Методическая разработка – конспект педагогического совета на тему «Секреты педагогического мастерства»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Никольского

заместитель по учебно-воспитательной работе
Маркова Ольга Ивановна







Тематический педсовет

«Секреты педагогического мастерства»











Тематический педсовет
«Секреты педагогического мастерства»
Цель: совершенствование работы педагога по повышению школьной мотивации обучающихся путем внедрения новых форм, методов и приемов обучения.
План педагогического совета:
Настрой на работу.
Формулировка проблемы (практическая работа).
Представление опыта.
Подведение итогов.
Орг. момент.
Уважаемые педагоги! Давайте настроимся на плодотворную работу по теме «Секреты педагогического мастерства». Надеюсь, что наша встреча будет для всех полезна и интересна.
- Предлагаю вам продолжить фразу: «Привет, мне приятно вам сказать, что..»

Формулировка проблемы.
Практическая работа. Все учителя разбиваются на 3 группы. Каждой группе выдается кейс. Каждая группа в течение короткого времени должна сформулировать проблему и предложить свой вариант ее решения.

Кейс. Студенты группы в середине семестра стали регулярно не готовиться к практическим занятиям. Задания выполняют лишь некоторые студенты и то, если даны конкретные инструкции по поиску информации. Преподаватель в начале учебного года сделал замеры по уровню мотивации к избранной профессии, оказалось, что 70% студентов имеют высокий и средний уровни мотивации к избранной профессии.
Сформулируйте педагогическую проблему. Выработайте алгоритм решения педагогической проблемы и спроектируйте ожидаемые результаты.
Указания. В выработке алгоритма решения проблемы используйте педагогические категории: методы обучения; приемы и средства обучения; технологии обучения; стиль общения; способы контроля; оценки ЗУНов и компетенций обучаемых; стимулирование потребности в саморазвитии и самообразовании; обучение способам мышления и способам деятельности; и другие.
В ожидаемых результатах: рост мотивации; изменение отношения к чему-либо; рост учебно-познавательной активности; проявление творчества; проявление самостоятельности и ответственности; развитие навыков самообразования и самоконтроля; приобретение навыков и умений учиться; и другие.

Представление результатов групповой работы, проведение диспута, сравнительный анализ.

- Мы с вами сформулировали педагогическую проблему. Проблема нежелания учиться, а значит снижения мотивации. У нас в школе такая проблема тоже существует. Проведенная диагностика школьной мотивации в 5-х и 6-м классах показала:
5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Из 46 опрошенных имеют 11% обучающихся. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). 33% обучающихся. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3-й уровень 15-19 баллов (внешняя мотивация) – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. 28% обучающихся.. Такие дети достаточно  благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
2-й уровень 10-14 баллов (низкая школьная мотивация). 21% обучающихся. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе. 
1-й уровень 0-9 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). 7% обучающихся. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. 

- 44% обучающихся имеют высокий и средний уровни мотивации, 28% обуч-ся учебный процесс мало привлекает, 28% - испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
- Главной составной частью учебного процесса является урок. И от того как он будет организован зависит успешность каждого ученика, его желание познавать и открывать новое.
- Назовите одно из важных условий современного урока. (Результативность, комфорт, творчество). Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
«Комфорт» (от англ.- поддержка, укрепление) – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

Групповая работа: задание «Ассоциация».
Подберите ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт». Записывают на бумаге и прикрепляют в таблицу на доске.
1-я группа – подбирают ассоциации для К,О
2-я группа – подбирают ассоциации для М,Ф
3-я группа – подбирают ассоциации для О,Р,Т
Результат работы групп. 1-2 минуты

Примеры ассоциаций

К
Компетентность, критичность, креативность, культура

О
Органичность, основательность, образованный, осознанный, отдача, оптимально, открытие, ответственность

