Доклад на тему: “Нестандартные уроки истории в школе”


Сулейманкадиева А.Э -к.и.н., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 25.
Доклад на тему: “Нестандартные уроки истории в школе”
Урок – основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся - с классом по расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.
По типу урок делиться на традиционный урок и на нетрадиционный тип урока.
Урок традиционный – урок, который характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами.
Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя и осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения, отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.
Что же мы подразумеваем под «нестандартный урок»?
Итак, «Нестандартный урок» — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Нестандартный урок необычен по замыслу, а так же отличается организацией и методикой проведения. Такие уроки чаще всего нравятся учащимся, чем, нежели будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности. В использовании нестандартного урока необходимо помнить одно правило – не использовать слишком часто. Но чтобы поддерживать детский интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приемов, методов нестандартного урока в традиционном: составление таблиц, опорных схем, конспектов, работа со словариками дат, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация, использование ТСО. Задания позволяют учащемуся более подробно раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях, выявить проблемы в их усвоении.
Вообще, урок – показатель производительности труда учителя и учащихся. И выбор формы урока зависит от возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, материала, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками и т.д.
Каковы же преимущества и недостатки нестандартных уроков?
Преимущества нестандартных уроков:
1. нестандартные уроки восполняют пробелы репродуктивных методов, недостаточность дифференциации;
2. мобильность структуры;
3. формирование субъективных отношений за счет увеличения деятельности учащихся не только на уроке, но и в период его подготовки;
4. изменение эмоционального фона урока;
5. оценивание знаний учащихся на всех этапах урока;
6. использование коллективных способов работы: обязанности распределяются между членами коллектива с учетом их индивидуальных особенностей и интересов, в процессе коллективной работы ведется поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция деятельности отдельных учащихся, если их действия не согласуются с общим планом коллективного труда;
7. развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремления к самостоятельному поиску: материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить;
8. заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику;
9. активизация деятельности учащихся: это уже не простые ученики, а активные участники учебного процесса;
10. овладение способами управления коллективной деятельностью: уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;
11. становление новых отношений между учителями и учащимися: учащиеся становятся партнерами педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда;
12. оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе: эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.
Недостатки, которые допускаются педагогами при организации нестандартных уроков:
1. стихийность и бессистемность применения;
2. отсутствие прогноза положительных изменений, сдвигов в развитии учащихся;
3. не все учителя могут определить идею урока, его развивающие возможности;
4. преобладание репродуктивных технологий обучения;
5. внимание обращается преимущественно на форму, а не на его содержание.
Основные принципы нестандартных уроков.
1. отношение взаимопонимания с учеником;
2. учение без принуждения;
3. максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке;
4. принцип трудной цели;
5. принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи;
6. принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности;
7. принцип самоанализа;
8. принцип соответствующей формы;
9. принцип интеллектуального фона класса и личностного подхода;
10. отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;
11.не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
11. поддержка альтернативности, множественности мнений;
12. развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;
13. «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;
14. использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.
Эти принципы задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на конкретную деятельность обучения.
Классификация нетрадиционных уроков истории.
Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут,
Урок - общественный смотр знаний, урок с применением компьютеров.
Уроки с использованием игровых ситуаций: урок- ролевая игра, урок- пресс-конференция, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.
Уроки творчества: урок-выпуск «живой газеты», урок изобретательства, комплексно-творческий урок.
Интегрированные уроки;
Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-семинар, урок-экскурсия, урок- конференция, урок-консультация, урок-зачет.
При использовании активных форм и методов обучения при проведении нестандартных уроков истории позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлять сценарии, создавать условия для развития личностных качеств.
Рекомендации по проведению нестандартных уроков.
1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания.
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.
Подготовка к уроку
Подготовка урока-это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).
В своей профессиональной деятельности на уроках истории использую систему нетрадиционных уроков:
Бинарный урок (урок сочетающий историю с любым другим предметом: историю и литературу, ИЗО, историю и французский язык) – «Крепости Дагестана и замки.Франции», «Архитектура России» и т.д.
Урок-характеристика: “Александр Невский – как личность, полководец, политический деятель”, “Наполеон – политический портрет».
Урок-размышление, урок- дискуссия: “Судьба России в спорах западников и славянофилов».
Музейный урок, урок мужества: “Вечной памятью живы”, “ВОВ – обобщающий урок”.
Урок исторического чтения (мифы, сказания, легенды, поэмы): “Слово о полку Игореве”, “История Государства Российского”, “Греческие мифы”.
Урок – путешествие: “ Путешествие по Древней Греции”.
Урок - клуб путешественников - проводила при изучении темы «Сибирь в XVII веке» в VII классе. На уроке после небольшого вступительного слова учителя класс получает задание: определить вклад В.Д. Пояркова, Б.П. Хабарова и С.И. Дежнева  в русскую историю.
Урок-выставка:  демонстрация рисунков, творческих работ.
Урок-исследование: “Занятия и обычаи восточных славян в 6-8веках”, «Обычаи и традиции народов Дагестана» и т.д.
Весь этот арсенал я использую для всестороннего развития ребенка, раскрытия его способностей, для положительного эмоционального поля, которое способствует процессу запоминания, развивает память. И ученик проявляется – начинает работать его фантазия, он самостоятельно ищет ответ на вопрос, он обретает свой взгляд на известные факты и явления, тем самым расширяет свои знания, устанавливает связи, сходства и различия событий. И в этой игровой среде происходит многократное повторение предметного материала по желанию ребенка в различных его сочетаниях и формах, а не по традиционной необходимости заучивания и запоминания. Эта положительно заряженная эмоциональная среда помогает проявиться и слабым учащимся, активизирует их деятельность.
Так же эффективность учебно-воспитательного процесса заметно возрастает, когда в нем органично сочетаются коллективная и индивидуальная деятельность учащихся. Прекрасные возможности для этого дает групповая форма обучения. В условиях групповой работы возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке не только позволяет реализовать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.
Итак,      благодаря нестандартности таких уроков удается привлечь внимание большинства учащихся к наиболее сложным вопросам истории.
Литература:
1. Камышанова З.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. -- Ярославль: Академия развития, 1998.
2. Беляков Г.И. Славянская мифология. М., 1995.
3. Рыбаков Б.А. История Отечества, М.: Просвещение, 1993.
4. Интернет-ресурс.