьяна, группа, ошибка, ягода, год, аллея, урожайный.*Выполни фонетический анализ слова.
ЮПИТЕР -