М
Моделирование, мотивация, методика, мастер

Ф
Фантазия, формирование, функциональный, фундамент

О
Отдых, осмысленный, открытие, организованный, обучение, опора, озарение

Р
Радость, развитие, рост, результат, рефлексия

Т
Тепло, творчество, талант, темп


- Мы с вами отметили основные особенности современного урока.
- Но, не смотря на это, часто можно наблюдать на уроках:
однообразие учебного процесса;
ответы без вопросов;
инструкция – монолог;
авторитарный монолог;
итог – стереотипное мышление, снижение мотивации.
- Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Основой современного урока является системно-деятельностный подход - организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, творческой в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника.
- Школьники охотно включаются в работу, если их деятельность мотивирована. Мотивация может быть разной. Например, при закреплении нового, учитель, для активизации самостоятельной деятельности, договаривается с учениками о том, что не будет ставить им плохих отметок.
- Использование на уроках технологии кейсов, которую мы применили в начале занятия, поставит учащихся в ситуацию, когда не учитель говорит, а ученики – обсуждают задания, формулируют проблему, высказывают свое мнение, предлагают пути решения проблемы. А когда ученик говорит, значит, он мыслит. Технология кейсов соответствует принципам системно-деятельностного подхода и поэтому может быть востребована в условиях введения ФГОС основного общего образования. (Раздаточный материал по кейс-технологии).
- Мотив – это либо кратковременное состояние, либо более длительное отношение или стабильное качество личности. В душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и взаимопротиворечащие мотивы. Например, на уроке он может стараться слушать объяснение учителя, но в то же время стремиться посмотреть красивый и увлекательный журнал, поговорить с соседом или помечтать о чем-то. Характер и результат познавательной деятельности зависят от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя (весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.
- Как сделать так, чтобы у учащихся возникла потребность в учении, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, потребность в действии, формировало их творческое сознание? Об этом нам расскажут наши коллеги.

Обмен опытом (выступление учителей, мастер-классы).
- Вспомним основные этапы урока:
Организационный момент (Конова Л.Н – учитель начальных классов)
Проверка домашнего задания (Хоменко Н.А.- учитель начальных классов)
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (Геращенко О.А.- учитель географии)
Открытие нового знания (Геращенко О.А.)
Динамическая пауза (Швецова Л.В. – учитель музыки)
Первоначальное закрепление нового (Дробязко М.Ю. – учитель русского языка и литературы)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Рефлексия (Маркова О.И.- учитель химии)
Домашнее задание (Маркова О.И.- учитель химии)

Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность, ребенок должен включиться в деятельность.
Приёмы работы:
учитель высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи;
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;
девиз, эпиграф;
учитель настраивает детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.).
ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал.
Организация проверки домашнего задания.
Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Полнота и глубина проверки.
Методика повторения, дифференциация заданий.
Охват учащихся проверкой, занятость класса.
Объективность оценки, аргументация отметки.
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение задач и обсуждение проекта их решения.
Формы работы: диалог, групповая и парная работа.
Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
Выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила, они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
Динамическая пауза (Способы организации переключения внимания уч-ся)
Первичное закрепление.
Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.
Формы: фронтальная работа, работа в парах.
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
Методы: самоконтроль, самооценка.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Включение нового знания в систему знаний и повторение. Выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

Домашнее задание. На слайде картина Фердинанда Георга Вальдмюллеара.
- Фердинанд Георг Вальдмюллеар (1793-1865) один из наиболее известных австрийских художников первой половины XIX в. Известен как своими пейзажами, так и работами в портретной и жанровой живописи. Творческое наследие Вальдмюллера охватывает около 1200 картин.
-Посмотрите на картину.
-Что на ней изображено? (школа)
-Какой момент школьного дня? (окончание занятий)
-Кто изображен? (учитель и ученики, спешащие домой)
-Что делает учитель? (пытается что-то сказать напоследок)
-Как вы думаете, все ли его услышат? (нет, все торопятся домой)
-Так происходит на тех уроках, когда домашнее задание учитель задает после того, как прозвенел звонок. Его уже никто не слышит. А, ведь ребят еще необходимо проинструктировать, как выполнять домашнее задание, т.к. у многих возникают вопросы.
- Известно, что далеко не все обучающиеся выполняют домашние задания. Нужны ли домашние задания вообще? Каковы здесь права и обязанности учителя? Да, безусловно нужны. На что необходимо при этом обращать внимание?
Планирование задания на дом:
объем, характер материала (тренировочное, творческое), его посильность;
наличие и характер инструктажа;
дифференцированность задания (задание на выбор учащихся).
своевременность окончания урока.

- Учитель обязан информировать учащихся о программе работы на следующем уроке, о конкретных источниках знаний, о своих дальнейших планах обучения и контроля, чтобы заинтересовать учащихся и тем самым поощрить их внеурочную занятость «своим предметом». Не ставить двойки всем, кто не выполнил домашнее задание. Делать акцент на то, что на следующем уроке всем, кто поработал дома, будет легче заниматься и как следствие - получить положительную отметку. И подтверждать эту закономерность на уроке.
- Например, перед уроком по теме «Классификация химических реакций» в 11 классе я предлагаю учащимся предварительно изучить данный материал по учебнику. На уроке организую групповую работу по определенному плану
Групповая работа
Изучив теоретический материал по учебнику и используя таблицу «Классификация химических реакций» (раздаточный материал), подготовить рассказ о классификации реакций по определенному признаку.
В процессе подготовки составить схему: Признак классификации типы реакции примеры химических реакций.

