Педагогический проект : «Методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся по биологии в сельской школе в условиях внедрения ФГОС»



«Методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся по биологии в сельской школе в условиях внедрения ФГОС»
педагогический проект

Автор проекта: Буравлева Надежда Михайловна, учитель биологии
Место работы: МБОУ СОШ № 14 МО Тимашевский район
Контактный телефон: 89180694568
Адрес электронной почты: buravleva.nadezhda@mail.ru



















2017 г.

Описание проекта
Название проекта: «Методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся по биологии в сельской школе в условиях внедрения ФГОС»
Автор проекта: Буравлева Надежда Михайловна, учитель биологии
Место работы: МБОУ СОШ № 14 МО Тимашевский район
Соавторы:
Контактный телефон: 89180694568
Адрес электронной почты: buravleva.nadezhda@mail.ru
Информация о проекте, которую считаете необходимым сообщить
Аннотация:
Необходимость в выполнении проекта возникла в связи с внедрением ФГОС, предусматривающими овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. Решение данной проблемы является приоритетной задачей, т. к. метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Получить такие результаты только в рамках урочной деятельности, особенно при изучении биологии 1 час в неделю, невозможно. Обучение по новым стандартам предусматривает широкий спектр внеурочной деятельности.
Цель: Разработать алгоритм методического сопровождения исследовательской деятельности, позволяющий выявить обучающихся, склонных к исследовательской деятельности, и вывести их на Всероссийский уровень.
Задачи -- образовательные: развитие познавательной активности всех учащихся класса, углубленная подготовка учащихся, увлеченных биологией
-- воспитательные: профориентация на специальности биологического профиля
-- социальные: продвижение по «Лестнице успеха».
. Участники проекта
2013-14 учебный год – учащиеся 6 б класса, 2014-15 уч. год – учащиеся 7 б класса
2015-16 уч. год – учащиеся 8 б класса, 2016-17 учебный год – учащиеся 9 б класса
В проекте даны описание  стратегии и механизмы достижения поставленных целей, оценка эффективности и рисков, предусмотрено дальнейшее развитие проекта

Содержание    1. Обоснование необходимости проекта . ..4     2.Цели и задачи проекта ..6     3.Участники проекта 7    4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей . 7    5. Рабочий план реализации проекта ..12     6.Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта ..13     7.Оценка эффективности реализации проекта . 13     8.Оценка рисков ...15     9.Дальнейшее развитие проекта .15
























1. Обоснование необходимости проекта
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Какие требования предъявляет общество к взрослому человеку, стремящемуся иметь жилье, стабильный доход, статус, признание и прочие атрибуты благополучия? Он должен:
- иметь независимую позицию;
- уметь принимать собственные решения и нести за них ответственность;
- обладать качествами лидера;
- быть в курсе всего нового, что появляется в информационном поле;
- самому быть законодателем нового, первооткрывателем в своем бизнесе или профессии;
- быть максимально креативным как в собственной профессии, так и в жизни;
- быть упорным и настойчивым в достижении собственных целей;
- иметь значительную устойчивость к стрессам и способность быстро восстанавливаться после полученного негативного опыта;
- быть уверенным в себе, осознавать собственные таланты и способности и умело реализовывать их в своей жизни.
То есть, если в трех словах: быть активным, плодотворным, независимым. На это нацеливают новые стандарты в области образования.
Смена знаниевой парадигмы на деятельностную подразумевает активное включение в всех детей в процесс познания, а не созерцание этого процесса.  
Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения
Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.
Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.
Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания. Необходимо учитывать возраст учащихся при отборе темы, методики исследования.
Таким образом, имеются противоречия между имеющимся  положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе. Следовательно, проект актуален и значимость их решения поставленных задач важна для повышения эффективности педагогического процесса.
Решение проблемы «Методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся по биологии в условиях внедрения ФГОС» для образовательного учреждения – маленькой сельской школы – позволяет показать, что данный вариант решения соответствует государственным приоритетам в системе образования.
Необходимость в выполнении проекта возникла в связи с внедрением ФГОС, предусматривающими овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Решение данной проблемы является приоритетной задачей, т. к. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются : овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Получить такие результаты только в рамках урочной деятельности, особенно при изучении биологии 1 час в неделю, невозможно. Обучение по новым стандартам предусматривает широкий спектр внеурочной деятельности.
2. Цели и задачи проекта
Цель: Разработать алгоритм методического сопровождения исследовательской деятельности, позволяющий выявить обучающихся, склонных к исследовательской деятельности, и вывести их на Всероссийский уровень.
Задачи
-- образовательные: развитие познавательной активности всех учащихся класса, углубленная подготовка учащихся, увлеченных биологией
-- воспитательные: профориентация на специальности биологического профиля
-- социальные: продвижение по «Лестнице успеха».


