Конспект урока по окружающему миру по теме Термометр 2 класс

УРОК 2.
Тема: Термометр.

1.Календарная минутка.
2.Контроль за знаниями и умениями.
а) работа с проверочными тетрадями;
б) анализ стихотворения М. Семкиной.
-Что относится к природе?
-Как делится природа?
-Почему необходимо беречь природу?
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет.
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
Все , что нужно, год от года
Нам дает сама природа,
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных.
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережем
Наш земной природный дом!

3.Новый материал.
1. Загадка. Столбик красный – непоседа.
Вверх ползет он до обеда,
И с обеда вверх ползет,
Но а солнышко зайдет –
Столбик книзу упадет. (Термометр )
2. Рассказ учителя.
Когда мы говорим « тепло», «холодно», «потеплело», «похолодало», мы
имеем в виду температуру и ее измерения. Для растений, животных,
человека особенно важны температура воздуха, воды, почвы. Опасны
сильная жара и сильный мороз. Для измерения температуры служит
прибор – термометр.
(При изучении устройства термометра интерес у учащихся может вызвать
отрывок из рассказа М. М. Пришвина «Жалька».
«Несколько раз за ночь я подхожу к окну, отодвигаю занавеску, гляжу на
термометр и возвращаюсь в постель. Это заметила Жалька. ( Жалька – кличка собаки). Она трогательно привязана ко мне и в самом глубоком сне
слышит меня, как слышит мать своего ребенка. После меня непременно встанет, раздвинет носом гардины, лизнет термометр и возвращается на свой коврик возле печки».

4.Практическая работа.
а) предлагается учащимся снять показания трех термометров, шкалы которых
изображены на рисунке в учебнике;
б) демонстрация различных термометров с пояснением их назначения.
Внимание! В термометре, которым измеряют температуру тела ( медицин-
ском), используют жидкий металл – ртуть. Ртуть очень ядовита, очень опасна.
С термометром нужно обходиться очень осторожно, чтобы случайно не разбить его. Если это все – таки случилось, не прикасайтесь к ртути! Сразу
же скажите об этом взрослым.

в) рассмотри термометр и найди его части: стеклянную трубку, шкалу, каждое
деление обозначает один градус, 0 градусов – граница между градусами тепла
и мороза.

г) проделай опыты:
Опыт 1. Опусти термометр в стакан с теплой водой. Что происходит со столби-
ком жидкости в трубке термометра?
Опыт 2. Перенеси термометр в стакан с холодной водой. Как изменилось пока-
зание термометра?
д) прочитай правила пользования термометром в учебнике;
е) определи температуру воздуха в классе, на улице. Запиши со знаком «+» - вы-
ше нуля ( теплее), со знаком «- « -ниже нуля ( холоднее ). Слово градус заменя-
ется маленьким кружочком. Например: +10, - 10.

5. Анализ ситуаций.
Утром, собираясь в школу, ты посмотрел на термометр. Как ты оденешься, если
термометр показывает +20 ? а если +5 ? Почему необходимо следить за темпера-
турой воды в аквариуме?

6. Закрепление материала.
Беседа по итогам практической работы: строение, назначение и правила пользо-
вания термометром.
7. Работа с учебником.
8. Итог урока. Домашнее задание.


15