Группа
Признак классификации

1
Число и состав исходных веществ и продуктов реакции

2
Наличие окислительно-восстановительного процесса

3

Тепловой эффект


Участие катализатора

4
Направление реакции


Агрегатное состояние реагирующих и образовавшихся веществ


- Далее каждая группа отчитывается о результатах работы. Учащиеся самостоятельно оценивают своих товарищей.
- Необходимо помнить, что учить надо всех на уроке и оценивать учебные успехи, продемонстрированные на уроке. Учитель не может посягать на личное время ученика и требовать от него формальной дополнительной работы вне урока. Урочное время в школе - это почти полный рабочий день! А детям необходим еще и отдых.
Рефлексия. Подведение итога педсовета.
-Каждый современный урок учитель, реализующий системно-деятельностный подход в обучении, заканчивает рефлексией.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?

Прием рефлексии «Выбор». (на листе ватмана или на доске)
- Прикрепите листок на линии в том месте, которое отражает ваше отношение к занятию и степень участия в нем:
1. Я считаю, что занятие было
интересным___________________скучным.
2. Я научился
многому_______________________малому.
3. Я думаю, что слушал других
внимательно__________________невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии
часто_________________________редко.
5. Результатами своей работы на занятии я
доволен______________________не доволен.

- На что же в большей степени необходимо обращать внимание на уроке? На эффектное начало, захватывающее учеников сразу с появлением учителя, подведение итогов, обсуждение достигнутого, объяснение или опрос? Каждый этап урока имеет свое значение, а в вопросе организации урока нет жестких и однозначных требований.
Главное - личностное начало учителя, которое позволяет ему не просто наполнять учеников знаниями, а умело организовать деятельность детей по поиску и обработке информации, постановке учебной задачи и т.д., выступая при этом в роли помощника. Однообразие и монотонность, бедность и непродуманность методики организации учебного процесса не могут не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против учения.
Демонстрация мультфильма «Поросенок».
- Прокомментируйте мультфильм. Как вы думаете, почему поросенку не удалось решить проблему? Ведь он использовал множество способов для ее решения?
- Рядом не оказалось помощника, который бы помог осуществить задачу, направил, вовремя подсказал, не оказалось педагога.
- Помните, что тема урока – это фон для формирования универсальных учебных действий. Важно учить учеников для жизни.
- Главная наша задача: учить так, чтобы учиться хотелось и училось бы радостно и успешно.
Решение
Учителям при подготовке занятий учитывать требования ФГОС, теоретические и методологические основы учебного занятия, анализировать каждый его этап, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Проводить уроки на основе использования технических средств с применением современных образовательных технологий.
Администрации школы и учителям-предметникам использовать в работе схему анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Следующий педсовет провести по теме «Система оценки результатов обучающихся в условиях введения ФГОС».




















