Факультативный курс по физике 11 класса Нестандартные задачи по физике


Факультативный курс по физике – 11 класс
«Нестандартные задачи по физике»
(17 часов)
 Пояснительная записка
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно-технического прогресса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы, целями которой являются:
- развитие интереса к физике, к решению физических задач;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Кроме того, в данном курсе акцентировано внимание учеников на решении нестандартных физических задач, задач на смекалку, занимательных и экспериментальных задач. Все вышеперечисленное развивает физическое мышление школьников, прививает им интерес к науке физике и расширяет кругозор ученика о том увлекательном мире, в котором он живет.
Данная программа, общим объемом 17 часов, изучается в 11 классе.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса «Нестандартные задачи по физике» на этапе среднего общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать:
- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
Уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов;
- оценки безопасности радиационного фона.
Используемая литература:
гольдфарб И.И.«Сборник вопросов и задач по физике»
Меледин Г.В. «Физика в задачах»
Ланге В.Н. «Экспериментальные задачи на смекалку»
Низамов И.М. «Задачи по физике с техническим содержанием»
Бутиков Б.И. и др. «Физика в задачах»
Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике»
Тульчинский М.Е.«Занимательные задачи–парадоксы и софизмы по физике»
Кобушкин В.Н.«Методы решения задач по физике»
Тарасов Л.В, Тарасова А.Н.«Вопросы и задачи по физике»
Календарно-тематическое планирование
Механика (6ч)
Динамика и статика (3 ч)
Дата план/факт
1. Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы механики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.
2. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.Задачи на определение характеристик равновесия физической системы.
3. Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Законы сохранения (3 ч)
4. Решение задач на закон сохранения импульса и реактивного движения, определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращения энергии.
5. Решение задач несколькими способами. Составление задач несколькими способами. Взаимопроверка решаемых задач.
6. Знакомство с примерами решения задач по механике районных, городских и международных.
Молекулярная физика (6 ч)
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5 часов).
7. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния в газах при изопроцессах.
8. Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева – Клапейрона, характеристика критического состояния вещества.
9. Решение задач на описание явлений поверхностного слоя жидкости: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях.
10. Решение качественных и количественных задач. Особое внимание уделяется проговариванию качественных задач – использование графических и экспериментальных задач.
11 Решение задач на определение характеристик твердого тела: удлинение, запас прочности, сила упругости.
Основы термодинамики (1 ч)
12. Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.
Электродинамика (5 ч)
Электрическое и магнитное поля (3 ч)
13. Характеристика решения задач раздела: общее и разное; примеры и приемы решения.
14. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.
15. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера, сила Лоренца. Электромагнитные колебания и волны (2 ч)
16. Решение задач различных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
17. Решение задач на переменный ток: характеристики переменного ока, электрические машины. Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн. Решение задач по геометрической оптике.