3. Участники проекта
2013-14 учебный год – учащиеся 6 б класса, 2014-15 уч. год – учащиеся 7 б класса
2015-16 уч. год – учащиеся 8 б класса, 2016-17 учебный год – учащиеся 9 б класса
4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей Деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели использованы как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.
2013-14 учебный год
Этап вовлечения в исследовательскую деятельность – кружковая деятельность.
Первая исследовательская работа проведена в рамках проведения Месячника качества .
Работа представлена на классном часе «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты»
Данный классный час разработан для учащихся 6 класса.
Цель: Познакомить учащихся со значением долгосрочной краевой целевой программы «Качество».
Задачи: 1. Повышение потребительской грамотности школьников
2. Формирование культуры потребления товаров.
3. Воспитание гордости за кубанских производителей.
Форма проведения – круглый стол .
Методы и приемы: Ролевая игра, исследовательская работа .
Предварительная работа: - дети получили задание собрать и принести этикетки и упаковки продуктов питания, приобретенных в местных магазинах.
- приглашена студентка КубГАУ Буря Ирина ( специальность ветеринарно-санитарная экспертиза для участия в проведении «экспертизы».
Оборудование Листы «Экспертное заключение» и « ТАБЛИЦА КОДОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПРОДУКТАХ», Слайды , плакат с изображением знака «Качество Кубани», музыкальная заставка к началу классного часа- песня «Ах, картошка, наслажденье»
Ожидаемые результаты: после проведения экспертизы продуктов питания дети задумаются о мнимом вкусе «вкусняшек», будут сравнивать товары разных производителей, т.е. будет развиваться стремление исследовать качество продуктов питания и потребительская грамотность учащихся.
Различные экскурсии, поездки по краю способствуют развитию наблюдательности и стремлению исследовать окружающий мир. На территории нашего поселения протекает небольшая речушка Гречаная балка. Этот водоем стал объектом исследовательской деятельности учащихся - изучали состав беспозвоночных водоема, подсчитывали численность раков на протяжении 100 метров береговой линии, определяли показатели воды.
Все учащиеся стали участниками летней экологической смены «Робинзонада», во время которой исследовали природу окрестностей г. Горячий ключ. Результатом стали коллекции семян дикорастущих растений, фотогербарии и презентации.
2014-15 учебный год
Реализация Примерной программы внеурочной деятельности «Экология общения» 7 класс авторов Е.Н. Дзятьковской, А.Н. Захлебного, А.Ю.Либерова. Программа способствует формированию ИКТ – компетентности, читательской компетентности, экологической культуры. Предлагаются виды учебной деятельности : исследовательская, проектная, ролевая игра, общение. социально–творческая и общественно – полезная практика.
Раздел «Введение» предусматривает проведение практикума «Правильно ли я пользуюсь информацией?» дети получают задание собрать и принести этикетки продуктов питания. На занятии исследуем информацию на предмет наличия добавок с обозначением Е. На доску выводим список вредных для здоровья добавок с расшифровкой значений цифрового кода. Это является сильнейшим стимулом для работы. Кто- то взял эту информацию для личного потребления. скачав себе таблицу кодов. Некоторые увлеклись темой и продолжили исследования. Итогом стала исследовательская работа «Изучение наличия вредных добавок в товарах местного магазина» . Пособилова Алина систематизировала все данные и защищала проект во Всероссийском детском центре»Орленок», где стала победителем Х юношеского естественно – научного симпозиума. Также ее проект был представлен на Всероссийском фестивале экологического воспитания. Благодаря этому мы познакомились с экологическим движением ЭКА.
Раздел 2. «Информация как экологический фактор». Он содержит блок тем: Социальная информация как среда жизни человека. Культура как источник информации о способах рационального природопользования.Ценность коммуникативных умений для современного человека.. Формы общения. Дискуссия как форма обсуждения спорных вопросов для достижения общей точки зрения [1]. В рамках программы предлагаются различные формы организации внеурочной деятельности: работа в библиотеке, в Интернете, практикум общения, дискуссии. При организации мы использовали предложенный экологическим движением ЭКА проект «Информационные технологии для экологии». Замечательная презентация, методические разработки, персонажи Эконеш и Эконешка привлекли внимание детей. Ребята узнали как используются ИКТ – технологии при мониторинге состояния окружающей среды, узнали. насколько экологичны их собственные мобильные телефоны. С увлечением путешествовали по предложенным экологическим сайтам. С телефонами в руках активно участвовали в предложенных психологических тренингах. Узнали. что такое покет – мод и тщательно его складывали. Информативность данного проекта бесценна, подача материала учитывает возрастные особенности детей. Самое главное – проект имеет практический выход – дети захотели поделиться знаниями и эмоциями с другими. Разделившись на группы, семиклассники упростили презентацию и пошли в начальные классы. Таким образом, задачи раздела блестяще решены – дети тему «Общение человека с людьми как необходимое условие его полноценного развития» усвоили на эмоциональном и интеллектуальном уровне.
Раздел 3. Экологическая безопасность в информационной среде чрезвычайно актуален в наше время. И именно в формате ФГОС ненавязчиво можно создать мотивацию к формированию надпредметных компетенций. Практикум по распознаванию опасной информации и способам ее избегания или нейтрализации требует тщательного отбора материала для работы с подростками. Но именно эта тема позволяет убедить детей и родителей, что любую информацию необходимо критически осмысливать.
Раздел 4. «Работаем в команде» - формирование коммуникативных УУД. Именно здесь формируются группы длительного сотрудничества. Выявляются генераторы идей, их проводники и представители. Все сформированные УУД реализуются при работе над разделом 5. «Учусь экологическому просвещению». Ребята выбирают темы проекта, варианты выполнения. Для этого используем схему «Колесо решений». Данная схема применима для проектирования любой темы.
Планирование
Выбор темы: а)По заданию учителя. б)Свободный выбор.
Как собрать материал? Используем «Колесо решений»
1 мотивация создания проект

