ППрограмма проектно-исследовательской деятельности по биологии «Я исследователь». для учащихся 8-11 классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Степная средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании педаго Заместитель Директор МБОУ
гического совета директора по УВР Степная СОШ
_______/Т.Ю.Пшембаева /
Протокол № _10___ от __________/А.Т.Капашева /
« » 2016г. «____» _________2016 г. «____»_______2016г.
.
Программа проектно-исследовательской деятельности
по биологии «Я исследователь».
для учащихся 8-11 классов
Составила: Горшнякова Ирина
Владимировна
учитель биологии
первой категории
2016г.
1.Пояснительная записка.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», Устава учреждения, городской программы «Одарённые дети».Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» предназначена для обучающихся начальной, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование  различных качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
формирования умений публичной защиты работы.
Программа проектная и исследовательская деятельность обучающихся «Я – исследователь» рассчитана 9 часов.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены  дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате работы по программе «Проектная и исследовательская деятельность» учащиеся должны знать:
– структуру проектной и исследовательской деятельности учащихся; – основное отличие цели и задач проектной и исследовательской работы; объекта и предмета исследования; – структуру речевых конструкций гипотезы исследования; – основные информационные источники поиска необходимой информации; – правила оформления списка используемой литературы; – способы обработки и презентации результатов.
Учащиеся должны уметь:
– определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;– разделять проектную и исследовательскую деятельность на этапы; – самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);– выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку; – планировать  и  координировать  совместную   учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);– пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о биологических объектах.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание учебных тем:
1. Структура проектной, исследовательской деятельности (2 ч).
Цель и задачи  учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет   исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Виды деятельности учащихся: работа по парам, выполнение действий по заданному алгоритму. Формы контроля: защита плана проекта. Оборудование: памятка.
2. Этапы организации проектной (исследовательской) деятельности (3 ч).
Информационный поиск. Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники. Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели. 
Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта. Вид   деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму. Практическая   работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы. Формы   контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта. Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет.Организация и проведение эксперимента. Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические. Мыслительные   операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Вид   деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму. Практическая   работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм. Формы контроля: план экспериментальной части учебно-исследовательской работы. Оборудование: памятка.
3. Подготовка проектных, исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности (4 ч).
Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы. Стендовая защита.Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете. Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма. Виды   деятельности   учащихся: групповая работа.Формы   контроля: защита докладов, фестиваль презентаций. Оборудование: компьютеры.
Методы и средства обучения:
Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Принципы:
Принцип гуманизации – заключается в ориентации образовательного  процесса на личность воспитанника, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Воспитанник находится в центре образовательного процесса. Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д.Принцип интегральности – объединяет и оказывает влияние на учебную и проектную деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на занятиях и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;Принцип непрерывности – определяет процесс длительного профессионально ориентирующего образования  и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных  руководителей.Этапы организации  работы:
Организационно-подготовительный. Формирование групп учащихся,
желающих работать в научном обществе, по результатам диагностических исследований. Определение целей и задач.
Теоретическая подготовка. Знакомство с научно-исследовательскойдеятельностью на примерах работ известных ученых.
Практическая подготовка. На практических занятиях учащиеся учатся:
пользоваться современным оборудованием;
составлять графики, таблицы, диаграммы;
работать с каталогами;
составлять библиографию, рецензии;
составлять презентации публичных выступлений;
выбору темы исследования;
определению проблем, требующих решения;
формулированию темы предполагаемого исследования;
утверждению темы на установочной конференции.
Планирование проектной (исследовательской) деятельности .Постановка цели, задач.
Планирование хода эксперимента.
Сбор данных, проведение эксперимента.
Анализ полученных результатов.
Выводы на основе результатов исследования.
Подготовка материалов к исследовательской работе.
Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов.
Оформление проектной  (исследовательской работы).
Подготовка учебно-исследовательской работы к защите.
Презентация творческих проектов.
4. Тематическое планирование

№ Тема Сроки проведения Кол-во часов
1 Структура проектной деятельности. 1
2 Структура исследовательской деятельности. 1
3 Этапы организации проектной деятельности. 1
4 Этапы организации исследовательской деятельности. 1
5 Персональные и групповые проекты и исследовательские работы.
1
6 Организация группы; распределение амплуа в группах; планирование деятельности по решению задач проекта 1
7 Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе.
1
8 Семинарское занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций.
1
9 Защита проектов и исследовательских работ. 1
Литература:
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум -М., 2001. 2. Степанов М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе. Учебно-методическое пособие для учителей. СП., КАРО, 2005.3. Рабочая концепция одаренности. М., ИЧП «Магистр», 1998.4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся ст. классов, М., Просвещение, 1990.5. Воронцов Г.А. Работа над рефератом, Р-на-Д, ИЦ «Март Т», 2002.6. Журнал «Практика административной работы в школе»№ 3, 2007.7. Интернет.