План-конспект урока русского языка Фонетика как раздел науки о языке (5 класс)

Тема урока: "Фонетика как раздел науки о языке"
Цели:
Ввести в лексикон учащегося термин “фонетика”;
Дать понятие об образовании гласных и согласных звуков;
Учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.
Оборудование:
Маршрутные листы
Диск с записью звуков природы.
Мультимедийный проектор.
Презентация.
Конверты.
Ход урока
I. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Посмотрите на них. Мы им рады. Но гости работе не помеха. Поэтому жду от урока хороших результатов.
II. Постановка целей и задач урока.
- Когда я пришла к вам на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Диск. Давайте его послушаем.
- Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы). - Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет). - А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
- А как называется раздел науки о языке? - Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем тему нашего урока. Ребята, обратите внимание и запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите. Поставьте на полях восклицательный знак, а дома вы занесете это слова в свои словарики.
- Ребята, посмотрите еще на раз на тему урока и скажите, о чем мы будем с вами сегодня говорить? Чему научимся?
-Итак, мы сегодня узнаем, какую роль играют звуки речи, какими они бывают; научимся отчетливо их произносить.
III. Изучение нового материала (комбинированное).
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия. У каждого из вас на столе лежит маршрутный лист, чтобы вы не заблудились в незнакомой стране. Вы оцениваете каждый этап своей работы. А я оценю вас, проверив маршрутные листы. Посмотрите на него. Что там непонятно? Готовы? Тогда отправляемся в путешествие.
- Итак, мы въезжаем в город, в котором живут звуки. И называется этот город ФОН. Его название пришло к нам из греческого языка, от слова phone – что значит - звук.
Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Я называю лексическое значение слов, а вы называете слова.
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
Микрофон (прибор для усиления голоса);
Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
Патефон (граммофон с рупором).
Запишите эти слова, подчеркивая выделенные буквы. Кроме того, что это однокоренные слова, что еще в них общего? (Словарные слова с непроверяемыми гласными в корне). Раз это словарные слова, что с ними нужно сделать? Записать в словарики дома. Еще раз проверьте их написание.
- Но в русском языке есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).
А мы движемся дальше. И следующая наша остановка – станция Анатомическая. Что изучает анатомия? (Анатомия изучает строение человеческого организма). Как могут быть связаны органы человека и звуки? Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.
- Проведём эксперимент:
Произнесите согласные звуки и скажите, какие препятствия встречаются на пути.
“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).
“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).
- А теперь произнесите гласные: а, о, э. А здесь какие препятствия?
- Каким же звукам легче живётся в городе? (гласным)
- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”
- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных
· букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.
В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл. В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Ио и ео оая
Еёая ыа. Зимой и летом стройная
Зелёная была.
- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
- Как же мы ответим на письмо? Все звуки важны, мы без них обойтись не можем.

- Едем дальше. Следующая станция – Музей точных наук.
- Сколько звуков речи в русском языке? Оказывается совсем немного (36 согласных и 6 гласных). Легко запомнить – как нормальная температура тела - 36 и 6.
- Посмотрите на них! Вот они – жители страны Фонетика. Все перед нами. Расскажите, какие звуки проживают в городе. Какими они могут быть? таблица
- Кто-то живет семьями, кто-то парами, а кто-то один. Совсем как люди. Почему так происходит, мы будем изучать на следующих уроках по фонетике.
- Теперь жители города приглашают нас на конференцию, в ходе которой надо бы выяснить, какова роль звуков в речи. Предположите.

- Здесь надо поработать и не обидеть звуки своим ответом.
Задание по группам (3 группы работают на карточках)

1. Образуйте как можно больше новых слов, изменяя только первый звук в слове «сом» (ком, том, дом, лом, ром)
2. Образуйте как можно больше новых слов, изменяя только первый звук в слове «чайка» (гайка, зайка, байка, шайка, лайка)
3. Образуйте как можно больше новых слов, изменяя только первый звук в слове «моль» (роль, соль, боль, ноль, голь, толь)

- А теперь поработаем самостоятельно.
Задание.
1. Выньте один звук и запишите, что получится: Краска(-каска), склон(-слон), полк(-пол), тепло(-тело), беда(-еда), экран(-кран). – зачёркиваем на слайде
2. Добавьте один звук и запишите, что получится: Стол(-столб) клад(-склад), рот (-крот), шар(-шарф), усы(-бусы), дочка (-удочка). – подписываем на слайде
- Проверим, что получилось. Оцените себя.

- Что же случается, если мы меняем хотя бы один звук в слове? (меняется значение, смысл слова)
- Сделаем вывод: звуки являются смыслоразличителями. И в науке их называют фонемами. Запишите в Справочник новое понятие: Фонема – звук речи, различающий смысл слов.
-Продолжаем наше путешествие.
Звуки приглашают нас в Тупик Ошибок, чтобы выйти отсюда, надо исправить ошибки в употреблении звуков. Найдите ошибки в употреблении слов. (Устная работа)
Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!»
Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.
Сияет море перед нами. Летают майки над волнами.

- Мы быстро вышли из Тупика. Но звуки хотят ещё проверить нашу сообразительность и предлагают отгадать метаграммы. (загадки, разгадать которые можно, заменив один звук другим) Работаем в парах – отгадки записать, подчеркнуть звуки, которые различают слова. (слайд 17)
1.
С к в полях меня найдете,
С г романсы запоёте,
С в косички заплетете.
(колос-голос-волос) 2.
С ч летаю над волною,
С л не дам волкам покою,
С м рубашка-безрукавка.
(чайка-лайка-майка)
- Не забудьте оценить свою работу.
- Продолжаем экскурсию. Бульвар «Проверочный» обойти невозможно. Проверим свои знания тестом.

1. Что изучает фонетика?
А. звуки речи
Б. части речи
В. части слова
2. Что такое фонема?
а. звук речи
б. часть речи
в. член предложения
3. Сколько в русском языке согласных?
А. 42
Б. 36
В. 45
4. Сколько в русском языке гласных?
А. 10
Б. 8
В. 6
5. Для чего нужны звуки речи?
А. чтобы различать смысл слов
Б. для красоты речи
В. чтобы правильно писать слова
6. Выбери правильное утверждение.
А. Согласные могут быть безударными.
Б. Гласные могут быть твёрдыми.
В. Согласные могут быть звонкими.
7. Выбери неправильное утверждение.
А. Гласные бывают ударными.
Б. Согласные бывают твёрдые.
В. Гласные бывают звонкие.
Проверка. Поставьте свою оценку в маршрутный лист.
Итоги урока
- Наша экскурсия подошла к концу. Жаль покидать такой чудесный город. А пока едем домой, расскажите, что узнали новенького?
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
На какие две группы делятся звуки речи?
Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
Каких звуков больше: гласных или согласных?
А как вы думаете, всё ли теперь мы знаем о звуках? А что ещё можем узнать?
- Да, это мы будем изучать на последующих уроках.
Домашнее задание.
- составить сообщение о звуках речи, используя схему в упр. 262.
- составить метаграмму.








13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Заголовок 115