6 анализ 2 границы и критерии

3 варианты
5 возможность 4 выбор варианта
внедрения
При проведении внеурочных занятий используем метод проектов как одну из форм педагогической технологии. Одним из его основоположников был Френе Селестен (1896-1966) – французский педагог и мыслитель. Он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской школой, где и реализовал свою, альтернативную официальной, технологию. Цель технологии – всестороннее воспитание с опорой на природную любознательность и стремление к исследованию.
Особенности организации деятельности учащихся.
Есть разрешение проблем, пробы, экспериментирование, анализ, сравнение. Есть индивидуальные и групповые планы. Педагог внешне никого не воспитывает, не развивает, а участвует в решении их общих проблем.
Особенности методики.
проекты обсуждаются, принимаются, поощряется кооперация и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование. Культ информации – важно иметь знания, но еще важнее знать, где и как их добыть, заставляет ради нескольких фраз читать литературу, рыться в справочниках, общаться со специалистами. Создание презентаций невозможно без ИКТ – культуры.
Идеи Френе Селестена созвучны с новыми стандартами в курсе «Экология общения» 7 класс ( Примерная программа внеурочной деятельности). В ходе реализации этой программы выделились группы учащихся, с удовольствием выполняющих экспериментальную часть исследований, но учащихся, склонных к скрупулезной аналитической части, оформлению результатов выявлено только три человека. Поэтому те ребята, кто стремится получить результат «Здесь и сейчас», берут для исследования небольшие и не требующие длительного периода времени темы, например «Исследование рН снеговой воды» или «Исследование рН дождевой воды», «Влияние пепси – колы на белки», работы по лихнеиндикации, исследование количества гумуса в почве и др. Результаты демонстрируют, проводя мастер – классы для младших школьников. Первый мастер – класс всероссийского уровня проведен в ВДЦ «Орленок» в рамках Юношеского симпозиума естественных наук. Группа учащихся представляла исследовательский проект «Шпорцевые лягушки – обитатели школьного аквариума». Здесь же были представлены две исследовательские работы, авторы которых стали победителями конкурсного этапа Симпозиума.
2015-16 учебный год
Управление постановкой целей.
Мониторинг и экспертиза изменений.
Организация профессионального и социального партнерства.
Управление развитием человеческого ресурса.
На 2015- 16 учебный год поставлена цель – стать призерами краевых конкурсов и принять участие во Всероссийских конкурсах исследовательских работ.
Задачи: Изучение методических рекомендаций Всероссийских конкурсов и анализ ошибок, допущенных при выполнении работ.
Организация профессионального партнерства с методистом ВДЦ «Орленок» Постоноговой О.Г. Изучение системы методической работы эколого- биологической напрвленности ВДЦ «Орленок».
Мотивация учащихся на участие в конкурсах .
Вовлечение учащихся других классов в исследовательскую деятельность.
Конкурсы: Моя малая Родина, Эврика- юниор, Научно – практическая конференция МСХАУК, Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»
Реализация образовательного маршрута
Для учащихся, склонных к исследовательской деятельности, необходимо разработать индивидуальный образовательный маршрут.
Анализ практики через изучение результатов контрольных точек – результаты участия в конкурсах исследовательских работ.
Организация работы по поиску и применению продуктивных форм образовательной траектории.
Экспертная и консультативная поддержка индивидуальных исследовательских тем.
Заявка на участие во Всероссийских конкурсах исследовательских работ учащихся.
Оценка наличия необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых)
---Материальная база кабинета биологии позволяет проводить исследования по определению
растений и животных, изучению качества продуктов питания, влиянию удобрений на рост и развитие растений и др. Родителей, имеющие личные подсобные хозяйства, могут оказать помощь при проведении исследований, связанных с сельским хозяйством. В кабинете есть ноутбук, подключен Интернет, есть цифровой микроскоп, учащиеся имеют хорошие фотоаппараты.
Мероприятия, способствующие реализации проекта. Родительское собрание, Семинар с участием выпускников школы, успешно реализовавших себя в исследовательской деятельности и ставших студентами, тренинги презентаций исследовательских работ