Приложение 1
Особенности кейс-технологии
Технология кейсов – педагогическая технология с использованием практических ситуаций (кейсов). Получение нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации, через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблемы.
Цели
активизация школьников, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения; повышении мотивации к учебному процессу;
приобретение навыков анализа различных жизненных ситуаций, умение выделять проблемы;
отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
моделирование решений, представление различных планов действий, умение прогнозировать дальнейшее течение событий;
приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;
приобретение навыков четкого и точного изложения собственной позиции в устной и письменной форме, защиты собственной точки зрения;
приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.
выходить за рамки готовых алгоритмов деятельности в принятии решений и т.д.
Структура и содержание кейса:
предъявление темы программы и учебного занятия, проблемы, вопросов, задания;
подробное описание практических ситуаций;
сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
учебно-методическое обеспечение:
наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
рекомендации «Как работать с кейсом»;
литература основная и дополнительная;
режим работы с кейсом;
критерии оценки работы по этапам.
Типы кейсов:тренинг,обучение,,анализ,,исследование,,систематизация, прогнозирование.
Способы построения проблемных ситуаций
1-й способ заключается в представлении ситуации в виде новой и сложной информации для обучаемых. Данный способ предполагает в процессе работы обучаемых над кейсом с целью заострения внимания к новым объектам или их свойствам искать ответ на вопросы: «Что это значит?», «О чем говорит (свидетельствует) данная информация (факты) и т. п.?».
2-й способ создания проблемной ситуации рассмотрение противоречивой информации, разные взгляды на один и тот же вопрос. Для того чтобы выявить проблему, необходимо обнаружить противоречивый характер связи между явлениями и установить природу противоречия или понять, что данное противоречие лишь кажущееся.
3-й способ состоит в создании проблемной ситуации через неполное представление содержания, причем сложность данной ситуации будет различна в зависимости от того, есть ли указание на то, что данное содержание полно или обучающийся должен сам понять это и заняться поиском материала. Осознавая проблемную ситуацию, обучаемый должен выделить или самостоятельно найти его части и синтезировать их в единое целое.
Примечание: речь может идти не о полноте всего объекта или системы в целом, а лишь о неполноте одной из характеристик, функций или одного из условий и т. п.
4-й способ заключается в построении своеобразных загадочных ситуаций, когда определенная информация отсутствует, не указаны субъекты или объекты данной ситуации, но даны их характеристики, условия и т. п., или наоборот, дан сам объект, но не указаны его характеристики, условия, функции и т. п. Понимание данной проблемной ситуации заключается в обнаружении того, что Предмет мысли не выражен в ответе на вопрос: «О чем здесь говорится, каковы характеристики данного объекта, каковы условия протекании данного процесса и т.п.?».
Особенности содержания кейса
конкретная ситуация не содержит проблему в готовом виде;
содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения.
Требования к описанию ситуации в кейсе
реальность событий;
представление событий в динамике (четкое определение хронологии события);
событийный стиль с широким применением образов, метафор;
достаточное представление материала по объему;
возможность выделения проблемы, представляющей интерес для обучающегося;
представление фотографий, видео-аудиоматериалов, рисунков и др.
Методика работы с кейсом
1 этап – Анализ ситуации и нахождение проблемы.
2 этап – Сбор информации, необходимой для решения проблемы.
3 этап – Поиск решений проблемы.
4 этап – Принятие решений.
5 этап – Презентация решения.
6 этап - Сравнительный анализ.
Методические рекомендации по разработке кейса
Сформулировать цели, которые Вы хотите достичь с помощью этого метода и выбрать вид кейса, соответствующего цели и особенностям обучающихся (возраст, жизненный и профессиональный опыт и др.)
Определить основную проблему (ы) ситуации (их не должно быть больше 4-х); проблема должна быть личностно или профессионально значимой для обучающихся.
Выбрать сюжет (про что), в котором будет «жить» проблема. Определить от чьего лица будет описываться ситуация. Кейс – это не просто история или зарисовка с натуры. В ней должно быть представлено многообразие связей, противоречивые точки зрения, побуждающие к постановке вопроса «А как бы поступили Вы?»; кейс должен лишь давать основу и импульс для исследования, но при беглом чтении заголовка ситуации или ее содержания не возможно предугадать результаты. Ситуация должна иметь вариативность решений. Кейс должен содержать контрасты и сравнения, а также аргументацию важности события.
Определить, какая информация Вам потребуется для составления кейса (газетные или журнальные статьи, личные наблюдения, исторические справки, отзывы экспертов и др.) как Вы ее будет добывать?
При разработке кейса необходимо учесть специфику учебной дисциплины, место его использования в теме.
Продумать процедуру организации работы обучающихся с кейсом (план работы и временной регламент).
Кейс – метод носит интегративный характер, соединяя многие элементы других технологий (деловых игр, проблемного обучения, коммуникативных технологий).
Ядром кейса является конкретная ситуация.
Кейс. Студенты группы в середине семестра стали регулярно не готовиться к практическим занятиям. Задания выполняют лишь некоторые студенты и то, если даны конкретные инструкции по поиску информации. Преподаватель в начале учебного года сделал замеры по уровню мотивации к избранной профессии, оказалось, что 70% студентов имеют высокий и средний уровни мотивации к избранной профессии.
Сформулируйте педагогическую проблему. Выработайте алгоритм решения педагогической проблемы и спроектируйте ожидаемые результаты.
Указания. В выработке алгоритма решения проблемы используйте педагогические категории: методы обучения; приемы и средства обучения; технологии обучения; стиль общения; способы контроля; оценки ЗУНов и компетенций обучаемых; стимулирование потребности в саморазвитии и самообразовании; обучение способам мышления и способам деятельности; и другие.
В ожидаемых результатах: рост мотивации; изменение отношения к чему-либо; рост учебно-познавательной активности; проявление творчества; проявление самостоятельности и ответственности; развитие навыков самообразования и самоконтроля; приобретение навыков и умений учиться; и другие.

+ђ Заголовок 115