Нестандартные уроки по физике


Нестандартные задачи по физике как способ повышения интереса к предмету.
Начну со стихотворения С. Маршака….
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"Его прозвали "маленький философ".Но только он подрос, как начали емуПреподносить ответы без вопросов.И с этих пор он больше никомуНе досаждал вопросом "Почему?". 
Очень важно сохранить у учащихся с 1 по 11 классов желание учиться. И с появлением нового предмета «физика» в 7 классе у учителя появляется необходимость не только заинтересовывать, но и постоянно поддерживать и даже повышать интерес к предмету.
Способы повышения интереса к физике:
-проведение нетрадиционных уроков
-важен конечный результат: ВУЗ
-использование ИКТ-технологий-межпредметные связи на уроке
-решение нестандартных задач
Более подробно рассмотрим последний…..
Сравним пути решения стандартных и нестандартных задач…..
Решить учебную задачу по физике — это значит найти такую последовательность общих положений физики (законов, формул, определений, правил), использование которых позволяет получить то, что требуется в задаче, — ее ответ.
Для решения задачи необходима определенная система знаний и умений, причем знаний не только тех разделов курса физики, к которым относится данная конкретная задача, но и знаний по физике, математике и другим предметам, полученным ранее в школе.
Процесс решения физической задачи складывается из последовательности следующих действий:
— изучение условий и требований задачи;
— запись условий в буквенных выражениях;
— перевод единиц физических величин в систему СИ;
— графическое изображение процесса, описанного в задаче;
— поиск пути решения;
— составление плана решения;
— осуществление решения;
— запись искомых величин в виде формул и вычисление их значений с требуемой точностью;
— проверка правильности решения, в том числе по размерности;
— оценка полученных результатов по «здравому смыслу»;
— анализ процесса решения задачи и отбор информации, полезной для дальнейшей деятельности.
Преход на решение нестандартных задач
Задачи на усвоение учебного материала — это стандартные (тренировочные) задачи. Основная их учебная функция - перевод знаний, усвоенных на уровне воспроизведения, на уровень знаний-умений. Это – простые, «одношаговые» задачи. Для их решения достаточно вспомнить формулу и дать ответ. Обучение, построенное преимущественно на задачах этого типа, приводит в результате к потере интереса учащихся к предмету.
Настоящие физические задачи в большинстве своем являются «неалгоритмическими», «многошаговыми», творческими. Такие задачи обладают, на первый взгляд, несовместимыми свойствами: нужно, чтобы ученик смог её решить, не зная, как ее надо решать, а учитель мог бы научить её решать, не показывая, как решать. Решение задачи на активное использование изученного материала — нестандартных (проблемных, поисковых, творческих) задач, вызывает затруднения иногда даже у наиболее подготовленных школьников.
Самостоятельный поиск способа решения задачи — дело непростое. Он требует от человека не только глубоких знаний, но и проявления находчивости, целеустремленности и большого напряжения умственных способностей. Только на нестандартных задачах реализуется в полной мере развивающая функция обучения физике. Только при решении нестандартных задач труд школьника можно сравнить с трудом исследователя.
Для серьезного овладения любым умением необходимо осознанное желание человека. Целеустремленное желание мобилизует внимание, повышает интерес, создает настроение выполнить любую работу, нужную для овладения этим умением. Желание — важнейшее условие для любой самостоятельной деятельности.
Процесс обучения в школе должен представлять движение ученика от несамостоятельности к полной самостоятельности. Главная задача школы и учителя – развить у ученика способность самостоятельно добывать знания настолько хорошо, чтобы учитель в определенной мере стал ненужным.
Только основательная теоретическая подготовка и правильно организованная самостоятельная работа позволят сознательно решать задачи по физике и целенаправленно формировать у школьников нужные для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности умения.
Возможные методы приобщения учащихся к самостоятельной деятельности при решении нестандартных задач по физике:
-посещение кружков и элективных курсов
-участие в интернет-олимпиадахУвлечение интернет-ресурсами по физике
«Человек знает физику, если он умеет решать задачи.»Энрико Ферми.