5. Рабочий план реализации проекта
Наименование мероприятия
Предполагаемая
дата проведения
мероприятия

   Место
проведения
мероприятия

Ответственный
за выполнение

1 Кружковые занятия
еженедельно
Кабинет биологии, полевые выходы
Буравлева Н.М.

2. Родительские собрания «Значение дополнительного образования школьников»
Сентябрь

Апрель-май
Кабинет биологии,
Буравлева Н.М.

3.Подготовка исследовательских работ и мастер – классов
Октябрь - апрель
Кабинет биологии,


4 Участие в экологических мероприятиях ВДЦ «Орленок»
Апрель
ежегодно
П. Ново – Михайловский, ВДЦ «Орленок»
Постоногова О. Г. – методист ВДЦ «Орленок»
Буравлева Н.М.

5. Участие в муниципальных этапах краевых конкурсов
ежегодно
Г. Тимашевск
Буравлева Н.М.

6. Организация летних экологических смен
Ежегодно согласно плана УО МО Тимашевский район
Побережье Черного моря
Буравлева Н.М.

7. Участие в работе МСХАУК - экскурсии в Кубанский аграрный университе- мастер –классы с участием студентов ВУЗов, выпускников МБОУ СОШ № 14, членов МСХАУК
По отдельному плану
КубГАУ
Кабинет биологии
Буравлева Н.М.

8 Реализация программы внеурочной деятельности «Экология общения» 7 класс авторов Е.Н. Дзятьковской, А.Н. Захлебного, А.Ю.Либерова.
2014-15 учебный год

Кабинет биологии
Выездные мероприятия
Буравлева Н.М.

9. Организация работы по поиску и применению продуктивных форм образовательной траектории.

2015-16 учебный год
Кабинет биологии
Буравлева Н.М.

10. Правила оформления конкурсных работ
Октябрь



11 Работа по составлению библиографического списка
ноябрь
Школьная библиотека
Багринец О.А. библиотекарь

12 участие в Всероссийском конкурсе Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»
Февраль 2016
Г. Москва
Буравлева Н.М.

13. Экспертная и консультативная поддержка индивидуальных исследовательских тем.

2016-17 учебный год
Кабинет биологии
Буравлева Н.М.

14. Знакомство с научно – производственным предприятием «Премикс» - встреча – презентация с представителями предприятия
декабрь
Кабинет биологии
Варламова Л.В. – директор МБОУ СОШ № 14

13. Экскурсия на «Премикс» в рамках профориентации
апрель
Г. Тимашевск
Варламова Л.В. – директор МБОУ СОШ № 14

15. Выполнение исследовательских работ по заданию «Премикс»
По отдельному плану

Буравлева Н.М.

16. Защита исследовательских работ на конференции МСХАУК
Апрель- май
Г. Краснодар, КубГАУ
Буравлева Н.М.

17. Участие в Всероссийском конкурсе Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»

Март 2017
Г. Москва
Буравлева Н.М.

18. Встреча главы Тимашевского района с одаренными учащимися
ежегодно
Г. Тимашевск
Колесникова Т.В. – методист ЦРО

6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты итоги, которые получают непосредственно по окончании  проекта-- участие в конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального и федерального уровней.
- достижение уровня призеров и победителей конкурсов.
Долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта
- участие в федеральной программе «Путь к Олимпу»
- получение статуса кандидата и действительного члена МСХАУК
- поступление в ВУЗы
- получение гранда на обучение от предприятия «Премикс»
- продолжение исследовательской деятельности
7. Оценка эффективности реализации проекта
Ребята, вовлеченные в проектно-исследовательскую деятельность, проявляют свои творческие способности. По мнению О. Доснока «творчество касается продуцирования нового поведения, новых идей (знаний), создающих новые перспективы». Для достижения этой цели учитель применяет специальные алгоритмы, с помощью которых учащиеся решают исследовательские задачи, а также самостоятельно пытаются конструировать проекты. Статус ученика, серьезно занимающегося исследовательской деятельностью, как правило, стабильно возрастает. От кружковца к участнику конкурсов, затем к финалисту, получению сертификата, затем карточки кандидата Малой сельскохозяйственной академии. Финалом становится получение свидетельства действительного члена МСХАУК, что дает право льготного поступления в Кубанский государственный аграрный университет.
Описание количественных и качественных показателей достижения результатов
1. Все учащиеся класса занимаются в кружке биологической направленности , в 2016-17 учебном году все будут сдавать биологию в качестве экзамена по выбору на государственной итоговой аттестации
2. Первой коллективной исследовательской работой было изучение популяции раков в местном водоеме. Работа представлена на конкурс «Моя малая Родина», результат – участник.
3.Участие во Всероссийском проекте «МТС – технологии – для экологии.
Участие в Юношеском симпозиуме естественных наук во Всероссийском детском центре «Орленок» - Доклады представляли 2 человека: Бугаева Анастасия - «Изучение ведения прудового хозяйства арендатором Дядичко С.Я.», Пособилова Алина – «Изучение сметаны как продукта питания». Обе участницы стали победителями.
Мастер – класс по теме «Изучение качества продуктов питания» проводили Панина Виктория, Скиба Валерия.
4.Бугаева Анастасия- Победитель краевой эколого-биологической олимпиады ,кандидат в члены МСХАУК в секциях животноводство, ботаника и цветоводство, дипломы 2, 3 степени, призер регионального конкурса «Юные исследователи природы».
5.Пособилова Алина – участник Всероссийского экологического фестиваля, серебряный призер Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», участник Всероссийского форум «Будущие интеллектуальные лидеры России» с 21 по 24 ноября 2016 года в Ярославле 500 одаренных школьников со всей России – победителей олимпиад, конкурсов, призер конкурса исследовательских работ в Международном детском центре «Артек»
6.Макаревич Аделина – победитель МСХАУК , кандидат в члены МСХАУК в секции почвоведение, бронзовый призер Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», победитель конкурса исследовательских работ в Международном детском центре «Артек»
Данные достижения подтверждают, что поставленные в проекте цель и задачи решены.
8. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска
При проведении исследований могут возникнуть риски, связанные с проведением исследований на живых объектах – цыплята, рыбки, растения. Ребенку может просто стать неинтересно, и он откажется от продолжения работы. Поэтому начинать исследование нужно группой учащихся, распределяя долю участия сообразно потребностям и возможностям ребенка.
Участие в ряде мероприятий требует финансовых вложений, которые, как правило, ложатся на плечи родителей. Так одна из заявленных на участие во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» отказалась от поездки в последний момент. Следовательно, необходимо заручиться поддержкой родителей задолго до участия в фестивале.
Часто ребята, попробовав себя в исследовательской работе естественно – научной направленности, переходят в другое направление, которое им ближе по складу ума. Значит, опять выручает участие группы ребят при разработке конкретной темы.
9. Дальнейшее развитие проекта
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена Результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении: - при организации исследовательско – проектной деятельности в рамках школьного научного общества, для повышения компетентности молодых учителей.
С материалами проекта будут ознакомлены учителя биологии на семинаре, проводимом на базе МБОУ СОШ № 14, где разработан и внедрен проект.
Планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту  - размещение проекта на сайте школы и управления образованием, на личном сайте учителя биологии Буравлевой Н.М, представление проекта для участия в в Интернет – конкурсе «Совершенствование педагогической компетентности в рамках внедрения ФГОС», проводимом Всероссийским образовательным журналом «Познание»([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Участие во Всероссийском конкурсе научно-образовательных проектов «Великим педагогам посвящается» 2016-2017 уч. г.
(Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани (Центр среднего и дополнительного профессионального образования)









13PAGE 15


13PAGE 14715








Заголовок 1 Заголовок 215